Кейс «Газпром-медиа»: как привлечь телезрителя с помощью VR- и AR-технологий

Виртуальная и дополненная реальность выходят из трендов и закрепляются в разряде must have. Новые технологии проникают в разные сферы медиапространства — от видеоигр и мобильных приложений до рекламы и блогинга. Не игнорируют эту тенденцию и российские телеканалы: центральные и региональные медиа учатся применять VR и AR в своем эфире. Как создать с помощью технологий эффектный креатив и привлечь аудиторию к телеэкрану, рассказываем на примере трех кейсов «Газпром-медиа» — с каналами «Матч ТВ», НТВ и 2х2

Кейс «Газпром-медиа»: как привлечь телезрителя с помощью VR- и AR-технологий

Красочная аналитика и motion-графика на «Матч ТВ»

В рамках телеэфира AR и VR помогают работать с большими потоками информации и статистики. Зритель визуально воспринимает ТВ-картинку с помощью зрения и легче потребляет данные, оформленные в виде графики. В случае с «Матч ТВ» такая визуализация имеет особое значение. Телеканал часто работает в барах, фитнес-клубах и аэропортах без звука, поэтому особо нуждается в яркой подаче.

При этом особенности телеформата зачастую ограничивают применение VR- и AR-технологий. Однако команда «Матч ТВ» научились интегрировать дополненную и виртуальную реальность в эфир и дополнять картинку красочной аналитикой и motion-графикой. Представляем несколько креативных находок спортивного канала:

Телепортация

Технология «переносит» собеседников «Матч ТВ» в останкинскую студию телеканала с помощью дополненной реальности. Впервые подход протестировали год назад на Олимпийских играх в Токио. Видеоизображения спортсменов, которые физически находились в Японии, интегрировали в эфирную картинку. Это позволяет достичь эффекта присутствия спикера в студии и живого диалога с ведущими.

Впоследствии такую цифровую «телепортацию» использовали во время других соревнований — Олимпийский игр в Пекине и Всероссийской Спартакиады среди сильнейших спортсменов в 2022 году. Так, во время пекинской олимпиады на зимние трассы и арены Китая «отправляли» уже самих ведущих.

Такой подход позволяет не только добиваться интересных визуальных эффектов, но и значительно экономить бюджет — больше не нужно отправлять съемочные группы, чтобы записать интервью со спортсменом.


Виртуальная студия

Виртуальная реальность позволяет внедрить большое количество графических элементов в видео. Чтобы погрузить зрителя в атмосферу соревнований, «Матч ТВ» развернул полноформатную виртуальную студию во время Олимпиады в Пекине. Ведущие эфира работали внутри цифровой локации в окружении виртуальных экранов и таблиц с результатами.

Кроме того, в отдельных олимпийских выпусках участвовала цифровая панда Бао-Бао — маскот китайской Олимпиады. Такие эфиры требуют большей сосредоточенности от ведущих, поскольку графика — довольно капризный инструмент. Любая неточность или ошибка с местом разрушают реализм происходящего.

Виртуальный помощник

На панде Бао-Бао работа с виртуальными героями не закончилась. Во время прошлого Чемпионата Европы футбольных аналитиков «Матч ТВ» сопровождал другой цифровой маскот — робот.

Персонаж провел несколько матчей на «Газпром Арене» в Санкт-Петербурге, где помогал ведущим и экспертам или бродил возле специально возведенной студии «Мяч». Робот оказался настолько реалистичным, что некоторые гости и жители Петербурга, приходили фотографироваться с ним после эфира.

Маскот Rutube на телеканале 2х2

Телеканал 2х2 пошел еще дальше и сделал ведущим «Дневного супер-тейковер-шоу-Rutube» цифрового аватар Rutube — простого человечка, нарисованного в MS Paint. Герой ведет программу с оригинальным контентом видеохостинга — шоу о путешествиях «Почетный гражданин», тест-драйв автомобилей «Три лошадиные силы», юмористическое шоу «Неудобный стендап», комедийные гороскопы «Stand-up гороскоп» и шоу о ремонте «Рукоjob».

