Россияне готовы доплачивать за бренд и престиж
Аналитики описали портрет современного российского потребителя
Рост реальных ежемесячных доходов населения России, очищенных от инфляции, с 2001 года составил 253%. Об этом сообщил генеральный директор GfK Rus Александра Демидов в ходе конференции "Потребительские рынки России. Будущее начинается сегодня". В 2013 году россияне потратили на продукты питания 42% своих доходов.
Как пишет «Российская газета», для россиян на первом месте стоит бренд и престиж. Потребители готовы доплачивать за товары, чтобы утвердить свой статус. Брендовые товары больше покупает молодежь, чем люди старшего возраста. Большинство потребителей пытаются рационально подходить к покупкам, но при этом 43% могут в магазине совершить спонтанную покупку.
Подавляющее число россиян (81%) обращаются внимание на качество товара и бренд, отмечает Nielsen. 60% выбирают бренд, который они купят, еще до похода в магазин; 47% готовы платить большие деньги за имидж и престиж. Как заявил эксперт из "INFOLine-Аналитика", эта тенденция объясняется тем, что доля международных компаний растет, происходит укрепление брендов. А российские компании в условиях жесткой конкуренции вынуждены сокращать долю рекламных расходов в связи с увеличением расходов на трейд-маркетинг.
Однако несмотря на важность бренда, 57% россиян признали, что цена остается значимым фактором. Практически каждый второй потребитель знает о скидках, специальных акциях и предложениях, которые предлагают магазины. При этом 66% респондентов готовы потратить время на поиск и сравнение цен, чтобы купить любимый бренд по наиболее привлекательной цене.
Недавнее исследование Nielsen показало, что россияне стали меньше верить знакомым и доверились рекламе. В два раза выросло количество тех респондентов, которые доверяют рекламе на телевидении, – с 20% в 2011 году до 40% в 2013-м; рекламе в газетах доверяет 42% респондентов (против 18% в 2011-м), а рекламе в журналах – 41% (против 22% в 2011-м). Одним из самых заметных падений доверия на рекламном рынке можно назвать е-мейл-рассылки, на которые потребитель подписался сам: с 40% в 2011-м до 22% в 2013-м.
В то же время за два года с момента проведения прошлой волны
исследования потребители в России стали в той или иной мере меньше полагаться
на рекомендации друзей и знакомых (82% в 2013-м vs 90% в 2011-м), косвенная
реклама посредством мнений других потребителей в отзывах в Интернете также
потеряла баллы: на 5 п.п. меньше респондентов в 2013 году ответили, что
доверяют этому источнику информации (65% vs 70% в 2011-м).