АДВ выручила почти $12 млн от продажи креативных агентств и подразделений в СНГ


Агентства | 18 Апреля 2017 15:06

AdIndex ознакомился с финансовой отчетностью группы АДВ. По рентабельности бизнеса созданный Дмитрием Коробковым холдинг, как выяснилось, в разы уступает своим зарубежным партнерам

Havas обновил цену

Французский холдинг Havas в очередной раз скорректировал стоимость своего опциона по выкупу агентств у своего российского партнера – группы АДВ.
Как уже рассказывал AdIndex, еще в 2010 году Havas и АДВ создали совместное предприятие для управления российскими агентствами, работающими по лицензии французского холдинга, – MPG Russia (сейчас Havas Media) и Arena-Magiс Box (сейчас Arena Media). В зарегистрированной в Нидерландах компании Semaris Holding B.V. российская сторона получила 94,11%, французская – 5,89%. При этом Havas получил опцион на выкуп доли партнера по рыночной цене. И в своей отчетности французский холдинг каждый год указывает стоимость этого опциона на 31 декабря.

В 2013 году появилось еще одно СП – также зарегистрированная в Нидерландах компания Sunarius B.V., которой, в свою очередь, принадлежит 99,9% входящего в АДВ агентства Havas Digital. Доли в СП у партнеров такие же, как и в Semaris Holding: у АДВ – 94,11%, у Havas – 5,89%. У французов есть опцион на выкуп пакета АДВ и в этом СП.

По итогам прошлого года пакет АДВ в Semaris Holding резко подешевел, свидетельствует отчетность Havas. Если на конец 2015 года он оценивал стоимость своего опциона в €17,5 млн, то на конец 2016-го – почти на треть меньше, лишь в €11,9 млн. В пересчете в рубли по среднему курсу ЦБ за каждый год опцион подешевел на 26%, до 880,5 млн руб.

Это обесценивание, впрочем, было компенсировано подорожанием второго опциона – на выкуп доли в Havas Digital. Принадлежащие АДВ 94,11% в Sunarius подорожали, по мнению французской стороны, по итогам 2016 года на 43% – с €7,9 млн до €11,3 млн. В пересчете на рубли стоимость этого опциона выросла и вовсе в полтора с лишним раза: на 56%, до 836 млн руб.

В целом стоимость двух опционов, по версии Havas, в евро снизилась лишь на 9%, до €23,2 млн, что соотносится с прошлогодней курсовой разницей. В рублях отрицательная динамика была меньше 1%, стоимость двух опционов равняется 1,7 млрд руб.

Сколько готов заплатить Havas за агентства АДВ

Головная компания

Агентства АДВ в управлении

Стоимость опциона по выкупу принадлежащих АДВ 94,11% управляющей компании* (€ млн)

2015 год

2014 год

2013 год**

2012 год

2011 год

2010 год

Semaris Holding B.V. Havas Media*** 11,9 17,5 17 (24.5) 28,4 14,5 7,4
Sunarius B.V. Havas Digital 11,3 7,9 7.8 (8.2)  --  --  --

* Оценка на 31 декабря.
** В 2014 году Havas задним числом снизил стоимость опциона на 31 декабря 2013 года.
*** В последние годы Havas указывает, что Semaris Holding B.V. управляет только российским агентством Havas Media, хотя ранее представитель французского холдинга заявлял, что в это СП входит и агентство Arena.
Источник: Havas

Представитель Havas Лорелла Гесса проигнорировала запрос AdIndex. Председатель совета директоров АДВ Дмитрий Коробков отказался комментировать приведенные в отчетности Havas цифры.

АДВ = White Star Group

Сама АДВ свои финансовые показатели не раскрывает. Однако, как выяснилось, это делают ее совместные предприятия с Havas. В открытых источниках AdIndex обнаружил консолидированную отчетность White Star Group, в которую входят все юрлица АДВ. Основным  бенефициаром зарегистрированной в Люксембурге головной White Star S.a.r.l. в отчетности указан Дмитрий Коробков.

