Digital-чипсы, художественная туалетная бумага и восьмибитная пицца: 5 NFT от брендов
NFT все чаще оказывается в центре громких историй, и бренды тоже приглядываются к нашумевшей теме. AdIndex разобрался, что это за технология, и собрал пять компаний, выпустивших свои NFT за последние полторы недели.
Что такое NFT
Название NFT расшифровывается как Non-fungible Token, или «невзаимозаменяемый токен». Это значит, что один такой токен нельзя заменить на другой — в отличие от биткойна. Тем не менее ограниченное количество копий NFT создать все же можно. В качестве ближайшей аналогии можно привести коллекционные почтовые марки.
Большинство NFT — часть криптовалютной платформы Ethereum blockchain. Другие блокчейн-платформы тоже могут выпускать свои NFT. Впервые NFT появились в 2017 г., а в феврале 2021 г. оборот этого рынка достиг $342 млн.
NFT может содержать любую цифровую информацию — картинку, музыку, систему искусственного интеллекта. Сейчас NFT в основном используется для коллекционирования искусства — например, ставшей знаменитой цифровой картины художника Beeple. Это не значит, что никто больше не сможет загрузить изображение купленной работы, но авторские права на нее будут принадлежать только одному человеку.
Виртуальные баскетбольные карточки
Одной из первых потенциал NFT заметила американская Национальная баскетбольная ассоциация. Еще в июле 2019 г. NBA объединилась с канадской блокчейн-компанией Dapper Labs, чтобы создать NBA Top Shot. Это онлайн-магазин классических баскетбольных карточек, но все они представлены в виде NFT. CEO Dapper Labs Рохам Гарегозлу назвал представленную платформу «революционным новым опытом, в котором сногсшибательные игры и их незабываемые ключевые моменты становятся предметами коллекционирования, которыми можно обладать вечно».
NBA делает видео с главными моментами игры, а Dapper Labs решают, сколько копий каждой записи они собираются продать. Каждое видео помещают в цифровую упаковку, выполненную в стиле обычных баскетбольных карт. Стоимость разнится от $9 до $230 — в зависимости от качества видео, популярности игрока и уникальности «карточки». NFT с видео отправляются в зашифрованный кошелек. Их можно демонстрировать или перепродавать на маркетплейсе NBC Top Shot. Сейчас стоимость самой дорогой карточки во вторичной продаже составляет $240 тыс.
«Ежегодный оборот бизнеса по продаже баскетбольных карточек составляет $5–6 млрд. Я не вижу причины, почему мы не можем прийти к моменту, когда этот бизнес будет приносить чистую прибыль в $1 млрд», — сказал Гарегозлу.
Восьмибитный кусочек Pizza Hut
Первопроходцем в сфере NFT оказалась еще одна канадская компания — на этот раз местное подразделение Pizza Hut. 16 марта сеть фастфуда представила новую пиццу, получившую название 1 Byte Favorites. Как говорят в компании, это первая в мире NFP — Non-fungible Pizza.
В новой линейке представлено ограниченное количество восьмибитных картинок с самыми популярными пиццами сети. Каждый день Pizza Hut будет выпускать картинку с новым куском пиццы. Как говорят в компании, это будет происходить «именно в то время, когда мир наиболее голоден: в обеденный час».
Изначально цена NFT от Pizza Hut должна была равняться «одному укусу настоящей пиццы» — 0,0001 ETH, или 20 центам канадского доллара (около 11 рублей). Но что-то пошло не так, и сейчас один восьмибитный кусок пиццы стоит $8824 (примерно 654 тыс. руб.). Изменение цены стало возможно, поскольку NFT от Pizza Hut продается через маркетплейс Rarible — он работает по принципу аукциона.
GIF с картофельным Taco Bell
Любители мексиканского фастфуда тоже найдут NFT по душе. 7 марта Taco Bell в коллаборации с современными художниками выпустил одно изображение и четыре GIF с тако. Компания выпустила 25 NFTacoBells, которые были распроданы за 30 минут. В самом первом NFT содержался подарочный сертификат в Taco Bell на $500.
Изображения посвящены картофелю и картофельным тако, которые вернулись в меню ресторана. Его пришлось убрать из ассортимента во время карантина, когда Taco Bell полностью перешел в режим доставки. Это было сделано, чтобы урезать меню и тем самым сократить время ожидания клиентов. 11 марта ресторан вернул картофель и отпраздновал его возвращение выпуском NFT. «Наши картофельные тако теперь могут быть в ваших сердцах, животах и цифровых кошельках», — заявлял бренд.
Каждый токен стоил $1,79 — так же, как один настоящий тако в ресторане. Пользователи уже активно перепродают изображения тако на маркетплейсе Rarible. Самая дорогая копия ушла за $3646, еще одна продается за $18 365. Taco Bell получает 0,01% с каждой перепродажи. Вырученные деньги бренд отправит в собственный благотворительный фонд.
Токен с туалетной бумагой от Charmin
Дочерняя компания Procter&Gamble, производитель туалетной бумаги Charmin, 17 марта выпустила NFT(P) — Non-fungible Toilet Paper. Вместе с тремя иллюстраторами бренд создал пять изображений в формате NFT. Каждое из них существует в единственном экземпляре. Вырученные деньги Charmin отправит гуманитарной организации Direct Relief.
«Иногда лучший опыт от посещения ванной выходит за пределы туалетного сиденья. Именно поэтому мы выкатываем первый в мире NFT-концепт от бренда туалетной бумаги», — написал Charmin в Twitter. NFT от бренда идут в комплекте со своей физической копией, «чтобы люди могли повесить свой NFT(P) в своей ванной рядом с настоящим рулоном», сообщили в компании.
Digital-вкус от Pringles
Последний на сегодня бренд, выпустивший свой NFT, — производитель чипсов Pringles. 18 марта компания выпустила новые чипсы — в виртуальном формате. Вкус CryptoCrisp существует в виде 50 NFT с анимированным изображением крутящейся золотой банки Pringles.
Картинку создал украинский художник Вася Колотуша. «Это самая вкусная вещь, которую вы никогда не попробуете», — отметил Колотуша. Все деньги от продажи и перепродажи NFT-чипсов пойдут художнику. Начальная цена копии составляла $2.
«Окей, интернет. Все вкусы CryptoCrisp проданы по цене обычной банки Pringles. Но только потому, что они кому-то принадлежат, это не значит, что вы не можете попробовать выкупить их на Rarible...» — написали в Pringles спустя сутки.