Государство начнет зарабатывать на продаже мягких игрушек
Как стало известно "Ъ", ФГУП "Фильмофонд киностудии "Союзмультфильм"" заключило первый эксклюзивный семилетний договор с компанией Fancy о производстве и продаже на территории России и СНГ игрушек с использованием персонажей из советских мультфильмов.
ФГУП "Фильмофонд киностудии "Союзмультфильм"" заключило семилетний договор с компанией Fancy, по которому она получила эксклюзивное право на производство и продажу мягких игрушек с использованием образов из советских мультфильмов, рассказал "Ъ" и. о. фильмофонда Василий Шильников. Это подтвердил представитель Fancy Василий Купреев. По его словам, сейчас совместно с фильмофондом компания уже разрабатывает десять образов из мультфильмов "Ну, погоди!", "Винни Пух", "38 попугаев", "Каникулы в Простоквашино" и других, которые будут представлены оптовым компаниям и сетям магазинов на осенней выставке "Мир детства". "Для нас очень важно, чтобы игрушки сохраняли присущее им уникальное обаяние. Их дизайн Fancy будет согласовывать с нами",— пояснил господин Шильников. Он отметил, что фильмофонд намерен контролировать производство и продажи этих игрушек и будет вести переговоры с Федеральной таможенной службой (ФТС) о пресечении импорта контрафактных игрушек. Представители ФТС были недоступны для комментариев.
В коллекцию "Союзмультфильма" входит 1379 анимационных фильмов. В 2001 году Высший арбитражный суд России признал ФГУП "Киностудия "Союзмультфильм"" правопреемником советской киностудии "Союзмультфильм". В 2003-м ФГУП был разделен на две организации — ФГУП "Фильмофонд киностудии "Союзмультфильм"" (занимается управлением коллекцией) и ФГУП ТПО "Киностудия "Союзмультфильм"" (управляет мощностями киностудии). Продажи прав на трансляцию мультфильмов на телеканалах оцениваются в $100-300 тыс. ежегодно.
Fancy производит и продает детские игрушки в России и Белоруссии. Годовые доходы составляют $15-20 млн, из которых около 90% приходится на Россию. По собственным оценкам, занимает 20-25% рынка продажи игрушек в специализированных магазинах в России.
По словам господина Шильникова, договор с Fancy предусматривает отчисление в пользу фильмофонда авансового платежа, а также процент от продажи игрушек. Доходы фильмофонда, по его оценкам, могут составлять несколько миллионов рублей в год при условии, что рынок будет очищен от контрафактной продукции. Совладелец проекта "Смешарики" Владимир Дмитриев считает, что совокупно такие игрушки могут собирать не более 30-50 млн руб. в год. По оценкам Национальной ассоциации игрушечников, рынок игрушек без учета контрафактной продукции в 2008 году составил $2,4 млрд. Из них 10-15% пришлось на российское производство, около 70% — на китайское. Контрафактная продукция составляет 30-35% от всего рынка. В кризис рынок детской игрушки упал на 20-30%.
По словам господина Купреева, сейчас продаются либо контрафактные игрушки с использованием образов из советских мультфильмов, либо производители игрушек заключают договор с авторами. "Производители должны заключать договор как с авторами сценария, режиссером и композитором мультфильма, так и со студией,— считает режиссер-постановщик мультфильмов о Коте Леопольде Анатолий Резников.— Ко мне обращаются многие производители, но я не заключаю с ними договоры, потому что у нас с фильмофондом нет единой позиции по этому вопросу". Господин Резников считает, что, если фильмофонд будет игнорировать авторов, ему не избежать судебных разбирательств. Адвокат фильмофонда Арнольд Татаринцев отмечает, что все права на мультфильмы принадлежат ФГУП: мультфильмы создавались на киностудиях, а ФГУП является их преемником. В 2008 году Минкультуры направило фильмофонду письмо, подтверждающее эту позицию, отмечают в ФГУП. "Производство игрушки может рассматриваться одновременно и как переработка кадра из фильма, и как использование созданного автором персонажа. Теоретически права на персонажа могли остаться у его автора и в том случае, если фильмофонду перешло исключительное право на произведение, в котором был использован образ",— рассуждает управляющий партнер коллегии юристов СМИ Федор Кравченко.
Источник: Коммерсантъ