Особенности регионального продвижения сайтов
Без региональной привязки многие кампании рискуют потерять существенную часть своей целевой аудитории
Несмотря на кризис (а ряд аналитиков утверждают, что именно благодаря ему) рынок Интернета (и его российского сегмента - Рунета) в 2009 году вырос практически по всем измеримым показателям. Динамично развивающийся, предлагающий маркетологам массу инструментов для управления аудиторией, анализа контакта с ней и продвижения разнообразных товаров и услуг, он стал единственным медиа, продемонстрировавшим рост (+8%) в условиях рыночной нестабильности1.
Причем немаловажным трендом 2009-го и первой половины 2010 года стало перенаправление бюджетов традиционной рекламы (ТВ, радио, пресса и т.д.) на рекламу и другие маркетинговые акции в Рунет – как в столицах, так и в регионах РФ. Растущий рынок пока радует доступными ценами, но характеризуется обостряющейся конкуренцией. Поэтому аналитики предрекают скорый рост стоимости услуг профессиональных интернет-маркетологов – и на региональное продвижение сайтов в том числе. А без региональной привязки многие кампании рискуют потерять существенную часть своей целевой аудитории.
Рунет 2009-2010 – развитие за счет регионов
По итогам 2009 года, проникновение Интернета в нашей стране составило 37%: опыт работы в сети имеют свыше 43 млн. соотечественников, из них активных пользователей – 32 миллиона2. Причем доли интернет-пользователей из Москвы и Санкт-Петербурга остались примерно на том же уровне, и все 22% прироста аудитории сформировались за счет регионов. Ожидается, что такая тенденция станет определяющей на ближайшие несколько лет – этому способствуют распространение широкополосного доступа в Интернет (ШПД), снижение стоимости доступа в сеть, а также активное развитие региональных интернет-проектов, локализация контента и т.п.
Вслед за растущей активностью пользователей растут объемы контента в российском сегменте Интернета – всего по итогам 2009 года поисковые системы проиндексировали в Рунете свыше 8,7 млрд. веб-страниц. Со страниц с поисковыми результатами ежедневно совершается до 150 миллионов переходов, в будни поисковики Рунета обрабатывают порядка 3,3 тысяч запросов в секунду.
Вполне естественно, что доли различных поисковых систем на российском рынке неодинаковы – у каждой своя аудитория, свои особенности и даже своя география. Так, по итогам I полугодия 2010 года, доля Яндекса на поисковом рынке российского сегмента сети составила 64,6% (+9,7% с начала года). У Google – 22% (-6%), Mail.ru - 7,3% (-27%), Rambler - 2,5%, что на 11,8% ниже, чем в декабре прошлого года3.
Объемы поискового маркетинга (контекстная реклама плюс поисковая оптимизация и продвижение сайтов, SEO) тоже растут: по самым консервативным оценкам в 2009 году оборот рынка составил 4,7 млрд. рублей, что почти на 50% выше показателей 2008 года4. На 2010 год аналитики пророчат 30%-ный рост до 6,1 млрд. рублей.
Полученные данные свидетельствуют не только о динамичном развитии рынка поискового маркетинга, но и растущей конкуренции между компаниями, проводящими рекламные кампании в сети, оптимизирующими свои сайты и желающими попасть в Топ по высокочастотным ключевым запросам. Причем региональным компаниям или фирмам, работающим вне столичного региона, без геозависимых инструментов пробиться в верхушки выдачи поисковых систем практически невозможно.
Региональные особенности поиска в
Рунете
Наблюдение за интернет-активностью различных групп пользователей и результаты
онлайн-опросов позволили составить приблизительный портрет аудитории различных
поисковых систем. Согласно полученным данным5, Яндекс чаще всего
используют пользователи-новички, причем благодаря активно развиваемым
геосервисам к нему регулярно обращаются жители регионов. Google менее
ориентирован на геотаргетинг внутри страны и хорошо определяет только
крупнейшие регионы. Им более всего пользуются в столице и крупных городах.
Географически ориентированных запросов в поисковой системе Mail.ru не так
много, поэтому считается, что ее выбирают либо жители Москвы и центрального
региона, либо поиск ведется без привязки к географии. Поиском Рамблера чаще
пользуются люди старшей возрастной группы, с большим стажем пользования сетью.
И без геозависимых инструментов они используют уточняющие запросы, поэтому
данных об особой привязанности к Rambler жителей столицы или регионов нет.
Итак, более других на развитие поиска в регионах оказался ориентирован Яндекс – причем это касается не только крупных городов, но райцентров. Сейчас он показывает релевантные результаты для пользователей из 1250 городов, а с января 2010 года каждый сайт в выдаче по геозависимым запросам ассоциируется с актуальным ему регионом.
Всего, по данным поисковой системы, около 16% запросов к Яндексу – геозависимые, примерно 7% содержат название населенных пунктов6. Чаще всего эти запросы о погоде, работе и знакомствах, а также адресах и телефонах различных организаций.
Как показывают результаты статистики поисковых систем и онлайн-опросов пользователей, чаще всего и вне зависимости от места проживания российские пользователи запрашивают новости и информацию, связанную с личными потребностями (по 67%)7. На третьем месте по частоте обращений оказался поиск адреса конкретного сайта (56%). На поиск коммерческой информации (в том числе сведений о товарах и услугах, отзывов) направлено 43% обращений. Еще 36% обращений посвящены поиску адресов и телефонов определенных компаний. Причем если свойства продуктов запрашиваются обычно вне привязки к географии, то сведения об услугах, отзывы пользователей, контактные данные уже геозависимы.
Региональное продвижение в Рунете
Акции по продвижению региональных сайтов до некоторого времени ограничивались
использованием контекстной рекламы и различных онлайн-каталогов. И по сей день
в ряде поисковиков единственным способом раскрутки сайта по географическому
принципу остается оптимизация запросов типа «ключевое слово + топоним».
