Мобильные игры: от разработки до продвижения


Инструменты | 24 Сентября 2015 | 1

Мобильные игры: от разработки до продвижения
Только в 2012 году человечество потратило $66,3 миллиардов, играя в видеоигры. Для сравнения – размер внешнего долга России в конце 2013 года был меньше и составлял примерно $55,8 миллиардов. Во многом именно прибыль от игр и вовлеченность пользователя являются причинами, по которым компании решают создать собственные мобильные игры

Мобильные игры в России

В России объем игрового рынка в 2014 году составил $1,63 млрд, из которых 15,9% приходится на мобильные игры (по данным исследования J’son & Partners Consulting). Доля мобильных игр показала и самые высокие темпы роста по сравнению с другими сегментами индустрии. Чем это можно объяснить? В России очень велика доля мобильных пользователей, большая часть которых проживает в регионах: Android-смартфоны доступны по ценам, количество пользователей смартфонов в несколько раз превышает количество владельцев PC и Desktop-устройств, а мобильные операторы предлагают быстрый мобильный интернет на более выгодных условиях, чем интернет-провайдеры.

Больше двух третей мобильных устройств работают на Android, и в ближайшие несколько лет это не изменится: стоимость iPhone существенно выросла в декабре 2014 года, а Windows Phone так и не смог сделать серьезный прорыв на рынке. Сам рынок мобильных приложений и игр растет динамично – сейчас наиболее подходящее время, чтобы определиться с интересующим направлением и попробовать занять перспективную или прибыльную нишу.

Как выглядит среднестатистический игрок

Это мужчина или женщина в возрасте 30-34 лет, который/ая в свободное время тратит на мобильные приложения и игры около 12 часов в неделю. Это человек, который живет с семьей, работает, получает ежемесячный доход в размере около 30 тысяч рублей, любит путешествовать и владеет собственным автомобилем. Пользователи воспринимают игры не как способ провести свободное время, а как тайм-киллера, например, ежедневно играя в метро во время поездки на работу. Задача каждой хорошей игры – превратить обычного пользователя в активного игрока, повысив его активность через систему мотивации, чтобы заставить его играть как можно чаще.

Модели монетизации

Большинство популярных в России мобильных игр – это стратегии, спортивные симуляторы, аркады, шутеры, головоломки. Они связаны с сервисами знакомств или социальными сетями, представляют собой какие-то музыкальные приложения или контент-проекты.

Существует несколько моделей монетизации и продвижения Mobile Apps.

Самой распространенной бизнес-моделью является Freemium (условно-бесплатная), она дает 76% совокупного дохода для всей индустрии, в то время как платные приложения без внутриигровых покупок дают лишь 20%, а платные приложения с внутриигровыми покупками – только 4% (данные доклада Distimo, февраль 2014 года).

При использовании модели Freemium, заинтересовав пользователя, а также показав все приятные возможности продукта, разработчик предлагает приобрести полезные и выгодные расширения. Часто, изначально настроенный только на бесплатное использование геймер, с радостью готов впоследствии потратиться на платный контент. К слову, этой моделью пользуются не только создатели игровых приложений, но и многие условно-бесплатные спортивные программы для бега, велосипеда и т.д.

Free-to-play как подтип Freemium

В основном, это бизнес-модель для гейминга. Почти все приложения в этой сфере продвигаются именно так. Игра по большей части бесплатна, и пользователь может вообще не оплачивать встроенные покупки. Но чем серьезнее становится вовлеченность в игровой процесс, тем сильнее возрастает непреодолимое желание оплатить специальные функции. Это могут быть сокращение времени ожидания, дополнительные персонажи, открывающие возможность развития новых сюжетных линий, уровни, продление жизни и многое другое.

К примеру, в игре Game of War внутреннюю золотую валюту можно приобрести в пакете стоимостью от $ 4,49 до $ 89,99. По статистике iTunes App Store, пользуется большим успехом и огромную прибыль приносит именно второй пакет. Американский Comedy Central выпускал эпизод Freemium Isn’t Free скандально-известного мультсериала South Park, в котором утрированно, но все же показано огромное преимущество модели Free-to-play.

Subscription (подписка)

Еще один способ превратить бесплатное приложение в источник дохода внутри модели Freemium. Обычно, пользователям предлагается на платной основе подписаться на год или несколько месяцев для получения полного спектра услуг. Бесплатные возможности являются сильно ограниченными. Обычно, такой моделью пользуются видео и музыкальные приложения (Spotify, Pandora, Hulu), социальные сети (LinkedIn, WhatsApp), обучающие приложения (LinuaLeo) и онлайн-издания журналов.

Paymium

Довольно редко встречающаяся модель, подразумевающая платную (сравнительно недорогую) установку и внутренние покупки через In-App Purchases, о которых подробнее будет рассказано чуть ниже. Самые выдающиеся примеры с применением этой модели – Angry Birds, Kingdom Rush Origins HD и Capcom’s Mega Man X.

Платная модель

Это стратегия подходит только акулам игрового бизнеса и крупным компаниям. Обеспечив себе на рынке узнаваемое имя, разработчик может предложить купить игровое приложение, не имеющее бесплатных аналогов. В данном случае необходимы любовь и доверие пользователей.

