Зачем нужна экономика счастья
Каким был бы мир, если бы щедрость была валютой? Так звучал вопрос, поставленный датским шоколадным производителем Anthon Berg в рамках их последней рекламной кампании Generous Store. Прошлой зимой в Копенгагене компания открыла однодневный поп-ап стор, где каждый мог получить шоколад в качестве платы за обещание совершить какой-либо великодушный поступок ради любимого человека
Любители шоколада оставляли посты на странице компании на Facebook с обещаниями вроде «подать завтрак в постель». Затем они забирали свой шоколадный гонорар в поп-ап сторе и распространяли новость об этом событии среди своих друзей в сети, подталкивая их последовать своему примеру и сделать что-то хорошее.
Исследование показывает, что обычно людям нравится совершать добрые дела. Сорен Кристенсен, управляющий партнер рекламного агентства, обслуживающего компанию Anthon Berg, рассказал, что по данным агентства, 7 из 10 людей испытывали радость, когда делали что-то хорошее для других. При этом 1 из 10 людей ежедневно сам становился объектом щедрости со стороны окружающих.
Откуда эта диспропорция и почему это имеет значение?
Причины две. Во-первых, набирает обороты движение за стандартизацию показателей благополучия, которое ассоциируется со счастьем. Во-вторых, взаимная интеграция «больших данных», социальных графов и искусственного интеллекта означает, что скоро каждый сможет измерить личный прогресс в достижении благополучия, сравнивая свои успехи с показателями всего человечества. В ближайшем будущем нашу виртуальную личность можно будет легко увидеть благодаря развивающимся технологиям вроде Google’s Project Glass. Проследить за нашими действиями будет так же просто, как сейчас — оценить наше социальное влияние. На этой виртуальной арене у нас есть два варианта выбора: содействовать благополучию окружающих и всего мира или создать иерархическую систему влияния, основанную на популярности.
Счастье как экономическая категория
Если изучение счастья и благополучия кажется вам сомнительной затеей, вы упускаете важный тренд, приобретающий важное значение для глобальной экономики.
На недавнем саммите ООН Генеральный секретарь Пан Ги Мун заявил, что «Показатель Валового Национального Продукта (ВВП) не отражает, чего стоит так называемый прогресс в социальном и экологическом плане». Другими словами, измерение благополучия — это не просто попытка найти определение эфемерному понятию счастья. Это возможность на более глубоком уровне оценить «экономические, социальные и экологические цели, для наиболее эффективного достижения которых необходим целостный подход».
Экономика сама по себе не является главным двигателем благополучия. Статистика показывает, к примеру, что при годовой сумме заработной платы на человека или на семью в размере 75 тыс. долл. дальнейший рост доходов перестает влиять на ощущение благополучия.
Джеффри Сакс, известный экономист из Колумбийского Университета, составивший для ООН первый «Доклад о мировом счастье», несомненно, приходит к такому же выводу. По его словам, «с 1960 показатель ВВП США на душу населения вырос в 3 раза, однако показатель счастья не сдвинулся с места». В докладе научно подтверждается, что счастье является важной категорией, поддающейся четкой оценке. В нем также отмечается, что низкий уровень счастья в США по сравнению с другими странами является следствием слишком сильного упора на развитие экономики и практически абсолютного невнимания к долгосрочным последствиям в сфере экологии и холистического образования. (Тем временем датчане по результатам доклада Сакса оказались самыми счастливыми людьми на планете — вероятно, в вонканианской экономической модели компании Anthon Berg что-то есть).
H(app)athon
Изучение счастья — область, обретающая популярность во всем мире. Ученые и эксперты представляют все больше данных в пользу сбалансированного подхода к оценке благополучия в противоположность вниманию исключительно деньгам или личным интересам.
«Наша цель — заставить людей вдуматься, что такое счастье, и какова связь между ними, их общиной и миром в целом», — говорит Лаура Мусикански, исполняющий директор и сооснователь The Happiness Initiative, организации, чья философия основана на бутанской идее Валового Национального Счастья (ВНС). Они даже разработали исследование для оценки благополучия по 10 показателям, среди которых есть материальное благополучие, физическое здоровье и баланс времени.
