Исследование: как развивается интернет в регионах России
«Яндекс» сравнил проникновение интернета в разных городах и регионах страны, его доступность и активность пользователей на устройствах разного типа
В рамках исследования были использованы данные «Яндекс.Метрики» и «Яндекс.Браузера», отчеты Фонда «Общественное мнение» и исследовательской группы TNS, охватывающие период с осени 2015 по весну 2016 года.
Аудитория интернета и резервы роста
По данным соцопроса Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), осенью 2015 года интернетом в России хотя бы раз в месяц пользовались 78 млн человек старше 18 лет. Проникновение, то есть доля пользователей интернета среди населения этого возраста, — 67%. Почти такое же проникновение — 69% — показано в исследовании Web Index группы TNS, в котором учтены пользователи старше 12 лет. Оба этих источника не учитывают жителей Крыма.
Таким образом, на конец 2015 года в России как минимум 83 млн человек старше 12 лет каждый месяц пользовались интернетом. Их вдвое больше, чем тех, кто выходит в сеть реже или не выходит вообще. Проникновение интернета в России немного меньше, чем в среднем по Европе, и существенно выше, чем в среднем в мире. По европейским странам проникновение интернета к концу 2015 года оценивается в 73,5%, а по всем странам мира — в 46,4%.
В 2015 году аудитория интернета в городах-миллионниках почти перестала увеличиваться. Резерв для дальнейшего роста в крупных городах — только люди старше 45 лет. В городах с населением меньше 500 тыс. и селах число пользователей продолжает расти, и там еще есть несколько миллионов людей молодого и среднего возраста, которые пока не пользуются интернетом.
Как распределены по регионам пользователи интернета и люди, которые не выходят в сеть
Распределение по размеру населенного
пункта
Доступ в интернет с разных устройств
84% пользователей интернета в течение месяца используют для выхода в сеть больше одного устройства — например, рабочий и домашний компьютеры или компьютер и мобильное устройство. Больше половины аудитории использует мобильные устройства наряду с компьютерами, а пятая часть и вовсе выходит в интернет только с них.
Выше всего проникновение мобильного интернета среди молодых людей — около 90% пользователей младше 35 лет выходят в интернет с мобильных устройств (только с них или наряду с десктопами).
По данным «Яндекс.Метрики», 29% всех визитов на веб-сайты совершается с мобильных устройств. Почти три четверти этих визитов приходится на телефоны, и их доля продолжает расти. Доля планшетов среди визитов со всех типов устройств в этом году даже незначительно снизилась.
За 2015 год доля Android на смартфонах еще больше увеличилась за счет старых устройств на Java, Symbian и bada. Также за их счет выросли смартфоны Windows Phone. Доля iOS среди мобильных телефонов осталась прежней, а на планшетах iOS в конце 2015 года впервые уступила Android.
Активность в интернете
Смартфонов у пользователей в несколько раз больше, чем планшетов, поэтому суммарный трафик с мобильных телефонов больше, чем с планшетов. В то же время активность пользования интернетом через браузер на планшетах выше, чем на смартфонах, а на десктопах и ноутбуках — выше, чем на любых мобильных устройствах.
Как показывает статистика «Яндекс.Браузера», с десктопа в интернет выходят в среднем 11-12 раз в неделю, и в общей сложности проводят там более пяти с половиной часов. С мобильного телефона в сеть выходят в среднем 7-8 раз в неделю на 1 час 38 минут. Таким образом, если человек пользуется и компьютером, и телефоном, то за неделю он в среднем 19 раз выходит в сеть, где проводит более семи часов.
Одна из причин, почему с мобильных устройств просматривают по сравнению с десктопом меньше сайтов и страниц, заключается в использовании мобильных приложений, которые заменяют сайты — например, соцсети или почтовые сервисы.
По данным TNS Web Index Mobile за январь 2016 года, каждый день пользователи мобильных устройств запускают в среднем 5-6 мобильных приложений. И это даже без учета приложений, предустановленных на устройстве. Хотя не все приложения используются для выхода в интернет, очевидно, что они в заметной степени заменяют использование веб-сайтов.
Активность пользования интернетом через браузер различается в разных городах. В целом активнее всего просматривают веб-сайты в Крыму и Сибири. А наименее активны в сети на Юге России, Дальнем Востоке и Северо-Западе.
Город |
Отличие количества просмотров от среднего |
Севастополь |
16% |
Омск |
15% |
Красноярск |
11% |
Барнаул |
11% |
Казань |
10% |
Тюмень |
10% |
Саратов |
9% |
Волгоград |
7% |
Калининград |
6% |
Рязань |
5% |
Екатеринбург |
3% |
Воронеж |
2% |
Новосибирск |
1% |
Нижний Новгород |
-1% |
Уфа |
-1% |
Челябинск |
-3% |
Ростов-на-Дону |
-3% |
Пермь |
-4% |
Ярославль |
-6% |
Москва |
-6% |
Санкт-Петербург |
-8% |
Самара |
-9% |
Архангельск |
-10% |
Хабаровск |
-14% |
Махачкала |
-19% |
Краснодар |
-21% |
В целом активность пользователей из разных городов не различается по разным типам устройств — лидеры и аутсайдеры рейтинга почти не меняются. Но есть и некоторые исключения — например, по активности пользователей мобильных устройств Казань в лидеры не попадает, а Санкт-Петербург, наоборот, оказывается в верхней части рейтинга.
Популярные общероссийские и локальные сайты
В среднем за неделю с одного устройства просматривают примерно 13 разных сайтов на смартфоне и 27 на десктопе. Однако интересы пользователей в целом гораздо разнообразнее — в сумме люди из одного города в течение недели заходят на страницы тысяч разных сайтов.
Среди них можно выделить список доменов первого уровня, страницы которых часто посещают пользователи из всех исследованных городов. В топ-100 самых посещаемых доменов во всех городах попали 28 доменов. Это те сервисы, которые востребованы пользователями рунета вне зависимости от географии. В среднем на эти сайты приходится треть просмотров страниц из каждого города.
В противовес сайтам, которые одинаково популярны по всей России, в каждом городе есть сотни своих локальных ресурсов, которые посещают только там. Темы таких сайтов могут быть самыми разнообразными. Распространенные типы — это городские форумы, доски объявлений, местные магазины или сообщества совместных покупок, городские СМИ, сайты спортивных клубов и других местных организаций.
В среднем на такие локальные сайты приходится лишь около 2,5% всех просмотров, однако в трех городах трафик на уникальные для города сайты превышает 7% — в Красноярске, Казани и Севастополе. В Красноярске большой популярностью пользуются местные сайты совместных закупок, аукционов и автомобильных объявлений. В Севастополе активно читают не только российские, но и украинские сайты. Выше среднего интерес к местным сайтам в Хабаровске, Челябинске и Калининграде — там они получают по 3-4% трафика.
С полным исследованием можно ознакомиться по ссылке.