В смете на размещение рекламы были замечены высокие цены
Провести полную проверку сметы
On-line Buying Check
16 Января 2009
Кризис в головах или социальные настроения россиян. Данные исследования GfK "Поведение потребителей в условиях кризиса"
Кризис в головах или социальные настроения россиян. Данные исследования GfK "Поведение потребителей в условиях кризиса"
Начиная с 1995 года, ГфК-Русь проводит мониторинг потребительского поведения и социальных настроений россиян, связанных с общей оценкой своего социального самочувствия, удовлетворенностью уходящим годом и надеждами на будущее. Респондентам задаются вопросы о том, хорошим или плохим был уходящий год для них самих, их семьи и страны в целом, а также ожидают ли они больше хорошего или больше плохого в будущем году.

В мае 2008 года была проведена основная часть исследования, однако в связи с изменившейся к осени прошлого года экономической и социальной ситуацией мы повторили исследование в декабре 2008 года.
Самый низкий показатель социальных настроений россиян бы зафиксирован в 1998 году, когда уходящий год признали хорошим для себя и своей семьи 20% респондентов, а плохим 39%. После этого уровень социальных настроений быстро рос из года в год, и в 2007 уходящий год уже считали хорошим 58%, а плохим - только 10% населения.
Социальные настроения в декабре 2008 года претерпели серьезные изменения по сравнению с предыдущими годами. Оценка уходящего года для себя и своей семьи оказалась достаточно высокой, только чуть ниже уровня 2007 года - 54% посчитали год хорошим, а 12% - плохим. Этот показатель соответствует уровню 2006 года.
 
Рис. 1
 

 
В то же время оценки положения в стране, а также ожидания от 2009 года резко упали. Так, для страны в целом уходящий год посчитали хорошим 36% опрошенных, а плохим - 18%, в то время как в 2007 году - 53% и 9% соответственно. По этому показателю мы вернулись на уровень 2003 года. (Рис. 1).
Еще ниже оказались ожидания от будущего года. Для себя и своей семьи ждут больше хорошего - 58% россиян, плохого - 11%. В прошлом году этот показатель был равен, соответственно, 78% и 5%. Здесь мы вернулись в 2002-й год. (Рис. 2)
 
Рис. 2

Для страны в целом в 2009 году хорошего ждет 46% россиян, а больше плохого - 16%. В прошлом году показатели составили 71% и 5%, соответственно. По этому показателю мы тоже попадаем в 2002-й год. (Рис. 3)
 
Рис. 3
 

 
Нельзя сказать, что показатели социальных настроений достигли какого-то критического минимума, как это было в 1998 г., однако тенденция постоянного улучшения социального самочувствия населения однозначно прервалась.
 
Кризисное поведение
Несмотря на объективные данные о сохраняющихся уровнях доходов и безработицы, три четверти населения России считает, что кризис уже наступил. Еще 18% считает, что кризис будет в 2009 году (Рис. 4)
 
Рис. 4

 
В то же время две трети респондентов считает, что лично их кризис еще не коснулся. При этом у 14% россиян начали задерживать зарплату, 9% - сократили зарплату и 3% - сократили на работе. Остальные показатели кризиса получили десятые доли процента (Рис. 5).
 
Рис. 5

 
Большинству респондентов (87%) не приходилось сталкиваться с отсутствием тех или иных товаров повседневного спроса в магазинах. Только 9% указали на отсутствие отдельных продуктов. В то же время, подавляющее большинство населения считает, что в условиях кризиса цены на все виды товаров и услуг повысятся, особенно на продукты (86% респондентов). (Рис. 6)
 
Рис. 6
 
 
В условиях кризиса россияне предполагают изменить свое покупательское поведение. В частности, снизятся покупки в магазинах современных форматов - гипермаркетах, супермаркетах и дискаунтерах. Особенно это относится к супермаркетам. Увеличится посещение традиционных торговых точек - универсамов и небольших магазинов рядом с домом. (Рис. 7)
 
