Мировой индекс потребительского доверия вырос на два пункта
Но в России индекс потребительского доверия продолжил свое падение в 1 квартале 2013 года
Индекс потребительского доверия в мире достиг 93 пунктов в первом квартале 2013 года – такова реакция потребителей на положительные экономические новости из стран Северной Америки, Азии, Северной и Центральной Европы. Согласно последнему исследованию Nielsen, ведущего мирового эксперта в области маркетинговой информации в первом квартале 2013 года Индекс вырос в 55% стран мира (33% в прошлом квартале).
Ожидания позитивных перемен в экономике транслировались в осторожное повышение оптимизма потребителей относительно перспектив трудоустройства, состояние собственных финансов и в их большую готовность тратить в 1 кв. 2013 года.
«Позитивные экономические новости из США, а также стабильные показатели китайского рынка вызвали рост уровня потребительского доверия по всему миру», сказал д-р Венкатеш Бала, главный экономист The Cambridge Group (часть Nielsen). «Показатели индекса в развитых экономиках Азии уверенно пошли вверх в 1 квартале 2013 года: двузначный рост отмечен в Гонг Конге, Японии, Юной Корее и Тайване».
В то время как в целом по миру в 1 кв. 2013 года настроения глобальных потребителей улучшились, исследование Nielsen показало, что многие по-прежнему не разделяют оптимизма относительно восстановления национальных экономик и выхода из затянувшейся рецессии: каждый второй опрошенный ответил, что у их стран это займет, по меньшей мере, еще один год. Более половины глобальных респондентов (56%) сказали, что их страна переживает рецессию в данный момент, в прошлом квартале таковых было 59%, еще полгода назад – 62%. В среднем, среди всех стран-участниц исследования, каждая составляющая Индекса потребительского доверия выросла в 1 кв. 2013 по сравнению с 4 кв. 2012. 47% опрошенных глобальных потребителей оптимистичны в оценке перспектив трудоустройства в последующие 12 месяцев, 54% уверены в состоянии собственных финансов, а 36% готовы тратить.
Динамика Индекса потребительского доверия в Европе
В Европе Индекс потребительского доверия остался неизменным на отметке в 71 пункт. В конце прошлого года Индекс упал в 20 из 29 исследуемых европейских рынков. В 1 кв. 2013 наблюдался противоположный тренд: в 18 странах из 29 показатели Индекса росли.
«Есть все основания полагать, что опасения, связанные с глубоким долговым кризисом в Европе, распространившиеся далеко за пределы непосредственно пораженных этим кризисом южноевропейских стран, немного ослабли среди потребителей в начале 2013 года», – говорит Д-р Бала. «В то же время, все еще нестабильные условия рынка труда в экономически проблемных частях региона, включая Грецию, Ирландию, Италию, Португалию и Испанию, а также недавний финансовый кризис на Кипре, сдерживают темпы восстановления европейской экономики и, как следствие, рост показателей Индекса».
Хотя Россия остается одним из самых «оптимистичных» европейских рынков, Индекс Потребительского доверия продолжил снижение второй квартал подряд, составив по итогам 1 кв. 2013 года 81 пункт. «Россияне вступили в 2013 год с опаской, что сделало их потребительское поведение более сдержанным: две трети опрошенных в России считают, что сейчас не лучшее время для трат, а каждый третий опрошенный (34%) и вовсе сберегает свободные деньги», – комментирует Пол Уокер, Региональный директор Nielsen в России и странах Северо-Восточной Европы. «Настораживающие новости из Еврозоны и с волатильных финансовых рынков негативно повлияли на оценку потребителями состояния собственных финансов. Более половины российских респондентов (56%) считают его плохим или не очень хорошим на ближайший год по сравнению с 48% в предыдущем квартале», продолжает Пол Уокер.
Основными источниками беспокойства для россиян в 1 квартале 2013 года стали здоровье –15% (+3 пункта по сравнению с 4 кв. 2012), растущие цены на услуги ЖКХ (13%) и сохранность рабочих мест (12%).
Показатели Индекса в отдельных регионах и странах в мире
Индекс потребительского доверия вырос на нескольких ключевых рынках, включая США (93), Германию (90), и Японию (73).
Респонденты Северной Америки продемонстрировали один из самых высоких показателей по намерению тратить в ближайшие 12 месяцев. Результаты исследования в этом регионе показали рост числа потребителей, которые собираются потратиться на благоустройство своего дома, отпуск и развлечения вне дома.
«Американцы, воодушевленные признаками оживления национальной экономики и укрепления рынка труда, вновь продемонстрировали желание тратить», говорит д-р Бала. «В то же время, более высокие налоги и эффект от сокращения государственного бюджета вкупе с колебаниями на рынке труда, и медленно растущим личным располагаемым доходом, оказывает свое влияние на домохозяйства в США и может затруднить дальнейший рост этого показателя».
Самый значительный рост Индекса потребительского доверия отмечен в Гон – Конге: за год он подскочил на 23 пункта, достигнув отметки в 108; самое значительно снижение в Египте: –20 пунктов за один квартал до 74. Самый высокий Индекс потребительского доверия отмечен в стране-представительнице Азиатско-Тихоокеанского региона – Индонезии – 122 пункта (+5 в 4 кв. 2012), самый низкий Индекс зафиксирован в Португалии – 33 пункта.
Об исследовании
Исследование глобального потребительского доверия Global Consumer Confidence Survey проводилось с 1 февраля по 8 марта. Всего было опрошено более 29 тысяч потребителей из 58 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Европы, Латинской Америки, Ближнего Востока, Африки и Северной Америки. Уровень потребительского доверия ниже и выше 100 пунктов является индикатором степени потребительского пессимизма и оптимизма для каждой страны. Выборка формировалась по половозрастным квотам для каждой страны, с учетом числа пользователей Интернета в конкретной стране. Максимальная погрешность выборки составляет ± 0,6%. Данное исследование Nielsen основывается на поведении только тех респондентов, у которых есть доступ в Интернет. Степень проникновения Интернета варьируется в зависимости от страны. Компания Nielsen учитывает стандарты минимальных требований к формированию выборки: минимальная степень проникновения Интернета – 60%, или 10 миллионов Интернет пользователей для включения страны в исследование. Исследование глобального потребительского доверия Global Consumer Confidence Survey, было начато в 2005 году.
Источник: Retail.ru