На ее сайте можно ознакомиться с подробной историей Исследования Счастья, которая позволяет глубже понять суть вопроса. Например, хотя эфемерное ощущение счастья может возникнуть благодаря счастливому стечению обстоятельств, зарождающаяся наука о счастье выдвигает новый тезис: «наши действия определяют 40% счастья, и это ощущение благополучия можно поддерживать искусственно и сделать привычным».
Возможно, это является главной причиной нашего желания измерить эту область, и несколько попыток подобной оценки уже появились. В качестве примера можно привести движение Quantified Self, а также идею Николаса Фентона вести личную хронику и создавать отчет о прожитом годе, которая подтолкнула других последовать его примеру, используя Daytum и другие сервисы самоконтроля. Недавно Ариана Хаффингтон представила GPS for the Soul — приложение, которое запустилось в июне, предлагает «устройство, помогающее восстановить гармонию души, ума и тела».
Логичным развитием этого процесса будет соединение показателей отдельных людей для создания общей виртуальной картины состояния общества или страны. Преследуя те же цели, что и GPS for the Soul, можно было бы связать показатели ВНС/благосостояния с технологией типа Mint.com, которая дает советы, как поддержать ощущение материального благополучия, или с проектом Project Noah, который побуждает проводить больше времени на природе. Благодаря такой методике наши жизни могут превратиться во что-то вроде виртуальной конкурсной площадки приложений H(app)athon, где с помощью технологий мы будем получить советы о том, как преуспеть, помогая другим.
Двигающая сила развлечений
Но, как бывает с любой новой идеей или подходом, для изменений нужны огромные ресурсы. «Чтобы изменить поведение, необходима социальная поддержка, — говорит Си Линкольн (Линк) Хоинг, заместитель вице-президента по вопросам Интернета и технологий в Verizon и частый автор блога, посвященного политике компании. — Вы начинаете больше замечать и сравнивать себя с другими, когда знаете, что и они могут узнать, что вы делаете». Такая форма влияния (Accountability Based Influence (ABI)) наиболее эффективна, если помогает увидеть положительную реакцию окружающих. В качестве примера Хоинг привел рекламную кампанию Volkswagen Fun Theory — их видео со ступенями в виде клавиш пианино к настоящему моменту собрало 18 миллионов просмотров на YouTube. В ходе этой кампании ступени в стокгольмском метро оформили в виде клавиш пианино, которые издавали характерные звуки, если кто-то на них наступал. В результате по ступенькам вместо эскалатора поднималось на 66% больше людей, чем обычно. Достаточно просто оценить воздействие этого события на показатель благополучия местного общества — в день, когда стартовала кампания, показатель ВНС Стокгольма наверняка вырос.
Валюта общества
Бренды учатся извлекать выгоду из желания людей ощущать благополучие, проводя различные мероприятия в рамках своей политики корпоративной социальной ответственности, работая на территории так называемых общепризнанных ценностей. Делать потребителей счастливыми, предлагая хороший продукт или услугу, давно не уникально, а вот делать счастливее общество — идея, обретающая все большую популярность. «Мы хотим привести в движение восходящую спираль уверенности», — заявил генеральный директор Starbucks Говард Шульц в своем Letter to America в прошлом августе. В рамках этой стратегии компания запустила программу Create Jobs for USA, благодаря которой были выделены капитальные субсидии на развитие общественных предприятий, не получающих достаточной финансовой поддержки. «Идея этой инициативы заключается в том, чтобы превратить экономическое благополучие в фактор, влияющий на ощущение счастья», — комментирует Адам Бротман, руководитель диджитал подразделения Starbucks. Недавно компания представила свою программу Store Partnership Model, в соответствии с которой лидирующие общественные организации в окрестностях нью-йоркского Гарлема и лос-анжелесского Креншо будут получать часть прибыли кофеен Starbucks. Каждая такая организация сможет получить минимум 100 тыс. долл. на реализацию программ, посвященных развитию профессиональных и личных навыков, улучшению образовательных условий и поддержке здорового образа жизни в обществе. «Наш бизнес построен на том, чтобы делать людей счастливыми, — говорит Бротман, ссылаясь на идею, в соответствии с которой просоциальный бизнес может приносить прибыль. — Процветание и счастье общества идет на пользу всем».
