Григорий Кегелес


Offtop | 19 Августа 2009

Григорий Кегелес
Или как выглядит кризисный год на рынке труда и что будет дальше.

Рекламодатели использовали кризис, чтобы, с молчаливого согласия наемных работников, не повышать зарплаты.
Зарплаты сентября 2009 года почти в точности соответствуют зарплатам сентября 2008-го. Разумеется, в рублевом эквиваленте. Что, в свою очередь, означает, что в долларах зарплаты стали ниже процентов на 20-25. Кризис и кризисная риторика настолько плотно засела в головах всех, что я практически не знаю агентств, в которых вопрос индексации зарплат серьезно обсуждался. На волне достаточно массовых сокращений, в конце осени- начале зимы прошлого года цены на персонал упали процентов на 10-20, но, уже начиная с весны, процесс пошел в обратную сторону. И это легко объяснимо. Сокращения были связаны с оптимизацией расходов, а, значит, в первую очередь увольняли самых слабых специалистов, некий "баласт". Сильных сотрудников все предпочли оставить себе.

Проснувшись от зимних каникул, все поняли, что жизнь продолжается, а значит, пусть и в кризисных условиях, но надо работать. Необходимо перестраиваться под новые обстоятельства. Подобная перестройка означает часто и найм новых людей. Кто-то захотел воспользоваться ситуацией и заменить часть сотрудников более сильными, кто-то понял, что в новых условиях им нужны специалисты несколько другого профиля и т.д. В любом случае работодатели хотели и хотят нанимать профессионалов своего дела. Но их то, как раз, на свободном рынке труда больше не стало. Высококлассные специалисты, со своей стороны, также учитывали кризисную ситуацию и не требовали больше огромных "премий" к зарплате за переход, но и получать меньше чем на предыдущем месте работы не видели смысла. Именно за период весеннего найма зарплаты медленно, но уверенно вернулись к докризисному уровню в рублевом эквиваленте. И остаются на этом уровне по сей день.
Фрилансеры весь год были не нужны. Но ситуация поменяется.
Казалось, что кризис - звездное время для фриланс-найма. Однако на практике все сложилось не совсем так. Осенью-зимой количество работы у агентств резко сократилось. Как следствие, компании стремились как можно больше загружать работой собственных сотрудников, нежели отдавать работу на сторону и за деньги. Количество фриланс-работы в рекламе сократилось.

В то же время большое количество не самых качественных креативных специалистов, уволенных в этот период, привело к появлению множества "вынужденных фрилансеров", что дополнительно снизило цены на рынке за эту работу. По нашим оценкам количество проектов сократилось на 20-25%, а в денежном выражении и вовсе на 35-40%. Меньше работы за еще меньшие деньги. Мало того, парадоксальным образом фрилансеры оказались "злейшими врагами" агентств. Известны случаи, когда арт-директора и копирайтеры, желая "подработать" начали выходить на клиентов собственных агентств с предложением поработать напрямую, без посредничества эккаунтов и вообще работодателя.

На круглом столе АКАР "Итоги кризисной зимы" в апреле 2009 года проблему фриланса, как угрозу агентствам, озвучивали представители BBDO,  ADV Group, Depot WPF и  ЭГО Про. С лета ситуация с фрилансом начала меняться. Оптимизировав команды, агентства начали активнее использовать и аутсорс. Пока, по нашим оценкам в деньгах, рынок рекламного фриланса не вернулся на докризисный уровень, но есть все основания полагать, что вернется к концу 2009 года.

Процесс высвобождения качественных специалистов только начинается.
Хорошая новость (хотя для многих она как раз плохая) заключается в том, что на рынке труда качественные изменения только начинаются. Агентства и люди живут в кризисных (ну или посткризисных) условиях. А это означает большие структурные изменения рекламного рынка. Часть агентств, те, кто не смог быстро адаптироваться, чувствуют себя все хуже - теряют клиентов, бизнес.  Уверен, что именно грядущие полгода-год станут периодом достаточно активного закрытия и банкротства агентств де юре или де факто. Те, кто оказались слабее конкурентов и будут вынуждены уйти из бизнеса. А подобного рода банкротства (а вовсе не массовое и стихийное сокращение расходов как прошлой осенью) и есть основной источник высвобождения качественных людей на рынке. Ясно, что "звезд" удерживают до последнего.

Но когда бизнес перестает существовать - никого удерживать уже не будут. Вот такие люди - и есть главный "кадровый резерв" индустрии. Они будут сговорчивее своих "трудоустроенных" коллег и это не будет означать, что они хуже. У агентства может быть очень классный креативный директор, а оно все равно разорилось. Вина ли в этом креативного директора? Далеко не всегда. Аналогию можно продолжать и с практически любой другой позиции (разве что, кроме генеральных директоров этих агентств и то, с оговорками). Моя рекомендация всем клиентам на этом рынке: "Смотрите на тонущие корабли". Там есть классные люди, и они не будут стоить вам дорого.

Молодые специалисты - недооцененный ресурс
Один из наших клиентов - монстр российского рекламного рынка - в этом году не поддался всеобщей панике и не стал сокращать свою стажерскую программу (к слову, довольно затратную). Результат превзошел все ожидания. Стажеров, получивших в результате предложения о постоянной работе по итогам стажировки, в два раза больше чем в прошлом году. И это легко объяснимо. Пока рынок безудержно рос, любой мало-мальски приличный выпускник вуза или студент старших курсов имел на выбор большое количество возможностей для начала карьеры. Лучшие студенты выбирали между нефтянкой, банками, fmcg-компаниями - все предлагали стажерские программы.  В этом году количество таких программ сильно сократилось, а это значит, что студенты с действительно большим потенциалом и желанием работать стали значительно более доступны для найма. Они, наконец-то, готовы работать за небольшие деньги, они открыты и не избалованы предложениями. И часть из них действительно "быстро-обучаемы". Уверен, что студенты - это еще один кадровый резерв, который открыл нам кризис. Жалко им не воспользоваться.

Второй кризисный год - идеальное время для кардинального усиления команды.
Кризис не закончился, но большинство людей уже привыкли к кризису. Главное - суметь использовать появляющиеся возможности в свою пользу. С этой точки зрения грядущий год - шанс для каждого агентства укрепить кадровый состав, найти правильное равновесие между "кризисными" мерами и работой на перспективу. Возможность за "недорого" купить качественных людей, получить лучших стажеров, переложить часть задач на фриланс - об этих шансах сегодня - в 2011 году можно будет только мечтать. Ведь кризис, как и все хорошее, когда-нибудь кончается.

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации

Комментарии


Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 8945

Спецпроекты

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама