16 Марта 2011 | 06:36

Крупнейшие аптечные сети теряют доли на рынке

Падение доли рынка «36,6» на коммерческом розничном рынке связано с сокращением количества аптек

Картинка Крупнейшие аптечные сети теряют доли на рынке

Большинство крупнейших аптечных сетей в 2010 году потеряли долю на рынке, пришли к выводу аналитики ЦМИ «Фармэксперт». Лидер аптечной розницы сеть «36,6» сократила ее на 0,63%, а в совокупности первая десятка усохла на 0,59%. При этом в целом розничный рынок вырос на 9,2%. В основном это произошло за счет развития региональных сетей, которые более гибко реагировали на изменения. Крупные сети активно закрывали нерентабельные точки, что привело к сокращению оборотов.

По подсчетам «Фармэксперта», в 2010 году долю на рынке сократили аптечная сеть «36,6», «Фармакор», «Имплозия», «Док­тор Столетов», «Вита» и «Радуга» (см. таблицу). Причем «Радуга» переместилась сразу на четыре позиции вниз и находится теперь на девятом месте из-за сокращения количества точек и некоторого снижения объема продаж по сравнению с предыдущим годом, отмечают в «Фармэксперте». Совокупная доля первой десятки по сравнению с 2009 годом снизилась с 13,77 до 13,18%.

Падение доли рынка «36,6» на коммерческом розничном рынке связано с сокращением количества аптек, объяснила РБК daily гендиректор сети Валерия Солок: «На протяжении всего 2010 года мы закрывали убыточные точки». По итогам 2010 года сеть объединяла 989 аптек, тогда как в конце 2009 года — 1019. В 2011 году масштабного сокращения аптек не предвидится и будет открыто около 80 новых точек, пообещала г-жа Солок.

Второму по величине игроку на аптечном рынке сети «Ригла» удалось прирасти с 2,13 до 2,27%. При этом компания почти сократила разрыв с «36,6». Сделать это удалось благодаря стратегии мультиформатно­сти — в 2010 году компания запустила сеть-дискаунтер «Будь здоров!», — а также за счет покупки региональных аптечных сетей, объяснил РБК daily гендиректор «Риглы» Андрей Гусев. «В 2010 году вклад приобретенных сетей в общую выручку составил 4,6%», — добавил он.
Смогли нарастить долю и работающие преимущественно на столичном рынке «А5» и «Самсон Фарма», которая в 2010 году впервые попала в топ-10 крупнейших сетей. Гендиректор «А5» Владимир Кинцурашвили говорит, что росту выручки способствует география развития сети: аптеки работают только в Москве и Подмосковье, где благосостояние населения существенно выше, чем в регионах. «Остальные федеральные сети в основном присутствуют в других городах, где покупательная способность значительно ниже, — отмечает собеседник РБК daily. — К примеру, у «36,6» в Москве 250 аптек, а у нас более 400».
В 2010 году по числу точек «А5» заняла первое место в рейтинге столичных сетей, а к концу 2011 года компания намерена стать первой и по выручке, утверждает г-н Кинцурашвили.

В целом аптечная розница приросла за прошлый год на 9,2%, до 404,5 млрд руб., подсчитали в «Фармэксперте». Такой рост в определенной степени произошел благодаря высоким темпам развития региональных сетей, их динамика опережала среднерыночный показатель, отмечает аналитик «Фармэксперта» Ирина Катасонова. «В 2010 году высокие темпы развития продемонстрировали и сети, сотрудничающие с другими игроками рынка или представителями бизнеса, — добавила она. — В пример можно привести «Мелодию здоровья», которая принадлежит дистрибьютору «Катрен», а также сеть «А5», размеща­ющую точки в супермаркетах Х5 Retail Group».


Источник: РБК Daily

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
–ейтинг@Mail.ru