Исследование AdIndex. Крупнейшие рекламодатели страхового сектора
Лидеры рынка страхования в 2014 году увеличили прибыль и снизили рекламные расходы
AdIndex продолжает серию публикаций, посвященных анализу финансовых показателей крупнейших заказчиков рекламы. На этот раз изучена отчетность по международным стандартам страховых компаний*, описана динамика их прибыльности и долей рекламных затрат за 2011-2014 гг.
Страховые компании разбиты на три группы в зависимости от доли рекламных затрат (Share of Spend) в 2014 году. В первую группу вошли фирмы, у которых этот показатель в 2014 году значителен (от 6 до 30 процентов), и их оказалось совсем немного – всего пять. Это «Ингосстрах», «Согаз», «Росгосстрах», «ВТБ Страхование» и ВСК.
Рекламные бюджеты первой группы попадают в диапазон от 324 млн рублей (ВСК) до 1484 млн рублей («Ингосстрах»). Динамика их распределения по годам в группе неоднородна – если занимающие три первые позиции «Ингосстрах», «Согаз» и «Росгосстрах» снизили их в 2014 году по сравнению с прошлогодним периодом, то «ВТБ Страхование» и ВСК, наоборот, нарастили.
Если рассмотреть изменение вложений в рекламу за весь четырехлетний период, то и здесь наблюдается разница в подходах. Так, «Ингосстрах» снизил их в 2012 году до 816 млн после 977 млн рублей в 2011 году, затем, в 2013, нарастил почти вдвое до 1606 млн, а в последнем 2014 году снова сократил до 1484 млн рублей. «Согаз» снижал расходы более или менее плавно с 1976 млн рублей в 2011 году до 1275 млн рублей в 2014-м. У «Росгосстраха» данные за 2011 год отсутствуют, в 2012 году рекламные инвестиции компании составили 491 млн рублей, в 2013 году произошло повышение до 587 млн, а затем снижение до 500 млн рублей в 2014 году. У ВТБ Страхования просматривается стойкая тенденция к увеличению расходов: с 49 млн рублей в 2011 году до 341 млн рублей в 2014 году. У компании ВСК отмечено резкое снижение в 2012 году со 143 млн рублей до 85 млн рублей, в последующие два года снова рост, окончившийся 324 миллионами рублей в 2014 году.
У двух лидеров по объему инвестиций – «Ингосстраха» и «Согаза» – в 2013 году произошли значительные выплаты в связи с сентябрьской аварией на Загорской ГАЭС-2. «Ингосстрах» зарезервировал 9 млрд рублей под этот убыток. Строительно-монтажные риски ГАЭС были застрахованы в «Ингосстрахе» и «АльфаСтраховании», имущество и оборудование — в Согазе. Этим объясняется отрицательное значение прибыли «Ингосстраха» – 724 млн рублей. Это единственный случай отрицательного показателя во всем рекламном ТОП-5 страховщиков. В прошлом 2014 году финансовое положение лидера выправилось, ему удалось заработать 3188 млн рублей.
Занимающий второе место в рейтинге рекламных расходов «Согаз» в 2013 году сумел получить доход в 11035 млн рублей, несмотря на выплаты подтопленной Загорской ГАЭС-2. В следующем году прибыль достигла 13824 млн рублей.