Казалось бы, этого достаточно – к ключевым словам добавляются названия населенных пунктов, и данный запрос становится релевантным подобным обращениям пользователей. Однако из всех геозависимых запросов обращения с упоминанием населенного пункта составляют лишь 44%. Учитывая, что большинство пользователей достаточно ленивы (или заняты) для уточняющего запроса, организации, предусмотревшие включение геозапросов по максимуму, оказываются в выигрыше.
На идентификацию поисковиком региона присутствия сайта
влияют следующие факторы:
— Доменное имя. В случае со странами СНГ имеет смысл размещать сайт в
соответствующей доменной зоне (.ua, .kz, .by и др.), в регионах РФ в ход идут
домены третьего уровня (.spb.ru, msk.ru и подобные).
— Хостинг. Физическое размещение хостинга (IP сервера) иногда играет недобрую
шутку с сайтами, которым не требуется географическая привязка, поэтому
размещать их лучше поближе к потенциальным посетителям.
— Ссылки с других региональных сайтов. Ссылочная база с сайтов одного региона
добавляет «веса» географической привязке сайта – особенно это актуально для
Яндекса.
— Геопривязки контента: названия стран, населенных пунктов и прочих топонимов,
индексы, телефонные коды (в т.ч. мобильных операторов).
— Регистрация в каталогах. Речь идет не только о региональных площадках, но и
глобальных каталогах с указанием региона.
— Прописывание метатегов – этот способ работает только в зарубежных поисковых
системах.
Преимущества и выгоды регионального продвижения сайтов
Работа по идентификации региона для коммерческого сайта – это узнаваемость
бренда и увеличение продаж в домашнем регионе для компаний любого размера. Опыт
Demis Group по продвижению сайтов в регионах демонстрирует следующие
преимущества поддержки геосервисов:
— Прямое воздействие на целевую аудиторию. Из поисковой системы на сайт придут
те, кто заинтересован продукцией или услугами компании в конкретном регионе, –
как его жители, так и те, кто планирует его посетить.
— Минимальная конкуренция и быстрое достижение результатов. Далеко не все
компании в регионах используют в своей работе инструменты интернет-маркетинга –
те из них, кто продвигает сайты по региональным запросам, априори оказываются
на первых позициях.
— Низкая стоимость. Цены на продвижение по всей стране или на достижение
результата по географически ориентированным запросам отличаются на несколько
порядков.
— Высокое доверие со стороны целевой аудитории. Контакт воспринимается
пользователем не как реклама, а как экспертный совет и только тогда, когда он
сам интересуется вопросом.
Акции, кампании по продвижению сайтов в регионах проходят быстрее федеральных, и шансы достижения первых позиций в региональной выдаче есть у большинства сайтов. По результатам продвижения в регионах проводится SEO-аудит, составляются рекомендации по внутренней оптимизации веб-ресурса после чего у сайта появляются все шансы побороться за Топ-10 в общероссийской выдаче.
Пример регионального продвижения интернет-магазина в Санкт-Петербурге из портфолио Demis Group
Проект ShinyMigom.ru
Поисковые системы, выбранные для продвижения: Яндекс.
Цели клиента: стабильное нахождение в топ-10 крупнейших поисковых систем по высококонкурентным запросам тематики «Шины» в регионе «Санкт-Петербург», прирост количества посетителей сайта, увеличение целевых звонков и заявок с сайта, снижение стоимости рекламного контакта с потенциальными клиентами.
Краткое описание работ по проекту:
— Внутренняя оптимизация сайта (оптимизация html-кода, коррекция структуры
ресурса в соответствии с семантическим ядром).
— Работа с контентом ресурса (аудит контента, составление рекомендаций по
улучшению качества имеющегося контента и созданию нового).
— Естественное наращивание ссылочной массы.
— Регулярный мониторинг эффективности работы разных источников ссылок.
Примеры поисковых запросов (неполный
список):
шины спб
шины петербург
шины в спб
шины санкт петербург
продажа шин в спб
купить шины в спб
продажа шин петербург
шины диски петербург
купить шины петербург
авто шины спб
резина в спб
магазин шин спб
интернет магазин шин петербург
автомобильные шины в спб и многие другие запросы.
Срок успешного продвижения проекта в компании Demis Group: 1 год и 4 месяца.
Вывод в ТОП: большую часть периода продвижения проект стабильно находится в поисковой выдаче в топ 3 - топ 10 по многим продвигаемым высоко- и среднеконкурентным запросам; список поисковых запросов постоянно расширяется.
Достижение целей клиента (по итогам I пол. 2010 года): увеличение количества целевых посетителей сайта на 63%, прирост звонков и электронных заявок на 56%, снижение стоимости рекламного контакта на 27 %.
1 — Исследование рынка рекламы от Ассоциации Коммуникационных Агентств России (АКАР) - http://akarussia.ru/obm_rp_09
2 — Такие данные содержит ежегодный доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, опубликованный в 2010 году, http://www.slideshare.net/MEL1971/ss-4078608
3 — http://www.seop.ru/se_ratings.html
4 — Российский рынок Интернет-рекламы: итоги 2009 года от Newmann Bauer - http://unionlab.ru/news/novosti-otrasli/202/
5 — «Ашманов и партнеры», аналитический отчет за 2008 год, http://www.bigyalta.com.ua/story/11559
6 — Поиск в интернете: региональные особенности. Лето 2010 Исследование Яндекса - http://company.yandex.ru/facts/researches/ya_regions_search_2010.xml
7 — Интернет маркетинг: портрет Рунета - http://bizentropy.biz/articles/75-portret-runeta.html
Источник: Demis Group