Издатели попросили Путина отложить на год ограничения для иностранцев
Западные издательские дома не оставляют надежды пересмотреть введенное для иностранцев 20-процентное ограничение на владение российскими СМИ. Как стало известно РБК, они попросили Владимира Путина отложить запрет на год
Руководители работающих в России зарубежных ИД в прошлую пятницу, 20 февраля, подписали и отправили президенту Владимиру Путину письмо, в котором изложили свою позицию по поводу прошлогодних поправок в закон «О СМИ». Инициатором обращения стали немецкие Axel Springer и Burda, уточнил РБК топ-менеджер одной из медиакомпаний. Гендиректор ИД Axel Springer Russia Регина фон Флеминг отказалась от комментариев. Гендиректор российского ИД Burda Юрген Ульрих подписал письмо, подтвердила пресс-служба в штаб-квартире Hubert Burda Media.
Инициаторы письма предложили подписать обращение к Путину также главам местных подразделений немецкой Bauer Media, финской Sanoma, шведской Bonnier, датской Egmont, итальянской De Agostini. Из них свою подпись под письмом РБК подтвердил Андрус Вахер, гендиректор ИД «Бонниер Бизнес Пресс», выпускающего газету «Деловой Петербург».
Принятые Госдумой в прошлом сентябре поправки в закон «О СМИ» запрещают иностранцам с 2016 года владеть прямо или косвенно 20% и более в учредителе любого российского СМИ. Российские компании и физические лица, выступающие учредителями СМИ через иностранные юрисдикции, должны привести структуру собственности в соответствие с новыми требованиями закона к 2017 году.
Аргументы иностранцев
Поправки оказались, по мнению авторов письма, «весьма несвоевременным». Уже в первом полугодии 2015 рекламные доходы издателей могут сократиться на 30%, до 12 млрд руб., ссылаются руководители издательских домов на прогноз Ассоциации коммуникационных агентств России. Они обращают внимание на то, что значительная часть этих потерь придется на компании с иностранным участием, которые являются ключевыми игроками на российском рынке прессы: совокупная аудитория их изданий достигает около 60 млн человек.
Работающие в России зарубежные медиакомпании обеспечивают напрямую или косвенно несколько десятков тысяч рабочих мест во многих областях экономики (издательства, производство бумаги, типографии, логистика, распространение, авторы, фотографы и т.д.)., напоминают авторы письма. Они отмечают, что все эти места могут оказаться в опасности, если издательские дома будут закрываться, а такой вариант весьма вероятен, если закон «О СМИ» не изменится.
Зарубежные медиакомпании просят Путина пересмотреть сроки вступления поправок в силу: по их мнению, было бы целесообразно, если бы ограничения для иностранцев начали действовать так же, как и для российских собственников, с 2017 года. Кроме того, авторы письма предлагают вообще не распространять запрет на компании с иностранным участием, работавшие в России до принятия поправок.
Обращение зарубежных издателей получено, сообщил источник РБК в администрации президента. Но комментировать перспективы письма не стал. Связаться с пресс-секретарем президента Дмитрием Песковым РБК в понедельник не удалось.
Немецкие медиакомпании – Axel Springer, Burda, Bauer – ранее пытались вывести тему ограничений для иностранцев на международный уровень. Когда поправки только принимались, руководство Axel Springer известило о них канцлера ФРГ Ангелу Меркель, а Российско-германская внешнеторговая палата занялась тогда «интенсивными политическими консультациями». Прошлой осенью при Минкомсвязи была создана рабочая группа, призванная выработать «комфортные условия» для дальнейшей работы в России медиакомпаний с иностранным участием. Но результаты деятельности этой группы неизвестны.
По данным отраслевого издания AdIndex, Burda с оценкой рекламной выручкой в 1,7 млрд рублей находится по итогам 2013 года на 6-м месте среди крупнейших в России ИД по рекламным доходам, Axel Sringer – на 14-м (524 млн руб.), Bauer – на 23-м (304 млн руб.).
С предложением если не отменить, то хотя бы отложить на более поздний срок ограничения по иностранному владению ранее уже обращался к депутатам и чиновникам телевизионный холдинг «СТС Медиа» (управляет СТС, «Домашним», «Перцем» и CTC Love). Компания, крупнейшим акционером которой является шведская Modern Times Group (владеет сейчас почти 38% «СТС Медиа», еще 25% – у структур, связанных с банком «Россия», около 36% торгуется на NASDAQ) предлагала сделать такое исключение для публичных компаний. Пресс-секретарь «СТС Медиа» Игорь Иванов отказался сообщить, была ли реакция на это обращение.
С момента внесения в Госдуму поправок в закон «О СМИ» до
подписи президентом Путином нового закона капитализация «СТС Медиа» снизилась
на NASDAQ на 49%, до $757 млн. В понедельник, 23 февраля, она равнялась $637
млн.
Источник: РБК