Телевизоры переключились на переплату


Маркетинг | 23 Декабря 2014 09:25:07

Телевизоры переключились на переплату
Источник: Коммерсантъ
Кризис обрушил льготное кредитование в торговых сетях

Ухудшение ситуации на финансовом рынке фактически сорвало предновогодний сезон льготного кредитования в торговых сетях. Ведущие банки на рынке POS-кредитования приостанавливают выдачу кредитов без переплаты. По словам банкиров, в текущих условиях ритейловые сети больше не хотят компенсировать расходы банков на такие продукты. Обычные POS-кредиты банки продолжают выдавать, но из-за рисков неплатежей в существенно меньших объемах.

Прекращение выдач так называемых кредитов без переплаты в торговых сетях "Ъ" подтвердила половина из топ-10 банков, работающих на рынке POS-кредитования. Кроме Альфа-банка, "договорившегося с партнерами о приостановлении выдач кредитов без переплаты ("0-0-24" и подобных)" (цитата по "Интерфаксу"), это, как выяснил "Ъ", сделали ХКФ-банк, "Ренессанс кредит", Кредит Европа банк, Лето-банк. По словам директора департамента потребкредитования ХКФ-банка Александра Антоненко, "банк перестал выдавать льготные кредиты более чем у половины своих партнеров, в частности, в "М.Видео" и "Эльдорадо"". В остальных банках названия сетей-теперь уже бывших партнеров по кредитам без переплаты не раскрывают. В банке "Русский стандарт" сообщили: "Изменения в POS-программах, конечно, есть, но в цифры и детали уходить не готовы". В Русфинанс-банке и санируемом с сегодняшнего дня банке "Траст" эту тему не комментируют. И лишь в ОТП-банке заявили, что "все программы рассрочки продолжают работать в прежнем режиме".

Смысл таких программ — в том, что потери банком процентных доходов от таких кредитов компенсируются ритейлерами. На практике это зачастую сводится к тому, что товары в рассрочку продаются по повышенным ценам и в реальности платит все равно потребитель. Продолжать такую практику после повышения банками ставок по кредитам (на фоне повышения ключевой ставки ЦБ до 17%) невозможно, указывают банкиры. В обычное время на долю кредитов в рассрочку приходится существенная часть кредитных продаж. "Так, доля промо-кредитов "0-0-24" составляет около 40% от всех продаж в кредит",— пояснили в пресс-службе "Медиа маркта", партнеры которого в настоящий момент пересматривают коммерческие условия сотрудничества.

"Для того чтобы компенсировать растущие кредитные ставки банков, ритейлерам пришлось бы поднять стоимость товаров, однако сделай это кто-то один, он сразу проиграет в конкурентной борьбе",— поясняет собеседник "Ъ" в одном из розничных банков, пожелавший остаться неназванным. По словам директора по развитию бизнеса потребкредитования и стратегических партнерств Альфа-банка Дмитрия Жиздюка, ставки по POS-кредитам в среднем повысились на 8 процентных пунктов, минимум до 34% годовых. "Договариваться же о повышении с другими участниками рынка означает навлечь на себя санкции со стороны ФАС из-за картельного сговора,— продолжает источник "Ъ".— При этом конкурентное преимущество в виде возможности продавать товары в рассрочку в данном случае менее ценно для ритейлера, так как основная часть клиентов, не желающих покупать в кредит, не простит ему повышения цен ради меньшинства, не способного заплатить наличными". Официально в своих комментариях банкиры не признают вышеописанного механизма компенсации и ссылаются на то, что из-за удорожания кредитов для самих ритейлеров (на фоне роста ключевой ставки) платить компенсацию банкам им стало экономически невыгодно.

Как бы там ни было, происходящее фактически срывает банкирам высокий сезон, традиционно приходящийся на предновогодний период. И хотя пока высокомаржинальные ритейлеры (например, производители изделий из кожи и меха) продолжают выдавать товары в рассрочку, свернуть эти программы могут и они. В частности, от "кредитов без переплаты" не отказываются в сети "Снежная королева". Короткие кредиты в рассрочку сохраняют и в мебельном центре Hoff, чтобы стимулировать спрос на дорогостоящие предметы мебели. "В конце прошлой недели мы действительно убрали "длинные" рассрочки ("0-0-24"), так как такие продукты стали для банков нерентабельными, однако стандартные рассрочки ("0-0-6,0-0-10") мы по-прежнему выдаем)",— сообщил вице-президент компании Hoff Михаил Кучемент. Сколько это продлится, непонятно. Если банки пересмотрят свои условия сотрудничества и затраты сети возрастут, возможно, компания ограничит такие кредиты совсем или сузит ассортимент товара, продающегося по таким ссудам, говорят в "Снежной королеве".

Кредиты с переплатой также подверглись корректировке со стороны банкиров: снижаются суммы кредитования. "Мы уже понизили максимальный чек на покупку стройматериалов до 100 тыс. руб. с 300-500 тыс. руб., одобрявшихся ранее",— указывает господин Антоненко. В 2015 году максимальные суммы по POS-кредитам могут быть пересмотрены и в других торговых сегментах, уточняет он. Планируют ограничить максимальную сумму одобряемого POS-кредита и в Кредит Европа банке (сейчас максимальная сумма чека составляет приблизительно 500 тыс. руб.). Банки опасаются как роста неплатежеспособности населения, так и возможных дефолтов со стороны самих магазинов.

В результате массового пересмотра банками программ кредитования в торговых сетях многие торговые сети решили перенести тендеры по отбору банков-партнеров. "Традиционно результаты тендеров были известны уже в середине декабря, однако сейчас результаты прошлых тендеров было решено считать недействительными, а новые тендеры перенести на январь",— указывает господин Жиздюк.

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.


Источник: Коммерсантъ

последние новости

Комментарии


Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 16359
Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.
все разделы

Нестандартная Реклама

AdIndex Market

Новости партнеров