13 Августа 2015 | 11:37

Что надо знать о коммерческих факторах ранжирования в «Яндексе»

Почему коммерческие факторы ранжирования страниц в поисковых системах сейчас так актуальны и можно ли понять, как именно они учитываются поисковыми системами?

image

Что такое коммерческие факторы ранжирования

С конца 2011 года поисковая система «Яндекс» при ранжировании сайтов в поисковых результатах учитывает такие характеристики страниц и сайтов, как юзабилити, цены, ассортимент, возможности оплаты и доставки, наличие гарантий и постпродажного обслуживания, отзывы, качественные фотографии и т.д.

Все эти критерии так или иначе важны для принятия посетителем сайта решения о том, делать ли заказ или звонок. В связи с этим указанная группа критериев условно называется коммерческими факторами ранжирования. Многие из этих факторов касаются не только одной ранжируемой страницы, а сайта в целом.

Почему важно изучать коммерческие факторы ранжирования

Появление этой группы факторов ранжирования внесло существенные изменения в принципы продвижения сайтов агентствами. Теперь владельцы сайтов кровно заинтересованы в том, чтобы специалисты не просто закупали ссылки, а работали над повышением коммерческого потенциала сайта. Правда, для этого агентствам необходимо тесное взаимодействие с клиентами, особенно в тех случаях, когда для улучшения сайта необходимо изменение бизнес-процессов компании.

Вместе с тем, точное влияние тех или иных коммерческих факторов на позиции страницы в поисковой выдаче агентствам до сих пор не известно. Компания «Яндекс» такие данные не раскрывает, чтобы минимизировать возможность манипуляции со стороны оптимизаторов. Кроме того, алгоритмы «Яндекса» (и других поисковых систем) постоянно совершенствуются, а влияние отдельных факторов может существенно зависеть от тематики и/или частоты запроса, а также от предполагаемых «Яндексом» намерений пользователя, задавшего запрос.

Такая ситуация сформировала спрос на более детальное, пусть и не доскональное понимание общих принципов, которыми руководствуется поисковая система при оценке коммерческих характеристик сайтов.

Аналитические данные, собранные по достаточно большой выборке запросов и сайтов, вряд ли позволят нам точно установить причинно-следственные отношения – ввиду большого количества факторов ранжирования в целом (более 800 в случае «Яндекса»). Однако мы можем увидеть связь (корреляцию) между наличием на сайтах тех или иных коммерческих функций (например, телефона 8-800, скидок и т. п.) и позицией страницы в топе поисковой выдачи.

Этого достаточно для того, чтобы при продвижении сайта не действовать вслепую. Кроме того, понимание степени корреляции между теми или иными факторами ранжирования и позицией страниц помогает правильнее расставить приоритеты и сосредоточиться в первую очередь на тех действиях, которые вероятнее всего дадут максимальный эффект.

Понимание коммерческих факторов позволяет также лучше разобраться в том, как работают все остальные факторы ранжирования – например, текстовые и ссылочные.

Лаборатория изучения факторов ранжирования

Летом 2014 года компания «Ашманов и партнеры» запустила новый проект – Лабораторию изучения факторов ранжирования. Специалисты лаборатории изучают коммерческие и ссылочные факторы в топ-30 результатов поиска в «Яндекс», Google и Mail.ru по ряду популярных тематик, в основном, сильно конкурентных.

В настоящее время данные собираются по десяткам тысяч запросов, затрагивают несколько тысяч сайтов и оцениваются более чем по 200 параметрам. Данные примерно по двум третям параметров собираются автоматически, но оставшаяся треть (включая многие из коммерческих параметров) оценивается специально обученными специалистами – асессорами (не путать с асессорами «Яндекса»!).

Количество исследуемых запросов и параметров постепенно увеличивается, как и арсенал статистических методов, которые мы используем. Сейчас мы можем делать выводы о «силе» факторов ранжирования гораздо более уверенно, чем осенью, когда впервые рассказали о проекте на конференции «Интернет и бизнес. Россия» (IBC Russia).

Ранее мы уже приводили несколько примеров корреляции между теми или иными коммерческим факторами и положением страниц сайтов  в поисковой выдаче; теперь хотим подробнее рассказать еще о нескольких.