Сегмент 1
Компания | 2014 год | Share of Spend 2014 | 2013 год | Share of Spend 2013 | 2012 год | Share of Spend 2012 | 2011 год | Share of Spend 2011 | Прибыль 2014 | Прибыль 2013 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ингосстрах | 1484 | 27% | 1606 | 29% | 816 | 15% | 977 | 17% | 3188 | -724 |
Согаз | 1275 | 23% | 1411 | 25% | 1458 | 26% | 1976 | 35% | 13824 | 11035 |
Росгосстрах | 500 | 9% | 587 | 10% | 491 | 9% | N/a | N/a | 4719 | 4577 |
ВТБ Страхование | 341 | 6% | 273 | 5% | 121 | 2% | 49 | 1% | 10138 | 7998 |
ВСК | 324 | 6% | 186 | 3% | 85 | 2% | 143 | 3% | 1258 | 642 |
Единой картины в динамике доли рекламных затрат в ТОП-5 не наблюдается: у «Ингосстраха» после небольшого снижения ее в 2012 году она значительно повысилась в 2013-14 годах. У «Согаза», упав в 2012 году (на 10%), в последующие годы периода доля оставалась на примерно одинаковом уровне. «Росгосстрах» в 2012 году имел 9% рынка страховой рекламы, и два последующих года старался удерживать свой вес этом уровне . У «ВТБ Страхования» этот показатель плавно увеличивался за четыре года с 1 до 6 %. А у ВСК доля колебалась в районе 2-3%, однако в последнем, 2014, году подскочила вдвое до 6%.
Во вторую группу попали 17 страховщиков с долей рекламных затрат в 2014 году от 1 до 5 процентов. Здесь разброс величины рекламных инвестиций еще более значителен – от 289 млн рублей у НАСКО до 28 млн рублей у «Энергогаранта», то есть максимальный объем превышает минимальный более чем в десять раз.
У этого сегмента прослеживается стойкая тенденция к снижению рекламных расходов в 2014 году по сравнению с предыдущим годом – уменьшили затраты 81% компаний. Выросли бюджеты лишь у трех страховщиков из 16: у НАСКО, «Русский Стандарт Страхование» и Metlife (до 2013 года «Алико»).
С финансовыми результатами деятельности здесь наблюдается совсем иная картина – у многих компаний (37,5%) зафиксированы убытки в 2013-14 годах. В 2013 году отрицательные значения прибыли получили НАСКО, СК «Согласие», Zetta (Zurich), Liberty Страхование, СК «Альянс» и «Ренессанс Страхование» (от 14 млн у НАСКО до 3429 млн рублей у СК «Альянс»).
Сегмент 2
Компания | 2014 год | Share of Spend 2014 | 2013 год | Share of Spend 2013 | 2012 год | Share of Spend 2012 | 2011 год | Share of Spend 2011 | Прибыль 2014 | Прибыль 2013 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
НАСКО | 289 | 5% | 171 | 3% | 9 | 0% | 7 | 0% | -271 | -14 |
Интач Страхование | 210 | 4% | 220 | 4% | 56 | 1% | N/a | N/a | -176 | 7 |
Согласие СК | 200 | 4% | 321 | 6% | 272 | 5% | 187 | 3% | -2905 | -295 |
Альфа-Страхование | 162 | 3% | 165 | 3% | 79 | 1% | 132 | 2% | 663 | 416 |
Капитал Страхование | 130 | 2% | 134 | 2% | N/a | N/a | N/a | N/a | 1108 | 1787 |
Zetta (Zurich) | 85 | 2% | 131 | 2% | 129 | 2% | 132 | 2% | -392 | -2212 |
Регионгарант | 63 | 1% | 492 | 9% | 879 | 16% | N/a | N/a | 377 | 536 |
Русский Стандарт Страхование | 63 | 1% | 30 | 1% | 15 | 0% | N/a | N/a | 1514 | 2731 |
Liberty Страхование | 57 | 1% | 160 | 3% | 64 | 1% | 73 | 1% | -334 | -300 |
РЕСО-Гарантия | 53 | 1% | 334 | 6% | 128 | 2% | 106 | 2% | 888 | 5006 |
СК Арсеналъ | 49 | 1% | 44 | 1% | 29 | 1% | N/a | N/a | -493 | -241 |
СК Альянс | 43 | 1% | 421 | 8% | N/a | 0% | N/a | N/a | -10413 | -3429 |
МАКС | 42 | 1% | 53 | 1% | 136 | 2% | 46 | 1% | 868 | 442 |
Ренессанс Страхование | 38 | 1% | 49 | 1% | 236 | 4% | 251 | 4% | 185 | -382 |
Metlife (до 2013 года "Алико" | 36 | 1% | 31 | 1% | 17 | 0% | 22 | 0% | 1615 | 1296 |
Открытие Страхование | 28 | 1% | 122 | 2% | 487 | 9% | 936 | 17% | 404 | 11 |
Энергогарант | 28 | 1% | 32 | 1% | 48 | 1% | 33 | 1% | 7 | 6 |
В следующем 2014 году убыточными оказались также шесть компаний, то есть те же 37,5 %, но вместо «Ренессанс Страхования», сумевшего показать прибыль в 185 млн рублей, в ряд «неудачников» попала «Интач Страхование» с убытком 176 млн рублей.
Динамика Share of Spend в этой группе за период 2011-2014 годов в основном была плавной и колебалась в диапазоне 0-6%. Исключение составили «Открытие Страхование» (с 17% в 2011 году до 1% в 2014); СК Альянс, после нулевого значения в 2011-12 годах показавший в 2013 целых 8% и затем опустившийся до 1% в 2014 году; и «Регионгарант», изобразивший в 2011-14 годах зигзаг 0-16-9-1% доли.
Третья и последняя группа объединила 10 компаний с долей менее 1 процента. Такой показатель Share of Spend получается, если вливания в рекламу от 23 млн рублей («Cтраховая группа МСК») до всего лишь 3 миллионов у «ЭРГО Жизнь».
В этом сегменте процент убыточных компаний более значителен – 60% в 2013 году, и 70% в последующем. Величина убытков колеблется в 2013 году от 5092 млн рублей у Страховой группы МСК до 17 млн у ЭРГО Жизнь. В 2014 году нижнюю и верхнюю планку держали те же две компании, а диапазон составил от 1966 млн рублей у «Страховой группы МСК» до 161 млн у «ЭРГО Жизнь».
Здесь тоже прослеживается тенденция к снижению рекламных затрат в 2014 году по сравнению с прошлым годом (у 77% компаний). Увеличили их лишь две компании из девяти – «Спасские Ворота» и «ЭРГО Жизнь».
Изменение доли рекламных затрат в этой группе за период 2011-14 годов еще более плавное и не выходит за пределы 0-2%. Исключение составляет компания «ЭРГО Жизнь», завоевавшая в 2011 году значительную долю в 18%, снизившая этот показатель в 2012 году до 5% и далее спустившаяся до нулевой отметки.
Сегмент 3
Компания | 2014 год | Share of Spend 2014 | 2013 год | Share of Spend 2013 | 2012 год | Share of Spend 2012 | 2011 год | Share of Spend 2011 | Прибыль 2014 | Прибыль 2013 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Страховая группа МСК | 23 | 0% | 104 | 2% | 110 | 2% | 116 | 2% | -1966 | -5092 |
ЭРГО Русь | 14 | 0% | 20 | 0% | 18 | 0% | 25 | 0% | -233 | -417 |
Югория | 13 | 0% | 15 | 0% | 40 | 1% | 108 | 2% | -1146 | -1442 |
СК Транснефть | 12 | 0% | 83 | 1% | 67 | 1% | 23 | 0% | 2549 | 1504 |
БИН Страхование | 9 | 0% | 94 | 2% | 120 | 2% | 33 | 1% | -1301 | -990 |
Альянс Жизнь | 7 | 0% | 12 | 0% | 16 | 0% | 8 | 0% | -1398 | -398 |
ЖАСО | 4 | 0% | 9 | 0% | 8 | 0% | 8 | 0% | 92 | 172 |
Спасские ворота | 4 | 0% | N/a | N/a | N/a | N/a | N/a | N/a | 95 | 53 |
АСКО | 3 | 0% | 3 | 0% | 3 | 0% | N/a | N/a | -167 | 16 |
ЭРГО Жизнь | 3 | 0% | 2 | 0% | 301 | 5% | 1011 | 18% | -161 | -17 |
ИССЛЕДОВАНИЯ
ADIDNEX