07 Июля 2014 | 11:04

Зарубежные телеканалы выдавят российские из кабельных сетей

Из-за запрета рекламы отечественным платным телеканалам придется урезать штат

Картинка Зарубежные телеканалы выдавят российские из кабельных сетей

После стремительного принятия Думой закона о запрете рекламы на кабельном и спутниковом платном ТВ неэфирные телеканалы продумывают варианты сокращения расходов. По словам опрошенных «Известиями» представителей платных каналов, теперь у них есть три пути: повысить абонентскую плату, сократить штат канала или закупать более дешевый контент. Правда, повысить ценник за доступ к каналу, скорее всего, не получится: тогда кабельные операторы могут отказаться принимать каналы в свои сети. Прогнозы самих кабельных операторов еще более пессимистичны. После вступления закона в силу зарубежные кабельные телеканалы потеснят российские, а новые каналы и вовсе перестанут появляться.

Представители платного ТВ называют принятый закон абсурдным. Парламентарии посчитали, что бесплатные эфирные каналы недополучают 4 млрд рублей из-за неэфирных каналов, которые сами по себе являются платными для абонентов, да еще и продают рекламу. 4 млрд — это общий доход неэфирных телеканалов в России в 2013 году. При этом объем всего рекламного ТВ-рынка в России, по разным оценкам, достиг 130–150 млрд рублей.

— Упущенная выгода не дошла бы до эфирных каналов по определению, поскольку существует слишком много рекламодателей, которые не могут попасть на эфирные каналы либо не попадут туда никогда, — считает директор по рекламным продажам и исследованиям Viasat в России (телеканалы TV 1000, Viasat History, DaVinchi — всего 15 спутниковых каналов) Дмитрий Колесов.

— При нынешнем размере рынка в 150 млрд рублей, это даже не смешно, — говорит Колосов.

По его словам, о повышении абонентского ценника говорить рано, поскольку не все платные каналы пойдут на этот риск. Дело в том, что, повысив стоимость доступа, каналы рискуют не попасть в кабельные сети.

Не рискнут поднимать цену и по другой причине, продолжает Колосов: российский зритель уверен в том, что телевидение должно быть бесплатным. Скачок цены отобьет у неэфирных телеканалов аудиторию.

Чтобы компенсировать убытки от потери рекламы, телеканалы, скорее всего, будут «резать» свои затраты. Первыми под нож попадут расходы на персонал и на контент. По словам представителя компании Viasat, в структуре, которой реклама составляет львиную долю, вероятно, сократят расходы комплексно: пострадает и персонал, и качество передач, и цена за доступ к каналам.

Интересно, что у владельцев эфирных каналов, таких как «Первый», ВГТРК и других, в активе также имеется множество платных каналов. Причем у каналов «Русский бестселлер» и «Моя планета» ВГТРК одни из самых высоких рейтингов среди кабельных каналов, они также входят в пятерку по охвату аудитории. В топ-5, по оценкам экспертов рынка, входит и «Дом кино», принадлежащий компании «Первый канал. Всемирная сеть».

Для кабельных каналов ВГТРК запрет рекламы не станет катастрофой, говорит заместитель генерального директора ФГУП ВГТРК Дмитрий Медников. Реклама в структуре доходов того же «Русского бестселлера» и «Моей планеты» не достигает 30%, утверждает Медников.  

— Мне кажется, пока разговаривать о том, что мы будем делать дальше, преждевременно. Закон должен быть подписан президентом. Пока нет предмета для обсуждения, — заявил «Известиям» менеджер холдинга.

Западные каналы вытеснят отечественные, а новые перестанут появляться

Если рейтинговым неэфирным ресурсам ВГТРК и «Первого канала» выход из кабельных сетей не грозит, то остальным платным каналам после подписания закона президентом есть чего опасаться. Вице-президент Ассоциации кабельного телевидения и член наблюдательного совета группы компаний «Акадо» Михаил Силин подтверждает, что кабельные операторы не готовы будут платить повышенные лицензионные отчисления каналам, поскольку не в их интересах повышать тарифы абонентам.

— Это чревато тем, что некоторые каналы просто потеряют эфир и исчезнут, — продолжает Силин. — Их место займут международные сетевые каналы, для которых доход от рекламы не так важен.

Однако не все международные кабельные каналы независимы от рекламы. Для Viasat и Discovery львиную долю бюджета составляют именно рекламные доходы. Однако у них есть преимущество, они могут перестать снимать передачи для российского рынка и запускать международную версию, дублированную на русский язык, что намного дешевле.

Для российских каналов, присутствующих в кабеле, сократить расходы, значит, существенно ухудшить качество контента: делать больше повторов и генерировать меньше оригинальных программ.

Силин также подчеркивает: очень многие кабельные компании независимо от абонентских платежей откажутся платить телеканалам с маленьким рейтингом. Не станут платить и новым каналам, у которых еще не появилась аудитория.

— Тогда как вообще будут появляться новые каналы? Я, например, не знаю. Ведь перед тем как стать эфирными и популярными такие каналы, как СТС, ТНТ, РЕН ТВ, сначала появились в кабеле, — напоминает Силин.

Как принимали закон

Запрет рекламы на платных кабельных и спутниковых каналах инициировал член комитета по обороне Госдумы Игорь Зотов. Он предложил запретить рекламу на каналах, которые осуществляют деятельность «исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств». Речь не идет о десяти обязательных общедоступных каналах, которые кабельные и спутниковые операторы распространяют бесплатно: «Первый канал», «Россия 1», «Россия 2», «Россия 24», «Россия К», НТВ, «Пятый канал», ТВ Центр, ОТР и «Карусель». Не относятся к платным и телеканалы, распространяющиеся посредством наземного эфирного вещания.

Общественный резонанс вызвал не только сам законопроект, но и условия, в которых он принимался. Внесенный в Думу 24 июня, он был принят в первом чтении уже через неделю. В повестке Госдумы на последний день весенней сессии его обсуждение не значилось, но 4 июля по инициативе профильного комитета по экономполитике чтение всё же состоялось. В результате большинством депутатов — в основном единороссов — закон утвердили сразу во втором и третьем чтениях.

Этому предшествовала история, произошедшая в профильном комитете накануне. По выражению заместителя руководителя фракции ЛДПР Ярослава Нилова, заседание комитета проводилось «в потемках, тайно, по-партизански». Вечером 3 июля по звонку руководителя комитета Руденского на совещание собрались три депутата: единороссы Виктор Звагельский и Сергей Кривоносов, и «эсер» Михаил Емельянов. У Виктора Звагельского, по сообщению Емельянова, на руках была большая часть доверенностей от депутатов «Единой России», состоящих в комитете. Члены комитета проголосовали за принятие законопроекта во втором и третьем чтениях 4 июля. Емельянов и Тайсаев при этом голосовали против.

Таким образом, платные каналы и кабельных операторов, которые ожидаемо выступили против принятия законопроекта, к работе над ним не допустили. Поправки все-таки утвердили во втором и третьем чтениях, несмотря на критику депутатов от ЛДПР, «Справедливой России» и КПРФ. «Эсер» Валерий Гартунг заявил на заседании, что закон ударит по основе независимого телевидения, и назвал проект коррупциогенным.

Во время обсуждения проекта представитель ЛДПР предложил запрещать рекламу только на тех каналах, которые получают государственное финансирование, однако поправку отклонили. Теперь закон должен утвердить Совет Федерации и президент.

Источник: Известия

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
2 MGCom №1 Digital Index 2023
3 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.