Общие соображения

Для понимания того, о чем пойдет речь ниже, необходимо учесть два общих вывода, которые мы сделали из анализа полученных данных.

Первый из них мы уже упоминали выше: на ранжирование страницы сайта влияют не только ее собственные характеристики, но и параметры, относящиеся к сайту в целом. Сейчас мы можем с уверенностью утверждать, что это относится и ко многим коммерческим факторам: «Яндекс» активно учитывает в ранжировании страниц коммерческие параметры, значения которых вычисляются им для всего сайта.

Например, наличие отзывов на сайте в целом скоррелировано с позицией, занимаемой страницей с сайта в выдаче, сильнее, чем наличие отзывов на этой конкретной странице.

Второй вывод заключается в том, что для каждого параметра полезно оценивать не одну корреляцию, а две. Параметр может быть связан с попаданием сайта (страницы) в «широкий топ» «Яндекса» (сейчас мы оцениваем попадание в топ-30), но не влиять на попадание в десятку и вообще на позицию внутри топа. И наоборот, может быть сильная корреляция с позицией внутри топа при полном отсутствии корреляции с попаданием в топ-30. Разумеется, есть параметры, которые скоррелированы и с попаданием в топ, и с позицией внутри него — как есть и параметры, для которых никаких значимых корреляций вообще не обнаружено.

Кстати, то же самое верно и для Google, хотя и наборы параметров, для которых наблюдаются корреляции, и тип корреляции (с попаданием в топ или с позицией в нём), и ее сила для разных поисковиков может быть очень разной — это представляется нам косвенным подтверждением актуальности наших изысканий.

Поскольку для любого сайта найдутся запросы, по которым он не попадает даже в «тридцатку», для поисковой оптимизации важно учитывать оба вида корреляций – хотя параметры, напрямую скоррелированные с позицией, представляются более важными.

Наличие двух видов корреляции можно объяснить «двухступенчатым» ранжированием, применяемым современными поисковыми системами: сначала очень быстро по упрощенному алгоритму отбирается ограниченное количество (например, тысяча) наиболее перспективных документов, а затем эти документы более сложным (и медленным) алгоритмом выстраиваются в том порядке, в котором мы видим их в результатах поиска.

Телефоны

Наличие телефона на сайте практически не влияет на попадание в топ-30 и слабо – на позицию внутри топа. Это, судя по всему, связано с тем, что телефон и так указан практически на всех коммерческих сайтах (99% в топе «Яндекса», 98% — Google), а те сайты, где его вообще нет, попадают в топ крайне редко.

А вот страницы, где нет телефона, встречаются чаще. Возможно, поэтому и выводы о связи с ранжированием для наличия телефонного номера на странице сделать проще. Оказалось, что наличие телефона на странице для «Яндекса» слабо коррелирует с позицией внутри топа и уверенно – с попаданием в топ.

Интересно, что для Google картина существенно другая: здесь тоже есть слабая связь между наличием телефона на странице и позицией, а вот на попадание в топ телефон никак не влияет. (Для этого параметра данные были получены двумя способами – оценка асессора и автоматический анализ страницы – и результаты совпали.)

Остановимся на телефонах подробнее и посмотрим на их количество и качество.

Наличие (на сайте) нескольких телефонов слабо скоррелировано с позицией в топе «Яндекса», а наличие большого количества телефонных номеров демонстрирует уже уверенную корреляцию с позицией. В то же время, корреляции с попаданием в топ-30 в обоих случаях мы не видим – в отличие от Google, где корреляция с попаданием в топ, напротив, сильная.

Что касается «качества» телефонов, то мы изучили целых три связанных с этим параметра.

3. Для бесплатных телефонов с номером 8-800-… (их наличие проверялось вручную на сайте и автоматически на странице) наблюдаются обе корреляции – и с позицией, и с попаданием в топ; последняя корреляция – более сильная.

Зависимость среднего значения признака (1 — на сайте имеется телефон 8-800...; 0 — нет) от позиции в топ-30 «Яндекса». Значения падают по мере удаления от первой позиции. Для сайтов, не найденных «Яндексом» (NY), среднее значение признака ниже, чем для сайтов, попавших в топ-30 (Y).

