Обнулились или обновились: как войти в рабочий ритм после карантина

Есть ли жизнь после коронавируса и как восстановить привычный work-life balance после снятия ограничений — разбираемся вместе с Билайн.

Тренд на удаленную работу, о котором достаточно давно говорили в HR-среде, в результате эпидемии резко трансформировался в повседневность. Миллионы людей по всей России столкнулись с тем, что привычный распорядок поменялся стремительно и радикально. 

Для компаний такой подход, возможно, пока воспринимается как модель переходного периода, но у него есть все шансы получить самостоятельную жизнь после кризиса. Переоценив свой подход к эффективности и контролю, работодатели вполне могут сформатировать новое рабочее пространство, находиться в котором будет комфортно и экономично. 

По данным исследования, проведенного аналитическим центром НАФИ, перевести своих сотрудников на удаленную работу на период карантина сумели около трети работодателей. Из них 20% готовы сохранить этот режим и после отмены самоизоляции. Для многих компаний стало открытием, что сгонять сотрудников в офис насущной необходимости нет, а на отказе от аренды помещений можно неплохо сэкономить. У сотрудников новый формат работы тоже не вызвал дискомфорта. Согласно опросу Telecom Daily, с окончанием режима самоизоляции хотели бы продолжить работать из дома 41% опрошенных. 

Тем не менее такое отношение к «удаленке» сформировалось не в одночасье. На самоизоляции нам пришлось полностью перестроить привычный образ жизни. Находясь дома, многие из нас начали испытывать дополнительную нагрузку из-за наложения различных социальных ролей: сотрудник, супруг, родитель, ребенок. Это привело к деформации режима и нарушению баланса между рабочей и личной жизнью. Однако благодаря встроенным механизмам адаптации мы быстро научились принимать новую реальность и даже начали находить в ней свои плюсы.

Но маятник качнулся в другую сторону — по телевизору заговорили сначала про плато, а потом и про первые признаки спада эпидемии. А это значит, что большинству из нас предстоит обратный путь — от «домашнего ареста» к привычной офисной жизни. Какие первые шаги нужно сделать на этом пути, чтобы войти в прежний режим бодрым и работоспособным?

Пять шагов к возвращению в прежний ритм

  • · Поверьте в свои силы. Даже если вам кажется, что прямо сейчас вы не знаете, куда двигаться, с чего начинать, — вспомните, из каких трудностей вы только недавно выбрались и что вам в этом помогло. Уж точно не паника и не отчаяние.
  • · Возьмите попутчиков. Объединитесь с коллегами, которые вместе с вами переживают перемены. Обсуждайте с ними свои чувства и переживания, поддерживайте тех, кто застрял в прошлом. Вместе сложности переживаются легче.
  • · Если вы изменили режим дня, понемногу сдвигайте его обратно. Каждый день ставьте будильник на 15 минут раньше. Мозг обмануть легко, а ощущение комфортного возвращения в режим строгих таймлайнов будет вам достойным вознаграждением.
  • · Берите в новую обстановку что-то из старой. Адаптация пройдет легче, если вы принесете с собой в офис что-то домашнее. Если, например, вы привыкли работать, подложив под спину любимую подушку-медвежонка, забирайте ее с собой в офис. 
  • · Не нагружайте себя сразу. Распределите задания, и не паникуйте, если первое время голова будет отказываться работать в прежней обстановке, и все будет валиться из рук. 

Никогда такого не было, и вот опять

Если верить аналитикам Сбер.Маркетинг, периодические возобновления режима самоизоляции могут стать нашей новой реальностью. При этом, как мы все знаем, люди не любят и не хотят меняться. Мы привыкаем к тому, что есть, и изменения нарушают наш обычный распорядок. Для укрепления «вестибулярного аппарата» в условиях возможных эпидемических «качелей» стоит периодически напоминать себе о преимуществах и недостатках дистанционной работы, доставая те или иные аргументы, чтобы успокоить свой встревоженный мозг.

Респонденты Telecom Daily, к примеру, так описывают преимущества и недостатки удаленной работы (приведены в порядке убывания значимости):

Плюсы «удаленки»

Минусы «удаленки»

Экономия времени (и денег) на дорогу 

Отвлекают домашние дела или домочадцы 

Экономия времени на подготовке к выходу из дома 

Сложно настроиться на работу

Гибкость рабочего графика 

Снижается оперативность/эффективность взаимодействия с коллегами

Дополнительное время для полезных дел 

Сложно придерживаться рабочего графика

Экономия времени на праздные разговоры с коллегами

Нехватка личного общения с коллегами

Нет жесткого контроля

Трудно организовать/оборудовать рабочее место

 
Помимо перечисленных рациональных аргументов, переход к новому (или старому) формату трудовой деятельности будет менее болезненным, если следовать нескольким простым правилам.
 

Золотые правила адаптации

  • · Не формируйте негативных ожиданий.
  • · Подходите к переменам с любопытством, а не со страхом. 
  • · Находите хорошее и не концентрируйтесь на плохом. 
  • · Используйте слово «другой» вместо «плохой» или «неправильный».
  • · Дайте себе время, чтобы привыкнуть к новому распорядку. 
  • · Не будьте критичны к себе и окружающим.

Ольга Филатова, исполнительный вице-президент по управлению персоналом, организационному развитию и поддержке Билайн:

«Учитывая, что проект по удаленной работе BeeFREE успешно реализуется с 2016 года, мы быстро перешли в онлайн-формат без негативного влияния на бизнес-процессы. Мы не забыли о work-life balance и за время карантина провели для наших сотрудников ряд лекций совместно с «Синхронизацией», поддерживали их в форме с помощью онлайн-тренировок и даже составляли планы по питанию вместе с нашими корпоративными тренерами.
Work-life balance планируется соблюдать и дальше, особенно после окончания карантина. Чтобы смена онлайн-формата на офлайн прошла легко, мы готовим план-график поэтапного выхода и реорганизуем офисное пространство с точки зрения безопасности и эргономики, будь то разделительные разметки в местах общего пользования или размещение позитивных плакатов и стикеров на рабочих местах. Вместе с этим, Билайн Университет разрабатывает учебные материалы по психологической адаптации в новом, пост-карантинном мире: это общие рекомендации, памятки, вебинары, курсы по работе с блоками, связанными с боязнью возвращаться в офис, и доступ к горячей линии психологической помощи».


Стоит помнить, что любые перемены — это новая возможность, и только от нас зависит, станут ли они нашим выигрышем или проигрышем.

–ейтинг@Mail.ru