Взгляд со стороны на онлайн-кинотеатры: что дальше
Согласно исследованию Mediascope, в период самоизоляции весной 2020 года россияне стали больше времени проводить в интернете, в том числе за просмотром фильмов, сериалов, развлекательных программ. Это время стало перспективным для развития онлайн-кинотеатров, их аудитория сильно выросла. По результатам исследования TelecomDaily, их доход в России в этот период вырос на 56%. Как 2020 год «перевернул игру» для онлайн-кинотеатров: как они использовали ситуацию, чтобы извлечь для себя максимальную пользу, и что будет дальше? Рассказывает Ольга Солонина, руководитель группы планирования NMi Group
С появлением свободного времени и желанием потратить его в том числе на сидение в интернете, на просмотр фильмов, концертов с помощью онлайн-площадок у россиян также появился большой выбор: что именно и где смотреть. И перед онлайн-кинотеатрами встала задача по предоставлению максимально качественного и, что не менее важно, уникального контента. Кроме того, нужно было отвечать и потребности смотрящих в отвлечении от негативной информации, в просмотре в комфортных условиях, ощущать поддержку.
Что предприняли онлайн-кинотеатры
Во-первых, многие открывали бесплатный доступ к своему контенту. Одним из первых это сделал Premier, а также снизил цену на остальной контент до 29 рублей в месяц. В кинотеатре ivi с 15 марта до конца апреля также можно было оформить пробный бесплатный период просмотра контента. «Кинопоиск HD» продлил бесплатный пробный период до лета.
В то же время Start не убирали плату за подписку, делая акцент на повышении уникальности контента. Оригинальные фильмы, сериалы, проекты — то, что было особенно востребовано. Так, «Кинопоиск HD» выпустил оригинальные комедийные сериалы «Последний министр» и «Проект "Анна Николаевна"», которые вошли в топ-3 самых популярных сериалов по подписке этой весной.
Среди эксклюзивных проектов также можно назвать «Колл-Центр», «Мир!Дружба!Жвачка!», screenlife-ситком «#СидяДома» у площадки Premier; оригинальный комедийный сериал «Чума!» у ivi; фильм «Отель Белград», сериалы «Безопасные связи», «257 причин, чтобы жить», «Гранд», «ИП Пирогова», «Хроника эпидемии», «Содержанки», «Бывшие», «Мост» (второй сезон) и «Зона дискомфорта» на Startе. Также специально для онлайн-кинотеатров были сняты российские сериалы «Чики», «Текст. Реальность», «Водоворот» и «Окаянные дни».
Помимо эксклюзивного контента онлайн-кинотеатры старались оперативно доносить до зрителей зарубежные новинки (в том числе минуя кинопрокат, с сокращенным цифровым окном и т.д.). ivi, например, показал мультфильм «Тролли», фильм «Человек-невидимка» от Universal Pictures; «Бладшот» от Columbia Pictures и Sony Pictures; фантастический триллер «Спутник»; сериалы «И повсюду тлеют пожары», «Программисты» (драматический), «Дрянь» (комедийный) и мини-сериал «Миссис Америка».
Развивали онлайн-кинотеатры и альтернативный контент: онлайн-трансляции концертов, образовательные программы, документальные проекты в новых форматах и онлайн-тренировки. Например, на ivi в мае транслировалась серия онлайн-концертов «Музыкальная гостиная».
Помимо подписной модели монетизации контента активно развивается рекламное направление: контент может предоставляться бесплатно, но зрителю обязательно надо просмотреть рекламные видеоролики. Premier запустил рекламу на ТВ, радио и во время живых концертов в рамках кросс-медийного проекта Premier.Live.
В сентябре 2020 года был объявлено о сотрудничестве НМГ (Национальной Медиа Группы) и сервиса Netflix, благодаря чему российским зрителям будет доступен контент последнего с субтитрами или русским переводом и возможность оплаты подписки в рублях.
Сотрудничество с другими сервисами для повышения комфорта смотрения контента. Онлайн-кинотеатр Okko совместно с курьерской службой «Самокат» запустили совместный проект: к просмотру фильму организовывалась доставка попкорна, и на обе услуги действовала скидка.
Что в итоге
Онлайн-кинотеатры существенно увеличили свою аудиторию, в разы повысили свой доход. Евгения Петрова, генеральный директор онлайн-кинотеатра Tvigle, отметила: «Карантин принес нам серьезное повышение трафика: число просмотров выросло в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года».
Однако такие высокие показатели могут не сохраниться после снятия всех ограничений, связанных с пандемией. С одной стороны, за время изоляции у людей сформировалась привычка смотрения в интернете, и, возможно, кто-то не захочет возвращаться к «старой жизни»: намного удобнее смотреть дома в уютной обстановке и за меньшие деньги, чем идти в кино. С другой стороны, людям надоело сидеть дома, хочется общения и активности. Дмитрий Пашутин, руководитель управления интернет-рекламы «Газпром-медиа», уверен, что «нынешний приток пользователей интернет-видео — это временная ситуация».
Прогнозы
1. Основной причиной снижения смотрения онлайн-кинотеатров может стать снижение покупательской способности россиян из-за изменения их экономического положения, также вызванного пандемией.
2. В связи с тем, что многие фильмы и сериалы в 2020 году не снимались, будет меньше контента, будут откладываться показы кинопремьер.
3. При этом при появлении таковых, вероятно, будет сокращаться прокатное окно между показом фильма в кинотеатре и на онлайн-платформе. Фильмы «Фея» и «Спутник», премьерный показ которых состоялся в Сети, показали, что это удобно для зрителей и может быть выгодно для продюсеров.
4. Если говорить о показе в онлайн-кинотеатрах неоригинального контента, то есть опасения, что со временем производители контента захотят предлагать свою продукцию напрямую, без посредников. Алексей Бырдин, генеральный директор ассоциации «Интернет-видео», считает, что «в последнее время производители видеоконтента все активнее идут в сторону развития своих платформ, чтобы не только производить, но и распространять свою продукцию. … И это будет неприятная для нас ситуация: если, скажем, Disney в один день заберет у онлайн-кинотеатров в России все права на свои фильмы и будет продавать их сам, все основы нынешнего рынка онлайн-видео сломаются».
В любом случае период пандемии предоставил онлайн-кинотеатрам новые возможности, пути развития. И если им следовать и дальше, понимать аудиторию, предлагать людям качественный и оригинальный контент, то даже при оттоке аудитории после снятия всех ограничений есть шанс увеличить свои показатели по сравнению с доизоляционным периодом.