Российские ретейлеры начали «Черную пятницу»
В четверг вечером в России стартовала массовая распродажа под названием «Черная пятница». В этом году в ней решили принять участие более 300 компаний. РБК узнал, на какой рост продаж они рассчитывают
Акция «Черная пятница» началась в четверг вечером и продлится до конца воскресенья, 30 ноября. Российская распродажа — калька с американской «Черной пятницы», где большинство магазинов устраивает распродажу сразу после Дня благодарения. В США в этой акции участвуют почти все ретейлеры, для онлайн-акций в Америке есть так называемый киберпонедельник. В России «Черная пятница» до сих пор проходила преимущественно в онлайне.
«Черная пятница» должна была стартовать в 19:00, но незадолго до этого часа на официальной странице акции в Facebook появилось объявление о ее переносе на 20:00. В назначенный срок организаторы снова перенесли открытие еще на час. Опрошенные РБК участники «Черной пятницы» сообщили, что задержка была связана с «техническими проблемами».
Для Рунета эта акция станет третьей по счету: в первой «Черной пятнице», которая прошла в 2013 году, приняли участие 5 млн россиян, прошлогодняя распродажа привлекла уже 6,5 млн покупателей. Количество продавцов, участвующих в акции, тоже растет — в 2013 году к ней присоединилось 80 онлайн-ретейлеров, в 2014-м — 200, в этом году в акции примут участие больше 300 магазинов, говорится на сайте компании-организатора «Блэк Фрайдэй» (Blackfridaysale.ru).
За участие в распродаже магазины платят организаторам процент от продаж (модель revenue sharing), величина которого зависит от категории товара. Как сообщили РБК несколько участников распродажи, в этом году комиссия составляет 10–30% в зависимости от категории. Сотрудник компании, торгующей техникой, рассказал, что организаторы «Черной пятницы» также берут деньги за место на площадке blackfridaysale.ru: так, при размещении 100 товаров на сайте компании платят 50 тыс. руб., при размещении 300 товаров — 70 тыс. руб.
Скандальные скидки
По данным «Блэк Фрайдэй», партнеры акции в этом году выставили на продажу около 150 тыс. наименований товаров и услуг. В ассортименте — одежда и обувь, ювелирные изделия и бижутерия, мебель и книги, электроника и бытовая техника. Новые категории, которые добавились только в этом году, — недвижимость и автомобили. Заявленный уровень скидок — до 90%. В прошлые годы по итогам акции организаторы «Черной пятницы» отчитывались, что средняя скидка при покупках в дни распродаж была на уровне 45%.
Во время первой акции в 2013 году покупатели уличали продавцов в фиктивных скидках. В 2014 году сообщения о случаях, когда компании специально поднимали цены перед распродажей, чтобы «снизить» их в нужный день, встречались уже реже. А в этом году организаторы приняли специальные меры, которые призваны защитить покупателей от «манипуляций недобросовестных продавцов», сообщила «Блэк Фрайдэй». «На страницах популярных товаров появятся графики изменения цен у конкретного продавца за последние несколько недель в «Яндекс.Маркет», таким образом покупатель сможет оценить свою выгоду [сравнивать цены], не покидая сайт распродажи», — обещал несколько недель назад генеральный директор компании «Блэк Фрайдэй» и сооснователь проекта Blackfridaysale.ru Владимир Ким.
Рост продаж
В 2013 году число заказов в дни распродаж составило 100 тыс., в 2014 году — уже 210 тыс., отчитывались организаторы «Черной пятницы». Сводной статистики по поводу того, сколько денег потратили россияне во время двух прошлогодних акций, нет, но средний чек, по данным «Блэк Фрайдэй», оба раза составлял около 3 тыс. руб. Сами участники прошлых акций по итогам распродаж рассказывали РБК о росте продаж по сравнению с обычными выходными в среднем на 30–50%.
В этом году покупатели потратят во время «Черной пятницы» примерно на 80% больше, чем в обычные выходные за последние три месяца, прогнозирует Вадим Табаков, коммерческий директор оператора онлайн-платежей ChronoPay (работает с рядом магазинов, участвующих в акции). По его мнению, средний чек в рамках акции вырастет до 7 тыс. руб., а количество транзакций будет примерно на 25% больше по сравнению с «Черной пятницей» 2014 года. Пик транзакций, как и в прошлом году, будет в субботу — на этот день придется около 40% всех платежей, считает Табаков.
РБК опросил около 50 участников стартующей «Черной пятницы». Большинство из них рассчитывает минимум на двукратный рост продаж, аргументируя это тем, что в кризис россияне должны активнее реагировать на скидки. Но превзойти результаты 2014 года вряд ли удастся. В конце прошлого года ажиотажный спрос на многие товары (в первую очередь технику) был связан с обвалом курса рубля и опасениями россиян по поводу скорого роста цен, напоминает пиар-директор «Евросети» Ульяна Смольская.
