Олег Кузницин


Инструменты | 23 Декабря 2009 | 2

Олег Кузницин
Олег Кузницин ответил на вопросы специального корреспондента Adindex Филиппа Александрова

Специалист по рекламе – это прежде всего человек с развитым воображением, умеющий найти для брифа оптимальную идею и умеющий ее риторически воплотить. Развитие воображения невозможно без переживания суммы актуальной культурной информации  и последующего овладения техниками ее применения.  В этом мотивационная основа курсов Олега Кузницина  «Сюжетика», «Литературное мастерство», «Сценарное мастерство». Сам Олег Кузницин называет свои курсы программой креативного развития специалистов медиа-сферы: копирайтеров, журналистов, сценаристов и.т.д.

- Сначала немного о себе…

- Я закончил филологический факультет Московского государственного педагогического университета . Работал учителем в школе. Параллельно в режиме фриланса занимался литературной деятельностью. В моем багаже арт-критика, культурологическая публицистика и два романа - «Федеральные любовники» и «Мания ямы». Некоторое время работал сценаристом на телевидении, после решил продолжить свое образование в режиссерской мастерской А.А. Прошкина.

- Как попали в Академию?

- Меня пригласил научный руководитель Академии Андрей Ашкеров. Собственно, он является инициатором курса «Сюжетика».

- Расскажите о курсе

- Его можно назвать исторической теорией сюжета с выходом в пространство литературной практики.  Культурное бытование литературного сюжета всегда преломляется в трех фундаментальных сюжетных форматах: мифологическом, трагическом и комическом. Собственно три названных формата являются структурообразующим принципом курса. В процессе студентам предлагается пять творческих заданий: 1. Назидательный рассказ (сочинение-притча с моральным выводом). Студенты учатся приводить в соответствие замысел и его образное воплощение. 2. Космогония (сочинение мифа о происхождении вселенной). Изобретая  свои ни на что непохожие миры, студенты учатся избегать расхожих мифологических клише. 3. История недоучившегося волшебника (этакого Гарри Поттера – двоечника). Студенты  учатся разворачивать схематику приключенческого сюжета. 4. Трагическая история Эдипа в современной интерпретации. Студенты учатся создавать, передавать драматическую атмосферу. 5. Роль меня в истории (о себе в третьем лице, представив, что ты культовый персонаж). Студенты учатся разворачивать иронию и самоиронию.

- Зачем все это копирайтеру?

- Творчество не берется из воздуха. Разворачивание литературного сюжета через культурный контекст  провоцирует переживание этого сюжета. А переживая сюжет, он откладывается в подкорке и тем самым мы пополняем наш ментальный банк. В процессе творческой работы мы постоянно обращаемся к этому банку и чем состоятельнее, богаче этот банк, тем самобытней и соответственно, успешней, творчество. Для креативной инициативы необходим фундамент, культурная база. Курс «Сюжетика» и призван заложить эту базу в практическом ключе. Студенты тут же учатся применять полученные знания.

- Вы довольны результатами?

- Я очень доволен. Практически все творческие работы курса «Сюжетика» можно включать в портфолио. А некоторые достойны и профессионального издания. 

- Что ждет студентов дальше?

- В разработанную мной программу креативного развития, кроме «Сюжетики», входят курсы литературного и сценарного мастерства. Если «Сюжетику» можно назвать культурологическим введением в литературную творческую работу, то литературное мастерство (второй триместр) направлено на овладение ремеслом порождения самобытного литературного произведения. Курс называется «Видеть человека». Методическая установка курса «переживай человеческую судьбу и твори историю людей». Такое переживание создает условия для сочинения качественной литературной истории. Ведь все истории – это истории про людей и для людей. Если не переживать творимую историю, то она получится неубедительной и, соответственно, не будет иметь успеха. Однако начальным этапом овладения профессиональным трансом (а творчество – это состояние сродни трансу) является переживание своей собственной судьбы. Идеи черпаются из собственного опыта. Поэтому студенты учатся литературно воплощать эпизоды своей биографии (выражать себя, свое сознание, свой характер).  А уж затем, отрефлексировав свой опыт, можно обратиться к чужому опыту. Отсюда программный тезис курса можно сформулировать так: от переживания своего к переживанию чужого как своего. Старый метод Станиславского «Я в предлагаемых обстоятельствах» применительно к литературному мастерству более чем работает. Повторю, цель – добиться эффекта убедительности, достоверности создаваемого мира. Буквально это означает, что созданная вселенная - живая. Только такое литературное произведение будет иметь успех у читателя.      

В отличие от литературного мастерства, сценарное мастерство (третий триместр) направлено на сочинение визуализуемых историй с упором на диалог и действие. Сценарий – это произведение, подчиненное экранизации (инсценированию). Поэтому самобытность сценарного текста разворачивается в соединении с режиссерской концепцией. Во всяком случае, в сценарии должен содержаться потенциал для режиссерского творчества. В этом одновременно и неблагодарность сценарной работы и благодарность – вспомогательное значение сценария компенсируется рублем. На сегодня качественный сценарий – наиболее востребованный медийный продукт. Сценаристы никогда не останутся без работы, потому что сценарное дело – штучная квалификация.  И на телевидении, и в кино практически всегда недостаток сценаристов. Если еще принять во внимание немыслимые объемы медийного производства (сериалы, ток-шоу и прочая, прочая). Основное внимание в сценарном мастерстве уделяется драматургической структуре, диалогу и принципу литературной экономии. Все, что не подлежит визуализации, должно быть отсечено.

Таким образом, предлагаемая мной программа креативного развития направлена на подготовку медийщика-профессионала с широким спектром творческих возможностей. Что касается подготовки копирайтеров, то акцент делается на развитии двух фундаментальных качеств (на них, собственно, и держится копирайтинг) – воображения и остроумия. Плюс к этому студенты учатся вписывать (растворять) рекламное задание в художественной ткани текста. Ведь рекламные ролики – это те же истории. Залог успеха рекламы – насколько адекватна история копирайтерской задаче: созданию положительного (преимущественного) имиджа рекламируемого продукта. Здесь надо избегать эффекта нарочитости и навязчивости. Все это вкупе призвано обучить техникам производства органичного медийного продукта.

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации

Комментарии

Anonymous | 23.12.2009, 12:47
очень откровенная джинса. прям фу
Олег Кузницин | 23.12.2009, 19:00
Простите, что в данном случай Вы называете джинсой (да еще и откровенной)? Речь идет о факультативной культурологической программе, которая к тому же не является субъектом организационного действия (то есть за нее не платятся деньги). Программа осуществляется в рамках Академии и в рамках факультета копирайтинга. (Субъектом является Академия и только Академия). Трудно представить, что абитуриент-копирайтер пойдет на факультет копирайтинга только лишь из интереса к предлагаемой программе. (Наверняка мотивации обучения копирайтингу более прагматизированы). Цель же данного материала - поделиться подходами к современному медиа-образованию. И никакой джинсы,не выдумывайте!!!

Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 8945

Каталог рекламных компаний России

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.
все разделы

Нестандартная Реклама

AdIndex Market

Новости партнеров

Кейсы