Распределение средних позиций для найденных в «Яндексе» по различным запросам сайтов с телефоном 8-800... (зеленые столбики) и без него (синие столбики). Высота столбика — количество запросов, для которых данная позиция — средняя. Для сайтов, имеющих признак, распределение на нашей выборке заметно смещено влево, к более высоким позициям.

2. Наличие многоканального телефона или колл-центра (проверялось автоматически наличие соответствующих словесных маркеров) – никаких корреляций не выявлено.

3. Наличие на сайте только мобильного телефона (или телефонов) – это, очевидно, не лучшее свидетельство коммерческой мощи стоящего за ним бизнеса. И точно – для этого параметра выявлена обратная корреляция: чем выше позиция, тем реже на ней встречаются сайты, на которых нет никаких телефонных номеров, кроме мобильных. Корреляция с попаданием в топ, возможно, тоже есть, но она слабая – точнее, для ее констатации пока просто не хватает данных.

Обратный звонок и онлайн-консультант

Посмотрим теперь на дополнительные способы связи с клиентом – заказ обратного звонка и наличие на сайте онлайн-консультанта. Оба средства связи позволяют не потерять возможный контакт в случае, когда у клиента под рукой нет телефона или ему дорого звонить. Оба рассматриваются SEO-сообществом как вероятные значимые коммерческие факторы, и по логике вещей следует ожидать, что их влияние должно быть примерно одинаковым. Однако на деле это совершенно не так.
Для обратного звонка наблюдается устойчивая корреляция с позицией внутри топ-30 и еще более сильная – с попаданием в топ. Отметим, что для Google корреляция с позицией тоже есть, но средний уровень признака для большинства позиций ниже, чем для «Яндекса», и корреляции с попаданием в топ не наблюдается.

Зависимость среднего значения признака (1 — на сайте есть заказ обратного звонка; 0 — нет) от позиции в топ-30 «Яндекса» (вверху) и Google (внизу). Для Google корреляция выражена сильнее, чем для «Яндекса», но при этом как для топ-30 в целом, так и для большинства позиций средние значения признака для «Яндекса» выше, чем для Google.

Интересно, что по крайней мере для позиции корреляция с наличием возможности обратного звонка на сайте более выраженная, чем для позиции с ее наличием на конкретной найденной странице. Как и в ряде других случаев, данные для страницы были получены двумя способами – асессорская оценка и автоматический анализ — и показали практически одинаковую картину.

А вот для всех рассмотренных нами видов онлайн-консультанта – форма чата, Skype, ICQ – корреляции если и есть, то сильно более слабые и менее устойчивые.

Для формы чата они наблюдаются в одних тематиках (например, для запросов про станки есть корреляция с попаданием в топ) и не наблюдаются в других. Для Skype и ICQ корреляций с ранжированием в «Яндексе» не наблюдается.

Несколько слов о ссылках

В рамках исследования, помимо коммерческих, анализировались и многие другие факторы – в том числе и ссылочные: ТИЦ, PageRank, количество внешних ссылок на домен, количество купленных ссылок на домен, количество купленных ссылок на URL. В целом, эти факторы (включая и платные ссылки) не просто продолжают «работать», но и остаются одними из самых сильных, причем они скоррелированы и с позицией в «Яндексе», и с попаданием в топ (в том числе после запуска нового алгоритма «Минусинск»)

Вот, например, графики по среднему количеству ссылок на домен (по данным Linkpad.ru) в зависимости от позиции для «Яндекса» и Google:

Видно, что падение среднего количества ссылок с ростом позиции в результатах поиска для «Яндекса» не менее сильное, чем для Google (при том, что среднее количество ссылок для «Яндекса» ниже).

 



Автор: Михаил Волович,
Ашманов и партнеры

КРУПНЫЙ ПЛАН. Егор Волик, управляющий партнер RUCOM: «Доброе, вечное, ценное пропагандирует церковь, реклама – это коммерческая коммуникация» Лев Кангин, Admify: «Задача реферального маркетинга – генерировать разговоры и распространение информации о продуктах и брендах в digital-среде»
Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 Realweb Digital Index 2024
2 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
3 MGCom №1 Digital Index 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.