Российский бизнес ждет худшего


Исследования | 11 Января 2012 07:48:23 | 15

Российские бизнесмены смотрят в будущее пессимистичнее предпринимателей из других стран БРИК, свидетельствуют данные исследования Grant Thornton International (GTI). Основными причинами таких настроений эксперты считают политические риски и ожидание ухудшения экономических показателей России

Российские бизнесмены смотрят на развитие экономики в России с пессимизмом, тогда как предприниматели других стран БРИК настроены оптимистично, выяснила компания Grant Thornton International (GTI) в ходе исследования, проведенного в четвертом квартале 2011 года.

Наиболее позитивно будущее оценивают бизнесмены из Бразилии, здесь индекс настроений составляет 74% — на такую величину число оптимистов превышает количество пессимистов. На втором месте Индия (58%), затем Китай (22%).

Россия замыкает этот список с отрицательным показателем (–4%). Это означает, что она единственная страна в БРИК, где пессимистов больше, чем оптимистов, констатируют исследователи GTI.
Всего в опросе GTI приняли участие более 2,7 тыс. компаний по всему миру. В России респондентами выступили генеральные (управляющие) директоры около 100 компаний, представляющих средний и крупный бизнес, с численностью сотрудников от 100 до 499 человек в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Новосибирске. Эксперты отмечают, что индекс настроений среди российских предпринимателей снижался на протяжении всего 2011 года. В первом квартале он был положительным на отметке 15%, во втором опустился до 11%, в третьем — до 9%. В последнем квартале произошло резкое падение индекса на 13 пунктов, до отрицательного уровня.

При этом столичные предприниматели меньше верят в скорое улучшение экономического положения, чем их коллеги в регионах.
Так, среди бизнесменов Екатеринбурга оптимисты составили 42,5%, в Новосибирске — 35,4%, в Москве и Санкт-Петербурге — по 28,2%, в Нижнем Новгороде — всего 26,3%. При этом в столице не испытывают ни оптимизма, ни пессимизма 33,8% опрошенных, в Питере — 29,5%, в Екатеринбурге — 46,3%, в Новосибирске — 44,3%, и в Нижнем Новгороде — 43,8%.

В то же время в странах БРИК в последнем квартале индекс настроений вырос c 25% до 34%.

Эксперты GTI отмечают, что в общем рейтинге 40 стран, участвовавших в опросе об уровне оптимизма, Россия занимает 27-е место, разделяя его с Сингапуром, Малайзией, Швейцарией. В Евросоюзе в третьем и четвертом кварталах также отмечалось сильное снижение настроений, что привело в конце года к отрицательному балансу (–17%). В США уровень уверенности также невысок: по итогам четвертого квартала 2011 года оптимистов здесь больше всего на 1%.

«Мы работаем с реальным средним бизнесом, мы чувствуем, что в бизнесе нет активности, веры в то, что этот год принесет что-то очень положительное. Они не собираются глобально вкладываться, применять активные действия для развития. Они не видят перспективы... В бизнесе сегодня нет ясности в том, кто будет первым лицом и что будет политическая стабильность», — рассказал «Газете. Ru» глава банка «Возрождение» Дмитрий Орлов.

Большинство экспертов соглашаются, что существенное отставание России от других стран БРИК по индексу настроений предпринимателей связано в основном с политическими причинами. «Об этом свидетельствует резкое падение индекса именно по результатам IV квартала, то есть после того, как стало известно о решении Путина вернуться на пост президента, и проведения парламентских выборов. Показательно также, что индекс падал на протяжении всего 2011 года на фоне роста цены на нефть, что ранее традиционно воспринималось как база для роста российской экономики и увеличение возможностей для делового сообщества», — констатирует аналитик ИФК «Солид» Эльза Бикчурина. По мнению экспертов, ожидания российских бизнесменов в области экономики также хуже, чем в странах БРИК. «Если сравнить с тем же Китаем, в России не было сделано ставки на стимулирование внутреннего спроса, что должно поддерживать экономику в условиях уже начавшегося снижения внешнего спроса. Российский бизнес ожидает увеличения налоговой нагрузки, которая будет происходить из-за завышенных социальных обязательств государства, это также снижает его предпринимательскую активность», — полагает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. По его оценке, российская экономика по итогам 2012 года упадет на 1—2%, тогда как китайская вырастет на 7—8%, а индийская и бразильская — на 5—6%.
Впрочем, по прогнозам Бикчуриной, при росте протестных настроений индекс может немного вырасти: у предпринимателей появится чувство надежды на возможность изменения политической обстановки в стране, а следовательно, улучшение делового климата в России. С другой стороны, протесты ведут к увеличению политических рисков, предупреждает эксперт.

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.


Источник: Газета

последние новости

Комментарии

Оrтодоx | 11.01.2012, 10:09
Чтоб у нас все было xорошо.
Anonymous | 11.01.2012, 10:43
нда... ситуевина...
Герасим | 11.01.2012, 13:24
И чому я не бразилец?
фыва | 11.01.2012, 13:33
42% населения уверены, что жить будет xуже.
Anonymous | 11.01.2012, 13:38
Конечно xуже - 21 декабря настанет конец света)). По календарю майя.
Anonymous | 11.01.2012, 15:41
а это уже окончательно?
Anonymous | 11.01.2012, 16:57
а как же? давно запланировано.
zorkiy_sokol | 11.01.2012, 14:16
Странно, мы ж такие оптимисты всегда были.
Без комментариев | 11.01.2012, 16:33
Дак довели.
Anonymous | 11.01.2012, 17:06
Валить отсюда надо. В Бразилию. В Рио-де-Жанейро.
покус-группа | 11.01.2012, 17:39
Ощущение такое, будто все потиxоньку просто перестает действовать.
Anonymous | 11.01.2012, 18:30
власть занимается самосоxранением, ей не до экономики
Рубик Кубика | 11.01.2012, 18:39
Очень xочется к концу года забыть слово Путин.
Anonymous | 11.01.2012, 18:58
Эxe-xe...
Anonymous | 12.01.2012, 14:32
замени Путин на Пунинку и жуть станет легче... :-)))

Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 16364
Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.
все разделы

Нестандартная Реклама

AdIndex Market

Новости партнеров