Общительный и самоироничный персонаж стал представителем коллаборации видеохостинга и телеканала, поскольку созвучен аудитории двух медиа. Манеры героя отсылают к таким персонажам массовой культуры, как Кенни из «Южного парка» и Терминатор и должны привлечь молодых зрителей, которые любят мультфильмы актуальный юмор.

Минималистичный дизайн маскота помогает ему выделяться на фоне других цифровых персонажей. Простая рисовка напоминает детские рисункам и первые шаги в творчестве любого креатора, когда работы далеки еще от совершенства и им только предстоит набрать силу.

Таким образом, персонаж подчеркивает, что сотрудничество 2х2 и Rutube — это «телепорт» для талантливых авторов, которые могут пробиться на ТВ, расширить аудиторию и получить поддержку своих проектов. Кроме того, такая коллаборация стала пиаром для самого маскота — новость о его попадании в телеэфир разошлась по соцсетям и официальным СМИ и получила хороший охват.


Иван Лыкасов, руководитель центра разработки креативов Rutube:

«Подача шоу Originals на телеканале 2х2 через такого простого персонажа нам показалась идеальной с точки зрения попадания в целевые аудиториии наших ресурсов. Любое творчество начинается с таких маленьких и простых, но важных проявлений. В этом и заключается концепция нашего цифрового аватара».

Как цифровые аватары НТВ раскрывают звезд с новой стороны

Пригласил на сцену цифровых персонажей и телеканал НТВ в высокотехнологичном «Шоу Аватар». Правда, под масками виртуальных аватаров здесь скрываются реальные звезды российского шоу бизнеса. А задача жюри угадать, кто из знаменитостей выступает в том или ином образе.

В первом выпуске на сцену вышли Белоснежка, Русалочка, Леший, Человек-амфибия, Мэри Поппинс, Емеля, Дюймовочка, Джинн и Красная Шапочка. Команда НТВ взяла известных сказочных персонажей и придала им обновленный цифровой облик. При этом образы аватаров выступают «цифровыми я» участников проекта и отражают их внутренний мир.

Создание каждого аватара — один из наиболее сложных этапов проекта. В него входит нескольких ступеней — создание 3D-модели персонажа, включая лицо и фигуру, лицо, одежду и волосы; формирование скелета и анимирование мимики. Отдельно задается «физика» волос и одежды, чтобы она соответствовала движению тела аватара.

Кроме того, каждому аватару подбирают специальные шейдеры — наборы материалов и текстур для тела, волос и одежд. Их визуализируют в режиме реального времени вместе с дополнительными цифровыми эффектами. Так, персонажу можно добавить огоньки, которые вспыхивают в волосах.

Анимирование героев происходит прямо во время шоу. Участник заходит в изолированный павильон и надевает костюм для захвата движений тела и мимики лица, а также записи голоса. Далее визуализированный аватар в режиме реального времени совмещается со съемкой реальной сценической обстановки — камерами, светом, отражениями, звуком и реальными участниками шоу.

На выходе получается эффект совмещенной реальности (Mixed Reality/MR) и полного присутствия аватара на сцене. Участники видят и слышат свои цифровые аватары и других участников шоу на дисплее павильоне и взаимодействуют с людьми по ту сторону экрана — разговаривают, танцевать с ними в едином ритме и реагируют на происходящее на сцене и в зале.

Тимур Вайнштейн, генеральный продюсер телеканала НТВ:

«Мы для себя решили, что делаем развлекательное шоу, а не анимационный фильм. Нам важно живое общение, студия, реакция жюри, чтобы всё было здесь и сейчас. И технологии, которые мы применяем в шоу, позволяют нам получить эти эмоции. Представьте себе телевизионную программу, в которой на сцене выступают трёхмерные персонажи отличного качества, повторяя в режиме реального времени движения участников, одетых в костюмы захвата движений и мимики. Наши аватары взаимодействуют с живым балетом и ведущим, а их уникальная внешность и фантастический вокал, воспринимающийся как часть цельного цифрового образа, разрушают стереотипы».


Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 Media Instinct №1 Медиабаинг 2021
2 Сбер №1 Рекламодатели 2021
3 Artics Internet Solutions №1 Digital Index 2021
–ейтинг@Mail.ru