Х5 ожидает замедление роста выручки к 2028 году
Показатель уменьшится на 6-7 п.п.

Среднегодовой темп выручки Х5 Group снизится до 17-18% к 2028 г., согласно прогнозам самой компании. По итогам 2024 г. показатель составил 24,2%, рассказала директор по корпоративным финансам и работе с инвесторами Х5 Полина Угрюмова на конференции «День инвестора Х5».
Доля Х5 Group на рынке продуктового ретейла увеличилась с 14,5% до 15,6% за прошедший год, рассказал генеральный директор Х5 Игорь Шехтерман.
По словам Шехтермана, продолжается консолидация российского продуктового рынка. На конец 2024 г. доля топ-5 игроков составила 38% от всего объема. К 2028 г. показатель достигнет 48%. Основной вызов для участников — нехватка качественных поставщиков и дефицит операционного персонала.
Объем рынка продуктовой розницы составил 26,4 трлн руб. по итогам 2024 г. К 2028 г. прогнозируется рост до 37,1 трлн руб. Наибольшую долю рынка food-ретейла сегодня занимают «магазины у дома». Согласно прогнозам, через три года формат прирастет на 5 п.п. — до 36%. Положительную динамику покажут «жесткие дискаунтеры» — они поднимутся с 6% в 2024 г. до 8% в 2028 г. Супермаркеты и гипермаркеты будут спадать — с 15% до 10% и с 7% до 5% соответственно.
Рост «Пятерочки» составил 21% в сегменте «магазины у дома» по итогам 2024 г. Основные драйверы развития — СТМ, рост онлайна, политика Everyday Low Price (EDLP), автоматизация и другие факторы.
«Перекресток» вырос на 17% за прошедший год, и теперь занимает 12,7% доли рынка в своей категории. Компания делает фокус на готовую еду и «геройские категории» (рыба, мясо, свежая выпечка, собственное производство, свежие овощи и фрукты, сыры), а также расширение кофе-поинтов и запуск нового формата кафе.
Рост «Чижика» составил 111%. Сегодня в магазине 1 тыс. уникальных наименований (SKU) и планируется увеличить их число до 1,2 тыс. Почти половина продаж ассортимента — это СТМ. Доля магазина в сегменте хард-дискаунтеров прогнозируется на уровне 30% к 2028 г.
Самый большой тренд рынка связан с категорией готовой еды. Доля этого сегмента в ретейл-компаниях была на уровне 3% три года назад, сейчас она выросла до 5% и достигнет 10% к 2030 г. Продажи готовой еды в X5 увеличились примерно в 1,5 раза — до 160 млрд руб. по итогам 2024 г. Доля группы в сегменте e-grocery поднялась с 13,2% до 16,1%.
Чистая прибыль Х5 выросла на 21,9% по итогам 2024 г. Выручка ретейлера в 2024 г. увеличилась почти на четверть (24,2%) и достигла 3,9 трлн руб. Компания увеличила расходы на «услуги третьих лиц», куда входят вложения в маркетинг.