Пока известны финансовые результаты АДВ только по 2015 год. Тогда при выручке почти 6,5 млрд руб. EBITDA всей группы приблизилась к 750 млн руб., чистая прибыль – к 680 млн руб.

Ключевые финансовые результаты группы АДВ

Показатель
Значение (млн руб.)
Изменение к предыдущему году (%)

2015 год

2014 год

2013 год

2015 год
2014 год
Выручка 6495,6 8102,5 7256,2 -20 12
Валовая прибыль 694,9 1086,3 981,6 -36 11
EBITDA 749.7* 288,8  -- 160*  --
Операционная прибыль 25,3 154,5 121,4 -84 27
Чистая прибыль 679.7* 156,6 156,1 334* 0
Денежный поток от операционной деятельности** 88,7 192,7 109,3 -54 76
Денежные средства на счетах компании** 476,4 933,3 653,8 -49 43
Обязательства** 3229,6 3410,1 3310,5 -5 3
из них займы и привлеченные средства 66,6 165,9 148,2 -60 12
Всего капитал и обязательства** 3798,1 3913,5 3722,2 -3 5

* Резкое увеличение чистой прибыли и EBITDA в 2015 году - следствие поступления вырученных средств от продажи в том году части бизнеса.
** Данные на 31 декабря.
Источник: отчетность White Star Group

Впрочем, 2015-й год был не типичным для АДВ, поскольку группа Дмитрия Коробкова продала несколько бизнесов.

Одна, самая крупная, сделка АДВ была известна. В 2015 году группа продала своему второму зарубежному партнеру, американскому холдингу Interpublic, свои креативные агентства – те, что работали по лицензии Interpublic (Lowe Adventa и McCann), а также «Знаменку».

Ни АДВ, ни Interpublic сумму сделки в 2015 году не называли. Лишь The New York Times со ссылкой на источник, знакомый с условиями сделки, утверждала, что АДВ могла выручить от $10 млн до $20 млн. Как указано в отчетности White Star Group, тогда Interpublic получил 70% в упомянутых креативных агентствах, заплатив за контрольный пакет почти 740 млн руб., или $10,5 млн по курсу ЦБ на день закрытия сделки.

Кроме того, АДВ постепенно избавляется от бизнеса за пределами России следует из отчетности White Star Group. В 2015 году группа продала местным партнерам свои агентства в Казахстане и Азербайджане. На сайте самой АДВ, однако, эти агентства по-прежнему фигурируют как подразделения группы.

Избавиться от бизнеса в Казахстане и Азербайджане АДВ решила еще в 2014 году. По итогам того года выручка этих подразделений превысила 2 млрд руб., операционная прибыль – 61,5 млн руб., чистая прибыль – 33,7 млн руб.

От продажи своих агентств в Казахстане АДВ выручила в мае 2015-го $829 тыс. (почти 51,2 млн руб.), в Азербайджане – 426 тыс. евро (25,3 млн руб., или $506 тыс.), говорится в отчетности. Таким образом, в целом в 2015 году реализации части своих активов принесла группе Дмитрия Коробкова более 816,2 млн руб., или $11,8 млн.


АДВ в рейтинге AdIndex

До сих пор про АДВ был известен лишь возможный товарооборот ее медиаагентств.

В 2015 году совокупный бюджет всех клиентов Havas Media, согласно расчетам AdIndex, приближался к 11,2 млрд руб. с НДС, Arena Media – 2,9 млрд руб. Помимо Havas еще одним зарубежным партнером АДВ является американский холдинг Interpublic. По его лицензии работают агентства Initiative и UM. Совокупные бюджеты их клиентов в 2015-м году оцениваются в 8,5 млрд и 1,4 млрд руб. соответственно. Кроме того, в том году партнерским агентством АДВ была «Максима», принадлежащая АФК «Система» (в 2016-м АДВ получила контроль в этой компании). Оборот «Максимы», чей ключевой клиент – МТС, в 2015-м оценивается в 4,9 млрд руб.