Теперь рассмотрим способы монетизации непосредственно в мобильных играх.

In-App Ads (внутренняя реклама) отмечается высокими показателями eCPM, благодаря чему является обычно первостепенной моделью, которой пользуются разработчики. Она позволяет создать уникальный контент для наиболее заинтересованной аудитории. Разработав рекламные сообщения, незаметно и органично встроенные в мобильные приложения, возможно стать ежедневной частью жизни пользователей, не надоедая им. Здесь важно творчески подойти к вопросу дизайна и коммуникации.

In-App Purchases (внутренние платежи) – отличный способ для разработчиков продвигать и продавать уже из полюбившегося пользователям приложения свои новые игры, программы и прочее. Аудитория уже заранее лояльна к бренду и положительно реагирует на подобного рода рекламу-анонс. Данная модель делится на: Consumable (потребляемый тип, т.е. многократная покупка), Non-Consumable (непотребляемый тип – соответственно, одноразовая) и Subscription (подписка).

С чего начать разработку игры

Вне зависимости от того, собираетесь ли вы делать брендированную игру или игровое приложение, которое должно приносить доход, начать следует с исследований и описательного анализа конкурентов. Необходимо понимать, насколько свободна интересующая вас ниша, кто ваши конкуренты, какие могут быть подводные камни во время продвижения.

Следующим шагом является разработка уникальной идеи – игра должна быть аутентичной, не имеющей аналогов на рынке. Важен контент и конструкция игры, оригинальный адаптивный дизайн и интуитивно понятный интерфейс. При поиске дизайнера, который будет создавать макеты будущей игры, старайтесь выбирать тех, кто уже имеет подобный опыт, желательно по тому направлению, которое вас интересует. Полезным будет наличие референсов на другие, существующие игры и приложения – они могут представлять примерные идеи по элементам дизайна или функционала.

Большое внимание необходимо уделить системе наград и бонусов, мотивирующих пользователей обращаться к игре довольно часто. Именно в этом кроется секрет вовлеченности пользователей и залог популярности игры.

Теперь необходимо определить бюджет игры, сроки работы и составить техническое задание для программиста.

Разработчики игр

Многие считают, что услуги независимого разработчика буду стоить дешевле, чем работа с агентством. Если вы работаете с высококвалифицированным профессионалом, его услуги могут обойтись несколько раз дороже. Чтобы сделать поиск разработчика простым и быстрым, нужно соблюдать несколько простых правил:

1) Выбирайте программиста исходя из области его специализации. Например, для аркадных игр ищите тех, у кого за плечами уже есть 2-3 аркады. Никогда не выбирайте программиста, у которого нет сделанных проектов.

2) Ищите программистов в регионах, например, в Казани – многие не догадываются, что самые талантливые разработчики живут вне Москвы.

3) Не обращайтесь к иностранным коллегам – даже при написании кода очень важно владеть русским языком и понимать, как он меняется и используется в игре.

4) Объем работы обычно исчисляется в рабочих часах. Помня об этом, составьте вместе с разработчиком план работы с четко оговоренными сроками, чтобы следить за процессом работы на каждом этапе.

5) Оговорите с программистом любые форс-мажорные обстоятельства, которые могут повлиять на сроки выполнения работы, четко определите время и условия тестирования игры, внесение правок и работу с багтрекером (системой отслеживания ошибок).

6) Лучше всего, если исполнитель не будет отвлекаться на иные проекты и будет занять разработкой только вашей игры. Иногда за это приходится доплачивать, но это важно, если сроки работы крайне ограничены.

7) Если есть сомнения, просите рекомендаций от прошлых клиентов – возьмите их контактные данные и свяжитесь с ними самостоятельно.

Где искать программистов? Многие начинают поиск с сайтов фриланс-сотрудников. Более эффективным станет изучение форумов и площадок, где общаются сами разработчики игр и приложений. Иногда хороших программистов можно найти, просматривая готовые приложения и игры в каталогах – часто там есть контактные данные непосредственно авторов приложений.

Если же вы решили сотрудничать с агентством, занимающимся разработкой игр, соблюдение сроков, возможность быстро вносить правки и более удобная система расчетов гарантированы.

Вне зависимости от того, с кем вы работаете, всегда заключайте договор, касающийся авторских прав, защиты информации, сроков выполнения проекта и цены поправок (в большинстве случаев это обычные баги, которые видны в первые недели тестирования игры). Кроме того, многие компании регистрируют собственные аккаунты разработчиков в каталогах приложений, чтобы самостоятельно отслеживать статистику и вести собственную ценовую и маркетинговую политику (например, создавать специальные промокоды).

Продвижение игры

Во время продвижения игры необходимо активно работать с социальными сетями, что подразумевает также рекламу в сообществах, новостных лентах и чужих тематических приложениях. Многие игроки работают с альтернативными магазинами Android-приложений, где конкуренция меньше, но выше шанс быть замеченным. Работа по продвижению игры обычно входит в список услуг агентств, которые занимаются разработкой игр.

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации

Комментарии

Андрей (Гость) | 24.09.2015, 18:13
Согласен, на условно-бесплатные народ подсаживается лучше всего

Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 8945

Каталог рекламных компаний России

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама