05 Октября 2010 | 14:09

Медийный консалтинг: начало

Представители ведущих консалтинговых компаний России рассказали Adindex о тенденциях на новом для нашей страны рынке

image

Финансовый кризис, подаривший столько головной боли, спровоцировал в России развитие рынка медийного консалтинга, которого еще пять лет назад в нашей стране не было: раньше соответствующие услуги оказывались зарубежными специалистами из зарубежных офисов. При этом, по данным консалтинговой компании Accenture, в начале 2000 гг. в России аудировалось не более 20% рекламных бюджетов, и только на телевидении. «В связи с кризисом многие рекламодатели начали гораздо скрупулезнее относиться к рекламным бюджетам", - отмечает Наталья Колобова, CRM и Media Lead компании Accenture в России и СНГ. - "За последний год существенно увеличилось количество рекламодателей, желающих проверить, насколько эффективно рекламное агентство распоряжается их бюджетом, и услышать независимую экспертную точку зрения». Сейчас, по оценке Accenture, аудируется больше половины рынка. Медийный консалтинг – наиболее востребован на европейском рынке, а в России он входит в фазу активного роста. «Еще недавно основными заказчиками медиа-аудиторских услуг были международные штаб-квартиры крупных рекламодателей, которые таким образом хотели удостовериться в эффективном использовании медийных инвестиций их российским офисом и/или агентством", - соглашается с Колобовой управляющий директор «Квенди РусМедиаАудит» Дмитрий Кураев. -  "И для московского директора по маркетингу такой аудит был подчас скорее формальностью, чем практическим полезным инструментом. Но ситуация меняется очень быстро, и уже сейчас российские компании и московские офисы международных компаний все чаще выступают инициаторами и заказчиками консалтинговых услуг в медиа».  По словам генерального директора The Joined Up Media Company Владимира Расса, спрос возрастает со стороны рекламодателей практически всех уровней. «Это связано с тем, что рекламодатели заинтересованы в оптимальном использовании своих рекламных бюджетов, чему помогает наличие независимой экспертизы», - уверен Расс.

С быстрым ростом рынка меняется и спектр услуг. Пять лет назад основным направлением был медиа-аудит. «Теперь компании занимаются, в том числе, организацией и сопровождением тендеров, оценкой сделок, разработкой схем мотивации агентств, постоянной консультационной поддержкой», - рассказывает Наталья Колобова. По ее словам, сам медиа-аудит вышел за пределы традиционного ТВ. «Все чаще мы получаем запросы на аудит наружной рекламы, прессы, рекламы в интернете.  О рекламе в интернете хочется сказать отдельно. Это направление мы начали развивать еще три года назад, первыми на рынке, понимая его перспективность.  Растет как число рекламодателей в интернете, так и бюджеты.  И, следовательно, желание оценить эффективность этих вложений», - замечает Колобова. 

Правда, классический медиа-аудит, когда рекламодатель с помощью аудитора получает независимую оценку медийной эффективности проведенных в прошлом рекламных кампаний, по-прежнему является наиболее понятным,  а значит и востребованным у рекламодателей, уверен Дмитрий Кураев. В список популярных услуг Владимир Расс добавляет оценку условий размещения относительно рынка (сравнение с ценовым пулом), мониторинг выполнения рекламными агентствами взятых на себя обязательств по ценообразованию и пред-флайтовую проверку медиапланов. «Консалтинг как услуга в коммуникационном сервисе имеет большой потенциал. Говорить о каком-то конкретном направлении с точки зрения привлекательности нельзя, так как рынок постоянно меняется, растет-падает, и именно от этого формируются услуги консультантов», - уверен Василий Ананьин, генеральный директор консалтинговой компании AAI.

