12 Марта 2009 | 00:00

Россия встает с колес. Продажи дорогих марок растут на фоне общего падения

Российский авторынок в феврале ускорил падение — продажи снизились на 38% против 33% в январе. На этом фоне премиальные бренды вновь показали прирост.

Российский авторынок в феврале ускорил падение — продажи снизились на 38% против 33% в январе. На этом фоне премиальные бренды вновь показали прирост. Это означает, что деньги на покупку автомобиля остались лишь у потребителей дорогих машин, а сбыт массовых автомобилей продолжит падение, несмотря на скидки и спецпрограммы.

Вчера Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала данные о продажах новых автомобилей в январе—феврале. По данным АЕБ, за два месяца они снизились на 36% и составили 252,3 тыс. машин. Продажи в феврале также упали — на 38%, до 134,9 тыс. машин. Среди иномарок первое место занял бренд Chevrolet, второе — Ford, третье — Hyundai (та же ситуация была в январе). Лидером российского авторынка остается Lada, которая по объему продаж почти втрое опережает Chevrolet.

В то же время продажи премиальных брендов растут второй месяц подряд. Если в январе положительную динамику показали пять премиальных марок (Mercedes-Benz, Lexus, Infinity, Jaguar и Porsche), то в феврале — уже шесть: BMW, Audi, Infinity, Hummer, Cadillac и Jaguar (причем два последних бренда смогли их удвоить), а Mercedes-Benz сохранил их на прошлогоднем уровне.

Roland Berger Strategy Consultants и Rothschild отметили в недавнем исследовании, что в мире из-за кризиса спрос сместился в сторону дешевых компактных машин: этот сегмент в 2008 году вырос на 6% при падении премиального на 19% (см. "Ъ" от 6 марта). Но в России ситуация обратная, признает глава холдинга Genser Игорь Пономарев. Потребителя подкупает, что дорогие машины продаются с серьезными скидками, поясняет он. Дилер "СТС-Моторс" предлагает на своем сайте внедорожник Cadillac Escalade стоимостью 2,86 млн руб. со скидкой 700 тыс. руб. Представитель Cadillac Роман Скольский уточняет, что скидки предлагаются "к докризисной цене, потому что на модельный ряд Cadillac цены после Нового года не повышались".

По мнению Ивана Бончева из Ernst & Young и Бориса Фирсова из Roland Berger, у покупателя премиальных машин, в отличие от потребителя массовых иномарок, "пока еще остались деньги на покупку автомобиля". У потребителя же массовых брендов свободных денег нет, поэтому и скидки на автомобили не спасают рынок: сбыт массовых авто все равно падает — по отдельным брендам сразу на 80-90% (данные за февраль по Chrysler, Jeep и Dodge). Российские марки также в минусе: продажи Lada упали почти вровень с рынком (36%), а "УАЗа" и "ГАЗа" — в полтора-два раза сильнее. Именно с возвратом спроса в массовый сегмент российские власти и сами автопроизводители связывают выход автопрома из кризиса. Для стимулирования продаж массовых авто уже принят ряд мер, но реально они пока не работают.

В феврале прирост продаж в массовом сегменте показали лишь Citroen, Volkswagen, Skoda и Seat. Но Citroen (рост на 100%) весь 2008 год, когда авторынок России рос, показывал падение, отмечает Иван Бончев (в Citroen это объясняли отсутствием в России единого импортера марки). Volkswagen и Skoda еще в январе показывали прирост, продолжает эксперт, поскольку "ведут разумную маркетинговую политику" (цены на модельный ряд Volkswagen и Skoda были снижены еще до кризиса).

Показали рост в феврале и отдельные массовые модели. Самой популярной иномаркой в России остался Ford Focus, и его продажи выросли в феврале на 2%. Второй впервые стала Mazda3, которая сделана на одной платформе с Focus. Mazda3 еще никогда не поднималась так высоко в рейтинге самых популярных авто (в феврале 2008 года она была 12-й, по итогам января 2009-го — 10-й), ее продажи выросли как феврале (21%), так и в январе—феврале (16%). Игорь Пономарев объясняет это "довольно серьезной скидкой на уровне 95 тыс. руб., то есть 17,5%". Успех Mazda3 отодвинул на третью строчку бюджетный Renault Logan, продажи которого падали в январе и феврале. Из российских брендов лучше всего продавалась новая модель АвтоВАЗа Lada Priora.

Наибольший прирост продаж среди популярных автомобилей в феврале показал седан Toyota Camry (166%, ее сбыт растет второй месяц подряд, что в российском офисе объясняют наличием российской сборки) и внедорожник Hyundai Tucson (102%). В то же время массовая модель Hyundai Accent, которая до кризиса однажды стала самой продаваемой моделью (в январе 2008 года), показала наибольшее падение в 91%. На ТагАЗе (собирает Accent) итоги февраля вчера не комментировали. В целом же падение авторынка в феврале на уровне 38% было в пределах ожидаемого, говорит Игорь Пономарев. То, что премиальные бренды растут,— это временное явление, считает Борис Фирсов из Roland Berger, но когда именно их сбыт начнет падать, эксперт предсказать не берется.
 
 


Модель
Продажи в
январе—феврале
(шт.)
Изменение к
январю—февралю
2008 года
Продажи в
феврале (шт.)
Изменение к
февралю 2008
года
1 Lada Priora 15608 8% 7551 10%
2 Lada Samara 15447 -39% 7536 -40%
3 Lada 2105/2107 12708 -49% 6425 -49%
4 Ford Focus 10646 3% 6124 3%
5 Lada Kalina 10466 -22% 5650 -25%
6 Chevrolet
Lacetti
6245 -44% 3173 -53%
7 Mazda3 5531 16% 3378 21%
8 Renault Logan 5491 -48% 3448 -45%
9 Toyota Camry 5317 90% 2846 166%
10 Chevrolet
Lanos
5120 -22% 2978 -34%
11 Chevrolet-Niva 4383 -41% 2044 -54%
12 Hyundai Getz 3894 -36% 2049 -39%
13 Opel Astra
(вкл. Astra
Cabrio)
3704 -27% 2038 -27%
14 Kia Spectra 3666 -34% 2121 -28%
15 Hyundai Tucson 3615 56% 2119 102%
16 Peugeot 308 3223 - 1672 -
17 Daewoo Nexia 3041 -57% 2065 -35%
18 Lada 4x4 3017 -4% 1519 -3%
19 Daewoo Matiz 2887 -63% 1946 -57%
20 Honda Civic 2851 -37% 1352 -49%
21 Nissan Qashqai 2821 -30% 1401 -45%
22 Chevrolet Aveo 2783 -54% 1373 -60%
23 Skoda Octavia 2618 -8% 1590 -6%
24 Honda CR-V 2570 13% 1325 -5%
25 Hyundai Accent 2473 -79% 594 -91%
Источник: Ассоциация европейского бизнеса.

Источник: КоммерсантЪ

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.