Полезные советы: как подготовиться к выступлению на конференции

AdIndex и Билайн подготовили советы о том, как успешно выступить с докладом на любой конференции как в онлайн-, так и офлайн-формате

Подготовка

Изучите аудиторию 

Чтобы понять, кто будет вас смотреть и слушать, составьте примерное представление об аудитории. Поинтересуйтесь у организаторов или проведите небольшой опрос перед конференцией, чтобы узнать ожидания зрителей. Если мероприятие онлайн, то слушатели могут быть из других городов и стран, что тоже важно учитывать.


Ольга Вяткина, PR-директор Nectarin

 «Помните, хороший спикер задает много вопросов организаторам: какой зал, какая аудитория, какой у нее уровень знаний, интересы. Собрав такой портрет, вы будете понимать, какие ожидания у людей от вашего выступления. Ведь даже одна и та же тема, подготовленная под разную аудиторию, может заиграть новыми красками».


Разбейте материал на смысловые блоки 

Материал должен быть доступным вашей аудитории, интересным и полезным. Роман Поборчий, тренер по презентациям, в своем интервью говорит о том, что «хорошая презентация — это такая презентация, по результатам которой у слушателя есть какая-то возможность изменить свою жизнь к лучшему». То есть человек из вашего выступления должен понять, как ему действовать, и если хотя бы один сделает что-то после, мир станет чуточку лучше.


Екатерина Прохорова, управляющий партнер Feedstars

«Важно определить полезность выступления для аудитории. Для спикера это чаще всего PR, реклама, иногда профессиональная необходимость. А вот для слушателя должна быть польза. И чем сильнее и виральнее будет контент выступления, тем уверенней будут достигнуты цели — и для спикера и для слушателей.

Также полезно узнать соучастников панели и их примерные темы, чтобы найти"вишенку на торте" в своем выступлении. Эта вишенка должна обязательно быть не в ракурсе тем других спикеров, чтобы избежать возможной тавтологии».


Постарайтесь структурировать выступление и выделить смысловые блоки, в которых вы расскажете простым языком о самом главном и актуальном. Так информация будет легче восприниматься, она усвоится и запомнится слушателям.


Ольга Вяткина, PR-директор Nectarin

«Составление структуры поможет при подготовке не уйти от темы. Я также показываю структуру аудитории и на протяжении всего выступления напоминаю о ней. Люди любят, чтобы все было четко, чтобы они понимали, какой профит они получат от каждой части выступления».


Проверьте соединение с интернетом, если конференция онлайн

Звук и изображение должны четко передаваться зрителю. Во многом это зависит от вашего интернета. Чтобы не возникло внезапных косяков и неполадок, перед началом конференции проверьте соединение и его скорость. Постарайтесь быть там, где качество хорошее.

Выступление

Разбавьте презентацию и добавьте немного интерактива

Оживить выступление можно с помощью яркой и лаконичной презентации с небольшим количеством текста на слайдах и красочными картинками, видео и шутками в тему.

Например, Крис Андерсон, куратор некоммерческого фонда TED, советует разбавить свою презентацию историей, ведь они помогают выстроить некую связь между спикером и аудиторией. Они «привлекают внимание, облегчают рассказ и хорошо запоминаются», в особенности если это увлекательные и понятные истории и вы понимаете, зачем вы их рассказываете.


Екатерина Прохорова, управляющий партнер Feedstars

«Определите "перебивки" в своем выступлении. Это нужно для обратной связи "в моменте" с аудиторией. "Перебивками" могут служить релевантные шутки и даже анекдоты, инсайты, неожиданные слайды в презентации или текстовые переходы».


А также можно добавить несколько нестандартных, интересных и актуальных кейсов для обсуждения.


Ольга Вяткина, PR-директор Nectarin

«Примеров и кейсов много не бывает. На теоретической части люди зачастую выключают свое внимание, а на практике как раз оживляются. Поэтому я стараюсь на каждый теоретический блок давать самые свежие и актуальные кейсы. А если в вашем арсенале есть еще и жизненные примеры, то аудитория ваша».


Это поможет удержать внимание на протяжении всей конференции, и вы лучше запомнитесь аудитории.

Не привязывайте себя к слайдам

Если будет много пауз, чтения материала со слайдов, вы произведете впечатление неопытного и неподготовленного спикера. Люди в какой-то момент перестанут вас слушать, уйдут или отключатся. Поэтому рассказывайте легко и свободно, чтобы показать, что вы профи в своем деле. 

По мнению Стаса Цыганова, руководителя мобильной разработки Tutu.ru, спикер — главное действующее лицо, он выражает все сильные и слабые стороны выступления. И поскольку конференция — это больше про общение докладчика с аудиторией, то слайды должны лишь помогать донести то, что сложно описать словами.

Держите внимание

Чтобы никто не заскучал, не отвлекся и не забыл про вас, делайте между смысловыми блоками небольшие паузы, например, для обсуждений материала, решения кейсов, вопросов из зала и из чата. Так вы сможете держать внимание своих слушателей и взаимодействовать с ними на протяжении всей конференции как в офлайне, так и в онлайне.

Роман Поборчий, например, считает, что не очень успешное выступление — это когда из зала не было ни одного вопроса. И наоборот, вы попали в яблочко, если «завязалась какая-то дискуссия и люди задают не идиотские вопросы, а вопросы "о том"».


Ольга Вяткина, PR-директор Nectarin

«Каждые 7 минут аудитория отвлекается, и вы начинаете терять ее внимание. Чтобы этого избежать, нужно каждые 7 минут обращаться к аудитории с вопросом, шуткой, опросом — это поможет ей вновь сконцентрироваться на выступлении и лучше воспринимать материал.

В конце выступления важно подвести итоги и еще раз проговорить, к каким выводам вы пришли. Правильно подобранные слова вдохновят аудиторию и наверняка превратят слушателей в ваших фанатов».


После конференции

Общайтесь

Если после вашего доклада кто-то решит задать вам вопрос или захочет с вами посоветоваться и пообщаться лично, будьте доброжелательны и вежливы, не уходите от ответа или разговора. Может быть, это тот самый человек, с которым вы сработаетесь в дальнейшем.

Получите обратную связь

Сразу после мероприятия соберите фидбэк от участников, потому что люди будут более расположены дать вам обратную связь. Это отличный показатель вашего успеха: можно отследить удачные приемы и повторить их в следующем выступлении. Или, наоборот, это шанс узнать о недочетах, над которыми нужно поработать. 

Посетите доклады своих коллег

Если у вас есть такая возможность, изучите программу и послушайте кого-то из спикеров конференции, кто был бы вам интересен. Помимо того, что вы можете получить пользу от контента выступления, вы сможете также оценить свое выступления, сделать для себя определенные выводы и получить ценный опыт.

Крис Андерсон, куратор некоммерческого фонда Technology Entertainment Design (TED) для Афиша Daily: «Не надо копировать чужие речи, не надо слепо следовать чужим советам, но стоит смотреть разные выступления, пробовать разные методики и искать свой неповторимый стиль».

СПИК
05 Ноября - 06 Мая Санкт-Петербург
Конференция
Retail Week
Онлайн-конференция
Cannes Lions
26-30 Октября Канны, Франция
Премия
MIXX Russia Awards & Conference 2020
Ноябрь Москва
Премия, конференция
Red Apple
Декабрь Москва
Премия / Фестиваль
Russian Tech Week
Конференция
Все мероприятия