Однако, при таком бурном росте и резком расширении спектра услуг, емкость российского рынка по-прежнему чрезвычайно мала, и в этой оценке сходятся все эксперты, порой, не решаясь назвать точную цифру. В Accenture прогнозируют в этом году рост на 10%, то есть при охвате рынка на настоящий момент в 50-60% есть куда еще расти. По мнению Кураева, емкость российского рынка медиа-аудита и консалтинга вряд ли превышает несколько миллионов евро, а Владимир Расс оценивает рынок в $5 млн.  При таких неочевидных оценках, трудно судить о структуре рынка, о долях ведущих компаний. Так, например, в AAI свою долю на российском рынке не измеряли, поскольку рынок только формируется. «Квенди РусМедиаАудит» претендует по итогам года на долю 20-25%. «В настоящее время наша компания представляет в России интересы двух международных медиа-аудиторских компаний – Fairbrother Lenz Eley (FLE) и Etat Control, помимо этого мы активно привлекаем локальных клиентов», - объясняет Кураев. В Accenture уверены, что по услугам медиа-аудита занимают лидирующую позицию на рынке с долей более 30%. Владимир Расс утверждает, что в настоящее время его компания обслуживает клиентов с совокупным бюджетом в размере 25% национального ТВ-рынка. В общем, крупные игроки претендуют на значительную часть рынка, но истинное положение дел представить трудно. Лидеров можно вычислить, узнав, кого компании считают своими основными конкурентами. Здесь очерчивается вполне определенный круг игроков: Billetts/Joined Up Media, Accenture, «Квенди РусМедиаАудит». В AAI логично считают конкурентами те компании, которые работают с ТОП-100 рекламодателей. Вряд ли названия компаний здесь будут сильно отличаться. Выяснить же, кто с какими рекламодателями сотрудничает, чрезвычайно сложно, поскольку в договорах обычно есть пункт о неразглашении информации. «Каждый проект для нас - это как новая серия "Доктора Хауcа": есть уникальная ситуация, в которой очень важно верно поставить "диагноз". Причем далеко не обязательно "диагноз" агентству, - ведь, как известно, для вальса нужны двое. Но есть врачебная тайна, а есть аудиторская», - объясняет Кураев. Впрочем, Василий Ананьин из AAI в общих чертах рассказал об одном проекте: «Из последних работ могу отметить оценку и оптимизацию расходов на производство рекламных материалов для Kraft Foods. В данном проекте было выявлено значительное завышение цен. После нашей оценки клиенту удалось договориться о снижении цен, что привело к значительной экономии».

По словам Натальи Колобовой, в среднем, ожидаемое повышение эффективности после аудита – 10-20%. «Хотя это очень индивидуально, и в некоторых случаях можно наблюдать повышение и до 80%», - отмечает она. «По нашим наблюдениям в течении первого года работы с нашей компанией наши клиенты в среднем увеличивали эффективность использования своих рекламных бюджетов на 20,7%, как за счет улучшения ценообразования, так и за счет улучшения качества размещения рекламы», - в свою очередь заявляет Владимир Расс. А Дмитрий Кураев вообще считает, что улучшение - не обязательно заслуга медиа-аудитора: не он исправляет работу клиента или агентства. «Но он обращает внимание клиента и агентства на те области работы, которые нуждаются в более пристальном внимании. Как сказал один из наших клиентов, человек с огромным опытом в российском маркетинге, любой показатель начинает улучшаться после того, как на него обратили пристальное внимание. И это действительно так», - уверен Кураев.

То же и с оборотами консалтеров – до прозрачности рынку еще далеко. Из всех опрошенных Adindex экспертов, только двое косвенно обозначили оборот своих компаний. «Accenture – глобальная консалтинговая компания, и мы можем говорить о нашем глобальном доходе. В прошлом финансовом году (закончившемся 31 августа 2009 года) он составил $21,58 млрд. К концу сентября мы ожидаем цифры по последнему финансовому году». Сколько от этих миллиардов пришлось на российское отделение компании, причем в части только аудита и консалтинга – остается только догадываться. Владимир Расс сообщил, что оборот составил (именно в части аудита и консалтинга) около 25% рынка. При этом в среднем у ведущих компаний более тридцати активных клиентов в пуле (у The Joined Up Media Company удалось выяснить их точное количество - 38). Клиенты могут быть как западными, так и российскими, из различных направлений индустрии и с разными размерами бюджетов. Как оплачиваются проекты? Все зависит от конкретного случая. В The Joined Up Media Company, например, ценообразование происходит на основе почасовой и проектной оплаты услуг. В AAI есть работы, которые оплачиваются фиксировано, а есть ряд услуг с почасовой оплатой. В «Квенди РусМедиаАудит» также предпочитают фиксированную оплату за проект или почасовую оплату. «Мы считаем, что стоимость услуг консультанта ни в коем случае не должна быть привязана ни к биллингам клиента, ни к объему так называемых savings, которые образовались в результате его работы – это делает работу аудитора пристрастной. Со всеми клиентами мы работаем на основе фиксированных гонораров за определенный объем работы или потраченных часов», - объясняет Дмитрий Кураев.

Автор: Алексей Упатов

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 Realweb Digital Index 2024
2 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
3 MGCom №1 Digital Index 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.