Интернет-продавец KupiVip.ru начал распродажу еще вчера, сообщила РБК представитель ретейлера Надежда Гурская. По ее данным, с начала акции число пользователей, заходящих на сайт, выросло на 30% по сравнению с обычным днем в ноябре. В целом компания ожидает роста продаж в течение «Черной пятницы» в 1,5 раза.
Из онлайна на улицы
В этом году многие компании решили выйти за пределы распродаж в интернете и устроить скидки в своих традиционных магазинах.
Например, ретейлер «220 Вольт», крупнейший на российском рынке интернет-магазин товаров для ремонта и обустройства дома, в этом году подключил к распродаже не только свой сайт, но и восемь розничных магазинов в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Казани, рассказал руководитель отдела маркетинга компании Иван Кулик. Ретейлер снижает цены более чем на 400 товаров, максимальная скидка составит 60%.
Распространить акцию на розничные магазины в этом году решила и сеть магазинов одежды «Снежная королева». По словам представителя компании, скидки составят 40% и будут распространяться в том числе на все товары из новой коллекции (за исключением избранных моделей, на которые установлена максимальная скидка в 20%). Еще одна одежная сеть Finn Flare объявит скидки в 30% на весь ассортимент товаров. Компания решила подключить к акции свои традиционные магазины (за исключением франчайзинговых), после того как в прошлом году оборот интернет-магазина в дни распродаж вырос более чем на 100%, говорит ее представитель Артем Чернышев.
«Черная пятница» также пройдет в онлайн- и офлайн-магазинах сетей «Детский мир» и ELC, Wikimart, Media Markt, МТС, «Связной» и сети «М.Видео». Последняя опробовала формат omni (онлайн и офлайн) еще в прошлом году. Средний чек тогда составил 6 тыс. руб. на товары в рознице (плюс 40% к средним значениям), 11 тыс. руб. при самовывозе и 17,9 тыс. руб. при заказах с доставкой на дом (средний рост чека в онлайне — 23%), рассказал РБК представитель «М.Видео».
В «Связном» максимальная скидка — 80% — коснется только товаров из категории «аксессуары», говорит представитель ретейлера Мария Заикина. Скидок больше 50% на гаджеты обычно не бывает — наценка на товары в этой категории в разы меньше, отмечает она. В прошлом году выручка онлайн-магазина в дни распродаж была втрое выше, в розничной сети — на 20%. Производитель техники Philips рассчитывает, что посещаемость сайта компании в дни распродаж увеличится в два раза — как и в прошлые годы, рассказал вице-президент и глава подразделения Philips «Потребительские товары» в России и СНГ Максим Кузнецов.
Новички «Черной пятницы»
«Ситилинк» примет участие в массовой распродаже впервые — до этого компания проводила собственную «Черную пятницу», выставляя товары с дисконтом на своей площадке, сообщила представитель компании Лариса Гордиенко. Компания опасалась за свою репутацию, так как на единой площадке не все интернет-продавцы были честны с покупателями, объясняет она. «Галс-Девелопмент», единственный участник акции среди девелоперов, рассматривает участие в «Черной пятнице» как «интересную маркетинговую акцию для потенциальных покупателей квартир жилого комплекса «Наследие на Преображенке». Представитель компании уточнил, что ее спецпредложение коснется всего нескольких квартир, не раскрыв деталей.
Впервые в «Черной пятнице» примет участие и сервис по продаже билетов и бронирования отелей Ozon.travel. Скидки будут достигать 40% на билеты как внутри России, так и за рубеж. Акция затронет 12 авиакомпаний и более чем 150 направлений.
Для магазина электронных книг «ЛитРес» акция «Черная пятница» — это в первую очередь партнерская кампания для привлечения новой аудитории, рассказал представитель «ЛитРес» Евгений Лисовский. Компания работает с организатором «Черной пятницы» на условиях revenue sharing — отдает 30% от конечной стоимости товара. Скидки от «ЛитРес» в период «Черной пятницы» будут достигать 40%, на распродажу будут выставлены 100 произведений.
В недавно открывшемся российском онлайн-магазине Microsoft в распродаже будет участвовать 1 тыс. товаров со скидкой до 30%, сообщила представитель корпорации Кристина Давыдова. Китайский ретейлер JD.com, также впервые принимающий участие в российской «Черной пятнице», объявил о скидках до 70% на смартфоны, «умные» гаджеты и телевизоры, рассказал президент международной бизнес-группы JD.com Виктор Сюй.
Источник: РБК