Рис. 7

 Что касается финансового поведения в условиях кризиса, то самая большая доля респондентов (26%) говорит, что не будет предпринимать ничего, так как в финансовом смысле кризис ее не касается. 24% населения собирается хранить свои сбережения дома. Еще 9% собираются забрать деньги со счета в банке, правда 11% россиян собираются положить или оставить деньги на счете в банке. Значительная часть населения (19%) собирается приобрести недвижимость, 9% - обменять рубли на валюту, столько же - купить крупную бытовую технику, а 7% - задумываются о покупке драгоценностей. 7% планируют досрочно выплатить кредит, 6% - купить впрок продуктов, пока они не подорожали, а 4% - одежду и обувь. Такова в целом финансовая стратегия населения на период кризиса. (Рис. 8)
 
Рис. 8
 

 
Большая часть населения (61%) считает, что в условиях кризиса будет невыгодно совершать покупки в кредит. При этом 7% респондентов заявляют, что планировали взять кредит, но из-за кризиса придется отказаться. В то же время 6%, несмотря на кризис, все же планируют брать кредит.
Ожидание кризиса сказалось и на планировании крупных покупок, в частности, автомобиля. Еще в мае 2008 года 16% респондентов заявили о намерении приобрести автомобиль в ближайшие два года. В декабре 2008 года их доля снизилась больше, чем в два раза - до 7%.
В числе тех, кто собирается купить автомобиль, значительно увеличилась доля планирующих купить подержанный отечественный автомобиль, и уменьшилась доля тех, кто планирует приобрести новый отечественный автомобиль или иномарку.
56% опрошенных полагают, что кризис продлиться один-два года, 36% полагают, что 3-4 года. Так или иначе, подавляющее большинство населения считает, что кризис будет иметь длительный характер. (Рис. 9)
 
Рис. 9

 
Что же касается оценки действий властей, то, в наибольшей степени россияне одобряют действия по преодолению кризиса со стороны премьер-министра Владимира Путина (54%), президента Дмитрия Медведева (49%) и Правительства РФ (31%). Правда, эти показатели несколько ниже, чем показатели доверия Владимиру Путину и Дмитрию Медведеву в целом.
Также россияне скорее не одобряют действия по преодолению кризиса со стороны лидеров партий, Госдумы, региональных властей.
Слегка положительный баланс наблюдается у руководителей предприятий, где работают респонденты. 22% опрошенных одобряют и 21% не одобряют их действия по преодолению кризиса. (Рис.10)
 
Рис. 10

 
Об исследовании
Исследование проводилось методом личного опроса респондентов. Целью исследования было выявить отношение россиян к проблеме кризиса, проследить изменения в финансовой и экономической сфере жизни людей, а также изменения в привычках потребителей в условиях кризиса. В ходе опроса респондентам задавались вопросы о том, начался ли, по их мнению, кризис в России/ коснулся ли кризис семьи респондента, приходилось ли сталкиваться с отсутствием продуктов/ товаров, которые респонденты обычно покупают, повысятся или понизятся цены на продукты/ товары, где обычно покупают продукты питания/ товары повседневного спроса/ одежду/ обувь, и где будут их покупать в условиях кризиса, какие, на их взгляд, способы сохранения личных сбережений являются наиболее эффективными, отношение к покупкам в кредит и планы на приобретение продуктов/ услуг в кредит в течение ближайших 12 месяцев, планы на покупку автомобиля в течение ближайших 2-х лет (планируют/ не планируют, если планируют, то какой автомобиль), насколько долгими будут последствия кризиса в стране, насколько одобряют/ не одобряют действия по преодолению последствий кризиса в России (оценка политических лидеров/ ветвей власти) и другие. В исследовании принимали участие 2204 респондентов в возрасте 16 лет и старше по всей России.

Источник: AdIndex.ru




Можно обсудить этот материал или почитать другие новости.
Новости
апрель 2018
Каталог 7889 компаний
ColaryZero Interactive AgencyMedia First
Расширенный поиск
Cпецпроекты, нестандартная реклама Кейсы Каталог проектов The WIT
Самый большой каталог ООН в России
рекламные щиты 3x6
Москва и регионы
адреса, фото и цены
160 000 поверхностей
Поиск
Эккаунты 3567 компаний
Найти
архив с 2002 по 2012 год доступен в Data Center