26 Апреля 2016 | 12:39

Исследование: как развивается интернет в регионах России

«Яндекс» сравнил проникновение интернета в разных городах и регионах страны, его доступность и активность пользователей на устройствах разного типа

В рамках исследования были использованы данные «Яндекс.Метрики» и «Яндекс.Браузера», отчеты Фонда «Общественное мнение» и исследовательской группы TNS, охватывающие период с осени 2015 по весну 2016 года.

Аудитория интернета и резервы роста

По данным соцопроса Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), осенью 2015 года интернетом в России хотя бы раз в месяц пользовались 78 млн человек старше 18 лет. Проникновение, то есть доля пользователей интернета среди населения этого возраста, — 67%. Почти такое же проникновение — 69% — показано в исследовании Web Index группы TNS, в котором учтены пользователи старше 12 лет. Оба этих источника не учитывают жителей Крыма.

Таким образом, на конец 2015 года в России как минимум 83 млн человек старше 12 лет каждый месяц пользовались интернетом. Их вдвое больше, чем тех, кто выходит в сеть реже или не выходит вообще. Проникновение интернета в России немного меньше, чем в среднем по Европе, и существенно выше, чем в среднем в мире. По европейским странам проникновение интернета к концу 2015 года оценивается в 73,5%, а по всем странам мира — в 46,4%.

 

 

В 2015 году аудитория интернета в городах-миллионниках почти перестала увеличиваться. Резерв для дальнейшего роста в крупных городах — только люди старше 45 лет. В городах с населением меньше 500 тыс. и селах число пользователей продолжает расти, и там еще есть несколько миллионов людей молодого и среднего возраста, которые пока не пользуются интернетом.

Как распределены по регионам пользователи интернета и люди, которые не выходят в сеть

Распределение по размеру населенного пункта
 

 

 

 

Доступ в интернет с разных устройств

84% пользователей интернета в течение месяца используют для выхода в сеть больше одного устройства — например, рабочий и домашний компьютеры или компьютер и мобильное устройство. Больше половины аудитории использует мобильные устройства наряду с компьютерами, а пятая часть и вовсе выходит в интернет только с них.

 

 

Выше всего проникновение мобильного интернета среди молодых людей — около 90% пользователей младше 35 лет выходят в интернет с мобильных устройств (только с них или наряду с десктопами).

 

 

По данным «Яндекс.Метрики», 29% всех визитов на веб-сайты совершается с мобильных устройств. Почти три четверти этих визитов приходится на телефоны, и их доля продолжает расти. Доля планшетов среди визитов со всех типов устройств в этом году даже незначительно снизилась.

 

 

За 2015 год доля Android на смартфонах еще больше увеличилась за счет старых устройств на Java, Symbian и bada. Также за их счет выросли смартфоны Windows Phone. Доля iOS среди мобильных телефонов осталась прежней, а на планшетах iOS в конце 2015 года впервые уступила Android.

 

 

Активность в интернете

Смартфонов у пользователей в несколько раз больше, чем планшетов, поэтому суммарный трафик с мобильных телефонов больше, чем с планшетов. В то же время активность пользования интернетом через браузер на планшетах выше, чем на смартфонах, а на десктопах и ноутбуках — выше, чем на любых мобильных устройствах.

Как показывает статистика «Яндекс.Браузера», с десктопа в интернет выходят в среднем 11-12 раз в неделю, и в общей сложности проводят там более пяти с половиной часов. С мобильного телефона в сеть выходят в среднем 7-8 раз в неделю на 1 час 38 минут. Таким образом, если человек пользуется и компьютером, и телефоном, то за неделю он в среднем 19 раз выходит в сеть, где проводит более семи часов.

 

 

Одна из причин, почему с мобильных устройств просматривают по сравнению с десктопом меньше сайтов и страниц, заключается в использовании мобильных приложений, которые заменяют сайты — например, соцсети или почтовые сервисы.

По данным TNS Web Index Mobile за январь 2016 года, каждый день пользователи мобильных устройств запускают в среднем 5-6 мобильных приложений. И это даже без учета приложений, предустановленных на устройстве. Хотя не все приложения используются для выхода в интернет, очевидно, что они в заметной степени заменяют использование веб-сайтов.

 

 

Активность пользования интернетом через браузер различается в разных городах. В целом активнее всего просматривают веб-сайты в Крыму и Сибири. А наименее активны в сети на Юге России, Дальнем Востоке и Северо-Западе.

 

Город

Отличие количества просмотров от среднего

Севастополь

16%

Омск

15%

Красноярск

11%

Барнаул

11%

Казань

10%

Тюмень

10%

Саратов

9%

Волгоград

7%

Калининград

6%

Рязань

5%

Екатеринбург

3%

Воронеж

2%

Новосибирск

1%

Нижний Новгород

-1%

Уфа

-1%

Челябинск

-3%

Ростов-на-Дону

-3%

Пермь

-4%

Ярославль

-6%

Москва

-6%

Санкт-Петербург

-8%

Самара

-9%

Архангельск

-10%

Хабаровск

-14%

Махачкала

-19%

Краснодар

-21%

 

В целом активность пользователей из разных городов не различается по разным типам устройств — лидеры и аутсайдеры рейтинга почти не меняются. Но есть и некоторые исключения — например, по активности пользователей мобильных устройств Казань в лидеры не попадает, а Санкт-Петербург, наоборот, оказывается в верхней части рейтинга.

Популярные общероссийские и локальные сайты

В среднем за неделю с одного устройства просматривают примерно 13 разных сайтов на смартфоне и 27 на десктопе. Однако интересы пользователей в целом гораздо разнообразнее — в сумме люди из одного города в течение недели заходят на страницы тысяч разных сайтов.

Среди них можно выделить список доменов первого уровня, страницы которых часто посещают пользователи из всех исследованных городов. В топ-100 самых посещаемых доменов во всех городах попали 28 доменов. Это те сервисы, которые востребованы пользователями рунета вне зависимости от географии. В среднем на эти сайты приходится треть просмотров страниц из каждого города.

 

В противовес сайтам, которые одинаково популярны по всей России, в каждом городе есть сотни своих локальных ресурсов, которые посещают только там. Темы таких сайтов могут быть самыми разнообразными. Распространенные типы — это городские форумы, доски объявлений, местные магазины или сообщества совместных покупок, городские СМИ, сайты спортивных клубов и других местных организаций.

В среднем на такие локальные сайты приходится лишь около 2,5% всех просмотров, однако в трех городах трафик на уникальные для города сайты превышает 7% — в Красноярске, Казани и Севастополе. В Красноярске большой популярностью пользуются местные сайты совместных закупок, аукционов и автомобильных объявлений. В Севастополе активно читают не только российские, но и украинские сайты. Выше среднего интерес к местным сайтам в Хабаровске, Челябинске и Калининграде — там они получают по 3-4% трафика.

С полным исследованием можно ознакомиться по ссылке.

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 Realweb Digital Index 2024
2 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
3 MGCom №1 Digital Index 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.