Когда поступки формируют личность
Не пройдет и 3-5 лет, и уже не будет иметь значения, хотите ли вы говорить о своих поступках или нет — следы ваших действий в сети будет просто невозможно скрыть. Ваши предпочтения в сочетании с информацией, полученной из внешних источников, сделают по существу все, включая даже объекты, интерактивным по своей сути.
«Чем социальная сеть является для информации? — спрашивает Джим Карканиас, топ-менеджер Microsoft, который руководит работой Health Solutions Group, а также работает над рядом проектов, исследующих физический мир и мир информационных технологий. — Биология вместо силикона — такой мы видим новую платформу, на основе которой мы создаем программное обеспечение». Форма прототипирования, которую Карканиас использует в своей работе сегодня, основана на Project Hieroglyph — движении авторов научно-фантастической литературы за создание оптимистичных произведений, которые могли бы вдохновлять новое поколение на «реализацию великих проектов». «Научная фантастика дает людям шанс представить нечто превосходящее реальность», — говорит Карканиас, отмечая, что практическое мышление сужает восприятие мира, ограничивает фантазию и является помехой счастью.
У информации уже есть свои социальные сети: RFID-системы, M2M (машина — машине) сенсоры в автомобилях и «Интернет вещей» позволяет машинам обмениваться информацией без участия человека. Повальное увлечение трекинг-системами в сочетании с повсеместной доступностью такой информации ведет к тому, что теперь персонализированная и информация о наших действиях может собираться и распространяться каждую минуту. Появление вещей типа Google Goggles означает, что мы сможем виртуально получить информацию о других людях, равно как и фиксировать свидетельства собственного существования. Наши жизни будут ранжироваться и маркироваться в виде семантической информации, которая будет частью глобального алгоритма, который можно будет использовать для пропаганды позитивного поведения. Карканиас с этим согласен: «Искусственный интеллект, выполняющий функцию личного тренера, будет существовать на информационном уровне, давая советы по каждому интересующему вас аспекту».
Вполне вероятно, что технология такого рода будет работать по обратной аналогии с интерфейсом Siri: представьте себе GPS-голос, помогающий принять решение по личным или общим вопросам. Такой социальный подход мог бы изменить не только негативные паттерны в поведении отдельной личности, но и показатель Валового Национального Счастья всего общества или страны. Чтобы проиллюстрировать эту модель, Карканиас приводит такой пример: представьте, что вы едете в своем авто, и ваш путь лежит через McDonald’s. Поскольку ваш личный тренер в курсе ваших проблем с холестерином, он корректирует маршрут вашей самоуправляемой машины, прокладывая его мимо ближайшего магазина здоровой пищи Whole Foods и связывая это с вашим показателем ВНС/благополучия, который отражает информацию о вашем здоровье. Подобным образом камеры в метро с функцией распознавания могут просканировать лицо женщины на четвертом месяце беременности и отправить вам текстовое сообщение с советом уступить ей место, связав это c ее показателем ВНС/благополучия, отражающим психическое состояние. Сервисы вроде Sickweather смогут делать прогнозы о самочувствии, которые будут касаться целых сообществ и оказывать влияние на общие показатели благополучия.
Вдохновение против невежества
Некоторые эксперты утверждают: понятие «частная жизнь» постепенно исчезает, но это не означает, что мы можем позволить внешним силам диктовать нам, как поступать. К сожалению, многие люди не осознают последствий распространения личной информации в эру, когда информацию с легкостью может получить каждый. «Люди не совсем понимают, какую именно информацию они предоставляют, и какой эффект это дает, когда она попадает в алгоритмы искусственного интеллекта. Это создает новый социальный и экономический порядок, и мы находимся в эпицентре того, что сейчас происходит», — говорит Джон Клиппингер, основатель и исполнительный директор idcubed.org, а также ученый из MIT Media Lab Human Dynamics Group, где он изучает системы защиты и распространения личной информации. Клиппингер считает, что неизбежный наплыв информации в сочетании с синтетической биологией и социальными графами людей может стать позитивной эволюцией, если весь процесс будет проходить открыто.
Эта прозрачность является ключом к успеху. Развитие культуры, основанной на понятии ВНС и подкрепленной существующими технологиями, — фундамент будущего процветания. Мы должны последовать примеру шоколатье Anthon Berg и превратить щедрость в нашу валюту. Жизнь точно станет слаще.
Источник: ОпЗарКол