Объем рынка платного ТВ в 2016 году вырос на 8,7%
По данным iKS-Consulting, российская аудитория платного ТВ выросла на 4,9% за год. Проникновение услуги к концу 2016 года составляет 72,8% общей численности домохозяйств, увеличившись на 3,4% по сравнению с результатами 2015 года
Исследовательское агентство iKS-Consulting завершило ежегодное инициативное исследование «Рынок платного телевидения и потребительских предпочтений в РФ, 2016-2020».
По оценкам iKS-Consulting, к концу 2016 года услугой платного телевидения (без учета абонентов систем коллективного приема телевидения (СКПТ), но с учетом пользователей расширенного социального пакета компаний «Ростелеком» («Мостелеком» в Москве и ТКТ в Санкт-Петербурге) и «Акадо») пользовались 41,2 млн домохозяйств.
Объем рынка платного ТВ в 2016 году вырос на 8,7% и составил 73,2 млрд руб. В целом наблюдается ежегодное увеличение ARPU (средняя выручка с пользователя за определенный период времени), в настоящий момент данный показатель составляет 152 рубля, но наблюдается небольшой рост – 3,4% по сравнению с предыдущим годом.
Рост сегментов рынка платного ТВ, 2016
Кабельное ТВ, практически переставшее расти, продемонстрировало лишь небольшую динамику по результатам 2016 года – 1,2%. При этом имеет место сокращение абонентов аналогового ТВ (-5,5%) и значительный прирост подписчиков цифрового ТВ (+21%).
Проникновение услуги в регионах
В России до сих пор существует достаточно сильная разница в проникновении услуг платного ТВ в разрезе федеральных округов, что обусловлено следующими факторами:
– Наличие или отсутствие в регионе крупных городов с
развитой кабельной инфраструктурой
– Полнота охвата спутниковым вещанием в том или ином регионе
– Различия в уровне экономического развития регионов
Проникновение услуги платного ТВ по Федеральным округам, 2016 / 2015
В зависимости от степени насыщенности региональных рынков, доступности услуги платного ТВ и социально-экономических факторов, различается и проникновение в федеральных округах.
Лидерами являются Центр и Северо-Запад: наряду с высоким проникновением темпы прироста здесь меньше, чем в остальных регионах. Быстрее всего численность абонентов платного ТВ увеличивается на рынках Сибири, Дальнего Востока и Урала, поскольку здесь проникновение еще не соответствует среднероссийскому и остается большой потенциал для роста.
Крупнейшие операторы РФ, 2016
Топ операторов с рыночной долей более 5% по стране
составляют 5 провайдеров. Основное изменение, произошедшее за последние полтора
года – выход оператора «ЭР-Телеком» на третье место, с опережением
на 0,04% следующей за ним компании «Орион-Экспресс».
Лидерами рынка, как и в прошлом году, стали «Триколор ТВ» (у него крупнейшая
абонентская база) и федеральный мультисервисный оператор «Ростелеком»,
предоставляющий услугу платного ТВ по двум технологиям (IPTV, кабельное ТВ) –
данные операторы в совокупности имеют 52% всего рынка по абонентской базе и 53%
по доходам.
Пятое место теперь занимает компания МТС, которая преодолела негативный тренд последних лет и вернулась к положительной динамике абонентской базы, в том числе за счет IPTV, хотя это и не помогло компании остаться на прежнем третьем месте.
Потребительские предпочтения
Как показали результаты исследования iKS-Consulting, в котором приняли участие более 2 тыс. человек, 22,1% респондентов не используют платное ТВ, так как не считают кабельное телевидение платной услугой. Большинство (70%) респондентов имеют только одного подключенного оператора, только 24% используют дополнительные каналы.
Всего 17% респондентов используют видео по запросу от оператора. Большинство из них предпочитает смотреть видео бесплатно (AVOD модель). Наибольшее количество респондентов смотрит контент несколько раз в неделю.
Большинство готовы приобрести новый телевизор с более высоким разрешением и четкостью экрана, потратив 15-30 тыс. руб.
В ходе исследования были выявлены следующие группы респондентов, готовых
платить за легальный качественный контент: VOD от оператора или
воспользовавшись услугой онлайн-кинотеатров, при этом «окно» выхода фильма
оказывает сильное влияние:
За только что вышедший фильм готовы платить: 69,3%.
Через неделю после выхода: 64,5%.
Через месяц после выхода: 46%.
Таким образом, ОТТ VOD-сервисы имеют достаточно специфическую и пока ограниченную аудиторию, а сама модель потребления все еще является нишевой и оказывает незначительное влияние на развитие российского телерынка. К такому выводу пришли в iKS-Consulting. Вместе с тем в среднесрочной перспективе ОТТ VOD-услуги будут приобретать все большее значение, и операторам традиционного линейного телевещания необходимо закрепляться в данном сегменте уже сейчас, чтобы предотвратить фрагментацию аудитории и/или отток абонентов к более развитым в плане кроссплатформенности конкурентам.