Таким образом, общий товарооборот АДВ в 2015 году превышал, по версии AdIndex, 18 млрд руб. По этому показателю группа занимала третье место среди всех работающих в России рекламных холдингов после Vivaki (сейчас Publicis Media) и OMD OM Group.


Без креативных агентств и бизнеса в двух странах СНГ выручка всей АДВ в 2015 году снизилась на 20%, а операционная прибыль – на 84%. Зато EBITDA и чистая прибыль благодаря разовым поступлениям от совершенных сделок увеличились в разы. В результате, если рассматривать рентабельность бизнеса АДВ по чистой прибыли, то в 2015-м она оказалась выше, чем у ее зарубежных партнеров – Havas и Interpublic.

Впрочем, более показательно все-таки сравнивать доходность и по операционной, и по чистой прибыли за 2013-2014 годы. Тогда по рентабельности бизнеса АДВ в разы уступала всем основным коммуникационным холдингам мира.

Рентабельность бизнеса АДВ и крупнейших коммуникационных холдингов мира

Коммуникационная группа
Рентабельность бизнеса (%)
по операционной прибыли по чистой прибыли

2015 год

2014 год

2013 год

2015 год

2014 год

2013 год

АДВ 0 2 2 10 2 2
Interpublic 11 10 8 6 6 4
Havas 13 13 13 8* 8* 7*
WPP 13 13 13 10 10 9
Omnicom 13 13 13 8 8 8
Publicis 14 15 16 9* 10* 11*
Dentsu** 16 18 16 10* 11* 10

* Рассчитано по чистой прибыли акционеров головной компании без учета отчислений миноритариям дочерних структур группы.

** С 2015 года у Densu Inc. финансовый год стал равен календарному. Данные за 2014-2015 годы приведены за календарный год, за 2013-й - год, закончившийся 31 марта.
Источники: отчетность компаний по МСФО, расчеты AdIndex

АДВ продолжает избавляться от бизнеса в странах СНГ, свидетельствует отчетность White Star Group. В 2016-м было продано агентство в Узбекистане и 30-процентная доля в одной из украинских компаний– Arena-Media Expert. Суммы сделок не указаны.

Дмитрий Коробков отказался комментировать приведенные в отчетности White Star Group цифры.


Узок круг этих агентств

Случаи, когда участники отечественного рекламного рынка раскрывают свои финансовые показатели, единичны. В последние годы это регулярно делало лишь агентство «Максима», принадлежавшее АФК «Система» и обслуживающее, в частности, МТС. В 2014 году выручка «Максимы» по US GAAP упала на 57%, до $3,6 млн (около 139 млн руб. по среднему курсу ЦБ за тот год), скорректированная OIBDA и чистая прибыль были нулевыми. Данные за 2015 год не объявлялись.
В 2016-м 51% в АО «Рекламное агентство «Максима» получила АДВ.

Однажды, в отчетности за 2011 год, показатели своего недавно созданного российского офиса назвала британская группа M&C Saatchi. В 2011-м выручка компании в Москве, где британцам принадлежит 50%, составила £1,1 млн ($1,8 млн; 53 млн руб.), операционная прибыль – £262 тыс. ($420 тыс.; 12,3 млн руб.). Доля M&C Saatchi в чистой прибыли тогда равнялась £21 тыс. ($21 тыс.; 617 тыс. руб.).

Из отчетности АДВ можно сделать выводы о финансовых результатах креативного агентства Havas Moscow, созданного на базе Euro RSCG Moradpour. Сейчас это также СП французского холдинга и АДВ, где партнерам принадлежит 51% и 49% соответственно. В 2015-м выручка креативного агентства достигла почти 221,7 млн руб., а вся чистая прибыль могла составить 74,2 млн руб.

Автор: Сергей Соболев

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.


последние новости

Комментарии


Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 41

Каталог рекламных компаний России

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.
все разделы

Нестандартная Реклама

AdIndex Market

Новости партнеров

Кейсы