Творчество VS Роботы: как искусственный интеллект повлияет на рынок медиа


Медиа | 22 Июня 2018

Творчество VS Роботы: как искусственный интеллект повлияет на рынок медиа
Источник: Depositphotos
Как подготовиться к будущему, когда рабочие места будут замещаться роботами, и главное — что делать сегодня, чтобы искусственный интеллект не отнял у вас работу завтра? AdIndex собрал мнения экспертов в области медиа и футурологии из России, Франции, Японии и США.

Главной темой минувшего Петербургского международного экономического форума, которую обсуждали топ-менеджеры, футурологи, банкиры, финансисты и политики, стала цифровизация экономики. Основными драйверами цифровой экономики являются машинное обучение, нейросети и искусственный интеллект (ИИ). В частности, экспертов интересовало влияние искусственного интеллекта на бизнес, профессиональную сферу, и когда роботы заменят человека на рабочем месте. На одной из таких дискуссий, организованной холдингом «Газпром-медиа» и бизнес-школой СКОЛКОВО, участники обсудили будущее медиа в эпоху искусственного интеллекта и поделились своими инструкциями по выживанию.

Роботы оставят человечество без работы

Американский футуролог и автор книги «Роботы наступают» Мартин Форд прогнозирует, что в ближайшие 20 лет ИИ не только преобразит науку, медицину и транспорт, но поставит под угрозу рабочие места.

«Мы сейчас думаем, что роботы заменят синих воротничков — рабочих, у которых нет особого образования. На это надо посмотреть шире. Автоматизация и процесс машинного обучения позволяет механизмам заменять и более квалифицированных специалистов». Финансисты, юристы, журналисты и не только — под угрозой все специальности, где есть рутинные задачи. Повторяющиеся операции будут оцифрованы, и любой человек, не имея высшего образования, сможет сделать эту работу с помощью компьютера. Это приведет к падению стоимости человеческого труда.

Футуролог утверждает, что ИИ — не просто роботы, которые выполняют работу за человека, а серьезный интеллектуальный соперник, наделенный когнитивными способностями — возможностью самообучения. Например, существует алгоритм, который научился обыгрывать самых сильных игроков в различные игры, построенные на человеческой интуиции и психологии — покер и Го, что является своеобразным сигналом.

Рассуждая о медиарынке, Мартин Форд сказал, что уже есть алгоритмы, которые смогут заменить журналистов. «Машина получает данные, анализирует их, выбирает самые интересные сюжеты и пишет репортаж на основе этих данных. И уже сложно отличить, написал это робот или человек», — рассказал Мартин Форд.  Он посоветовал СМИ и журналистам заниматься «чем-нибудь креативным, творческим, то есть создавать уникальные продукты».

Создание сильной идеи останется прерогативой человека

Дмитрий Чернышенко, генеральный директор холдинга «Газпром-медиа», в структуре которого семь эфирных телеканалов, десять радиостанций, а также активы в интернете, печати, кинопроизводстве и дистрибуции, считает, что для медиабизнеса технологии ИИ будут иметь исключительно практическую ценность. По его мнению, ИИ в медиа будет новым качеством кастомизации.

Глава холдинга согласился, что сегодня ИИ угрожает всем и уже через 20 лет мы увидим серьезные изменения в мире. Его беспокоит самостоятельность машин — нейросети развиваются, самообучаются, причем разработчики сами признаются, что не знают, какой логикой при этом нейросети руководствуются и как конкретно работает их «мышление». «Самое страшное, что мы можем не понимать те правила, которые создались внутри этих черных ящиков искусственного интеллекта».

Развитие умных технологий медиа могут повернуть себе во благо. Медиапотребление растет и сейчас составляет 10–12 часов в сутки, около 100 часов в неделю. «Скоро мы будем конкурировать только со временем за сон, потому что все остальное мы уже поглотили».

Медиа становятся ближе к человеку. Со временем посредники между контентом и потребителем исчезнут совсем, пользователь будет потреблять контент где хочет, когда хочет и какой хочет. Технологии помогут компаниям узнать, чего от них ждет аудитория, и предоставить это в удобном формате.

Новые технологии помогают специалистам медиахолдинга обрабатывать большие данные, анализировать аудиторию и строить предположения, что еще зрителям будет интересно, и на основе этого создавать новый контент или делать развилки в сюжетах. Этой осенью «Газпром-медиа» планирует запустить OOT-платформу, которая будет использовать систему рекомендаций на основе данных по потреблению контента.  Кроме того, в холдинге тестируют интеллектуальную систему для автоматизации поиска и блокировки пиратского контента. В апреле холдинг провел первый хакатон по анализу Big Data, что дало почву для запуска нескольких пилотных проектов с использованием ИИ: разработка рекомендательных онлайн-сервисов, определение персональных предпочтений пользователей, системы нарезки видео.

