"Седьмой континент" перезагружает банк
В попытке заработать банки все активнее пробуют новые модели бизнеса. На так называемый in store banking (через отделения в торговых сетях) вслед за банком "Финсервис" решился Совкомбанк. Именно он займет офисы своего предшественника, чей бизнес в торговой сети "Седьмой континент" оказался не слишком удачным
На днях Совкомбанк сообщил о планах по открытию мини-офисов более чем в половине магазинов сети "Седьмой континент". Число таких точек к концу года, согласно достигнутым договоренностям с "Седьмым континентом", он собирается довести до 79 (всего же в торговой сети порядка 130 точек в Москве и Подмосковье). Само по себе это событие было бы не слишком примечательным, но до сих пор банковский ритейл в торговых сетях "Седьмой континент" развивал на базе собственного банка "Финсервис".
Именно его офисы в магазинах сети и арендует теперь Совкомбанк. "После перестановок в руководстве самого "Седьмого континента", в результате которых его покинул Владимир Груздев, который активно развивал розничное направление в дочернем банке "Седьмого континента", новое руководство решило больше не заниматься розничным банковским бизнесом и развивать банк исключительно как кэптивный,— рассказывает управляющий директор Совкомбанка Сергей Хотимский.— В результате офисы "Финсервиса" в магазинах в 2011 году начали закрываться".
Получить комментарии в "Седьмом континенте" не удалось. На звонки по мобильному телефону владелец компании Александр Занадворов вчера не отвечал.
Банк "Финсервис" — некогда совместный проект Собинбанка, впоследствии санированного, и компании "Седьмой континент" в области in store banking, который был запущен в 2006 году. Банк специализировался на предоставлении финансовых услуг, в частности кредитных и дисконтных расчетных карт, физическим лицам через офисы в магазинах "Седьмого континента". Летом 2010 года "Седьмой континент" выкупил долю совладельца, став стопроцентным акционером банка.
Главной причиной сворачивания банковского бизнеса в универсамах могла стать его неэффективность, что видно из отчетности, указывают эксперты. "Судя по данным за 2010 год, у "Финсервиса" наблюдался большой уровень просрочки по кредитам — 40% в начале года, который к концу года сократился до 20%, что все же характеризует банк отрицательно,— говорит аналитик Промсвязьбанка Дмитрий Монастыршин.— При этом просрочка упала не за счет улучшения качества кредитного портфеля, а вследствие постепенного сокращения кредитования граждан и наращивания корпоративного кредитного портфеля". "Видимо, глядя на такую ситуацию, акционеры решили свернуть розничный бизнес, после чего по итогам 2011 года прибыль банка сократилась в четыре раза, составив 55 млн руб.,— добавляет господин Монастыршин.
Будет ли магазинный банкинг Совкомбанка более эффективным, чем у "Финсервиса", сложно сказать. "С учетом того, что Совкомбанк имеет и отдельные офисы, а розничное кредитование в ритейле будет лишь одним из направлений бизнеса, у компании есть все шансы на эффективность",— считает зампред Абсолют-банка Евгений Ретюнский. "Сейчас банковский бизнес стремится развиваться в сторону многоканальности, и ритейл может предоставить большой поток клиентов",— добавляет директор дирекции развития продуктов ОТП-банка Дмитрий Сапронов. Правда, по его мнению, для успеха проекта необходимо иметь хорошо развитые технологии. В частности, в мини-офисах должен быть доступен кэш на карту, депозиты через банкоматы с функцией приема наличности и т. д., а также уместная продуктовая линейка, резюмировал он. По словам господина Хотимского, в мини-офисах банк намерен предлагать экспресс-кредиты, кредитные карты, а в дальнейшем, возможно, и депозитные продукты.
Впрочем, потребители премиум-класса, составляющие целевую аудиторию "Седьмого континента", вряд ли сформируют заметный спрос на сегменте массового банкинга, указывают эксперты. Кроме того, мировая практика знает примеры успешного in store banking в основном в гипермаркетах, а также в салонах электронной и бытовой техники, где люди нуждаются в кредите для совершения покупки. В Совкомбанке надеются привлечь посетителей "Седьмого континента" кобрендинговым продуктом, сочетающим в себе карту банка и программу лояльности торговой сети.
Источник: Коммерсантъ