«Искусственный интеллект должен выполнять рутинную работу в медиа, обрабатывая и анализируя большие данные, например данные о потреблении контента и о предпочтениях аудитории, или агрегировать новости. Это те задачи, в которых он позволяет сэкономить время», — объясняет Дмитрий Чернышенко.

При этом, отмечает эксперт, роботы не заменят высокое искусство и человека в творческой сфере. «Пока мы не видим, чтобы искусственный интеллект создал что-то креативное. Мы не видим в нем эмпатии, эмоций. Поэтому создание сильной идеи останется прерогативой человека», — подчеркнул он.
В заключение Дмитрий Чернышенко дал медиакомпаниям свою инструкцию по выживанию: «Создавайте свои бренды, а лучше — вселенные брендов».

Контент будет меняться под человека каждый день

Григорий Бакунов, директор по распространению технологий «Яндекса», обратил внимание на то, что искусственный интеллект помогает уходить от ярлыков и создавать персонализированный контент. Определение аудитории по социально-демографическим характеристикам и роду занятий он назвал грубым. Дело ближайших лет — научиться показывать востребованный зрителем контент.

Следующий шаг — предоставить то, что человеку понравится именно в этот день. «Потому что сегодня я хочу мелодраматический конец у этого фильма, а вчера мне больше была бы интересна комедия». Эта задача требует вовлечения людей и, напротив, будет создавать больше рабочих мест в медиа. Чтобы конкурировать с искусственным интеллектом, человечество должно развиваться в разных креативных областях быстрее, чем технологии.

Прогресс неизбежен, и люди должны «сделать шаг» навстречу ИИ. «До тех пор, пока люди с опаской или с неприятием относятся к системам искусственного интеллекта, они [технологии] никогда не будут развиваться теми темпами, которые были бы интересны человечеству. Большой шаг к искусственному интеллекту должны сделать мы, а не только он к нам. Это не то, чего нужно бояться. Это то, с чем нужно дружить. У искусственного интеллекта нет морали — ну так научите».

Технологии помогут человеку выйти за пределы своих возможностей

Вице-президент японского рекламно-коммуникационного холдинга Dentsu Inc. Хироси Игараси настроен оптимистично и считает, что технологии будут нам помогать. Рекламный холдинг успешно использует искусственный интеллект для обработки огромного массива данных и анализа. В частности, применение ИИ позволяет холдингу прогнозировать объемы аудитории для проведения рекламных кампаний. Копирайтерам технологии за пять минут позволяют написать до 100 текстов. Но искусственным интеллектом не собираются заменять копирайтеров — робот не сможет создавать всю рекламу без помощи человека. Задача ИИ — помочь работникам достигать новых вершин, повышая их производительность.

Роботы не найдут места в искусстве

Актер и кинорежиссер Венсан Перес поделился мнением, что не видит будущего технологий в искусстве. Именно в индустрии кино алгоритмы могут успешно создавать контент, так как продукт масс-маркета делается преимущественно «по лекалам». Однако настоящее искусство всегда идет «от человека». «Мы создаем 3D-фильмы, новые технологии, но в итоге возвращаемся к одному и тому же — сценарий, который мы претворяем в жизнь в виде фильма, отражает процессы в обществе».

Технологии могут больше продавать и меньше тратить

Генеральный директор ABBYY Россия Дмитрий Шушкин убежден, что искусственный интеллект «лежит в области повышения эффективности» и не представляет собой угрозы для человечества.

Агентство Reuters научило ИИ анализировать твиты — в день появляется около 500 млн новых постов. Технологии делают предвыборку, с которой потом работают люди. Thomson Reuters агрегирует информацию о биткоине и настроениях инвесторов, чтобы давать полную картину происходящего. «Интерфакс» с помощью ботов отвечает на повторяющиеся вопросы в соцсетях. Washington Post готовил с помощью ИИ короткие заметки об Олимпийских играх, таким же образом издание подводило итоги выборов США. Associated Press использует ботов для подготовки новостей о квартальных результатах компаний, что экономит 20% времени сотрудников и освобождает их для более творческой работы. 

«То, что мы делаем сейчас, можно делать быстрее и эффективнее, а самое главное — у нас с вами высвобождается время, когда мы можем придумать что-то новое, и делать еще что-то, чего мы сейчас не делаем».

На главный вопрос дискуссии: «Развитие искусственного интеллекта — угроза для человечества или возможность?» эксперты представили разные точки зрения, однако, сошлись во мнении, что технологии высвободят для человека время, которое можно потратить, в том числе, на творчество. И каждый сам должен решить, как распорядиться этой свободой.



Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации

Комментарии


Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 8945

Спецпроекты

Инфотека. Финансовые отчёты компании, прогнозы рынка, аналитика, руководства по маркетинговым инновациям и многое другое.

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама