Почта России – «злой гений» национальной периодики


Медиа | 14 Октября 2013 | 4

Почта России – «злой гений» национальной периодики
Институт подписки в России последовательно разрушается. Проникновение интернета, исчезновение киосков – все это не могло не сказаться на количестве читателей периодики. Однако главным «злым гением» подписных изданий все чаще называют «Почту России»

Двадцать лет назад российская почта отказалась от советской модели и выбрала рыночную стратегию развития. И двадцать лет подписные тиражи российских СМИ неизменно падают. Можно ли переломить эту печальную тенденцию? Представители отрасли возлагают надежды на новое руководство национальной почтовой службы.

9 октября 2013 года генеральный директор Национальной тиражной службы Игорь Яковенко направил в адрес нового главы «Почты России» Дмитрия Страшнова открытое письмо. Генеральный директор НТС определяет состояние российской почты как «позорное» и выражает надежду, что новый руководитель «Почты России» наведет порядок в почтовых отправлениях, а заодно спасет российскую прессу. По словам Яковенко, «мы сегодня не приблизились к современной рыночной структуре периодики, а двигаемся в прямо противоположном направлении. И главная причина этого попятного движения — работа возглавляемой Вами организации».

Чтобы проиллюстрировать низкое качество работы государственной почты, Яковенко приводит случай из практики Национальной тиражной службы. Организация прибегла к услугам «Почты России», чтобы наградить одно из изданий-партнеров. Редакция газеты пять месяцев ждала обещанную призовую статуэтку. Впоследствии выяснилось, что та не просто не выезжала из Москвы, но и была повреждена кем-то из почтовых сотрудников. «Я понимаю, что должен быть благодарен «Почте России» за то, что наша посылка не оказалась выброшенной в овраг или на помойку, как тысячи других посылок, которые доверчивые россияне пытаются переслать с помощью Вашей организации, и фотографиями которых переполнен сейчас Интернет» - комментирует ситуацию Яковенко.

По мнению автора письма, низкое качество работы почтовых служб наносит серьезный удар институту подписки. Это, в свою очередь, напрямую отражается на тиражах и доходах СМИ. За последние двадцать лет количество читателей подписных изданий сократилось вдвое (27,2 млн в 2013 г. против 59,2 млн в 1992-м). Кроме того, сложившаяся ситуация деформирует структуру рынка периодики. Рекламные и большинство глянцевых изданий не понесут серьезного урона: подписка не является основной статьей их дохода. Зато самый серьезный ущерб наносится качественным газетам и журналам, поддерживающим долгосрочные партнерские отношения с читателями, поскольку качество доставки – важный элемент таких отношений.

Проблема доставки тиражей поднималась неоднократно и продолжает вызывать споры среди представителей отрасли. Предлагались различные пути выхода из ситуации. Одной из таких попыток стал разработанный в 2012 году Министерством связи и массовых коммуникаций законопроект «О почтовой связи». В докладе предлагается обратить внимание на опыт США и Канады, где подписка осуществляется на рыночной основе и субсидируется издателями. Однако нововведение вновь вызвало бурные дискуссии. Судя по всему, пока Минкомсвязи склоняется к сохранению сложившихся за 20 лет принципов функционирования подписного рынка.


 

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ГЕНЕРАЛЬНОМУ ДИРЕКТОРУ ФГУП «ПОЧТА РОССИИ» СТРАШНОВУ Д.Е.

Генеральному директору
ФГУП «Почта России»

г-ну Страшнову Д.Е.

 

 Уважаемый Дмитрий Евгеньевич!

Вы менее полугода руководите «Почтой России», а до этого прошли школу бизнеса, в том числе участвовали в управлении одной из крупнейших мировых транснациональных корпораций. Это позволяет надеяться, что с Вашим приходом «Почта России» начнет выходить из того позорного состояния, в котором она находится последние два десятка лет, и которое ухудшается год от года.

У российской почты и российской прессы давние отношения. 143 года назад, в январе 1870 года Императорская почта впервые начала принимать подписку на газеты и журналы. Не будет большим преувеличением сказать, что институт подписки во многом сформировал русский народ как самый читающий народ на земле. По крайней мере, принял участие в формировании этого феномена. Сегодня российский народ читает мало и неохотно, и чем дальше, тем все меньше и все неохотнее. И вклад «Почты России» в этот процесс весьма велик. Кому нужна ежедневная газета, которая приходит на второй, а то и на третий день? Кто будет выписывать журнал, если очередной номер приходит через неделю после того, как этот номер появился в киоске?

Вот что происходило с подпиской за последние 20 лет(я намеренно исключил из анализа 1992 год, когда произошел скачок от советской к рыночной медийной модели и подписные тиражи за год обвалились в 3 раза: со 182,5 млн. до 59,2 млн. экз.):

Год

1993

1995

1997

2004

2010

2013

Полугодие

1/2

1

1

1

1

2

Подписной тираж, млн. экз.

86,6/ 59,2

43,9

34,5

32,7

30,0

27,2

Таким образом, после резкого обвала в три раза в течение одного года, за последующие 20 лет подписные тиражи упали еще в два раза. Это снижение может показаться не слишком катастрофичным, если не учитывать структуру подписки, в которой возрастающую долю занимает т.н. социальная подписка на районные (городские) и региональные государственные газеты. Это когда человека подписывают на газету за счет бюджета местного органа власти. Объем такой подписки никак не связан ни с качеством издания, ни с работой почты. Если исключить социальную подписку, то цифры разрушения института подписки станут более внушительными.

«Почта России» не является единственной причиной бедственного положения российской прессы. Свой вклад вносят и местные органы власти, уничтожающие киосковые сети, сказывается и конкуренция с Интернетом, но негативный «вклад» в деградацию периодики, который вносит «Почта России», пожалуй, наиболее весом. Сравним долю подписки в совокупном тираже газет и журналов разных стран. В Китае на долю подписки приходится 90% тиражей, в Канаде – 88%, в Финляндии – 86%, в США – 85%. В России – менее 30%. В СССР доля подписки в 1974 году составляла 86% тиража. То есть мы сегодня не приблизились к современной рыночной структуре периодики, а двигаемся в прямо противоположном направлении. И главная причина этого попятного движения — работа возглавляемой Вами организации.

Особенно сильный удар низкое качество работы «Почты России» и падение вследствие этого подписных тиражей наносит т.н. качественной прессе, тем газетам и журналам, которые не могут перейти на бесплатное распространение в силу высоких расходов на подготовку качественного контента. Вот, например, три издания, каждое из которых является неоспоримым лидером в своем сегменте прессы. Для любого такого качественного издания подписчик – это ядро читательской аудитории, тщательно лелеемый и внимательно изучаемый партнер, к информационным нуждам которого редакция постоянно прислушивается, и на этой основе выстраивает редакционную политику.

Журнал «Вокруг света». Несомненный лидер среди научно-популярных журналов, тираж которого вырос за последние 6 лет с 218,5 тыс. до 242,6 тыс. экз. Доля подписки за этот период снизилась с 16,4% до 9,3%, то есть, упала в 1,8 раза.

Журнал «За рулем». Абсолютный лидер не только в своем автомобильном сегменте, но и один из лидеров журнального рынка России в целом. Доля подписки в общем тираже за шесть лет упала с 13,7% до 7,1%, то есть почти в два раза.

Газета «Деловой Петербург». Самое популярное региональное деловое издание в России, лидер рынка прессы Санкт-Петербурга. Адресован высокообразованному читателю, поэтому очень высока доля подписки. Газета имеет собственную службу доставки, но подписчики за пределами Санкт-Петербурга получают ее через «Почту России». Ежедневная газета доставляется один раз в неделю в виде мешка со всеми номерами за неделю. Неудивительно, что за шесть лет доля подписки у «Делового Петербурга» снизилась с 88,3% до 66,0%, то есть в 1,3 раза.

Доля «Почты России» на рынке подписки и доставки периодики составляет 69%. И эта доля не сможет уменьшаться, поскольку ни у какой альтернативной структуры нет шансов конкурировать с государственной почтой, насчитывающей около 300 тысяч сотрудников и представляющей собой сеть из 42 тысяч отделений почтовой связи по всей стране.

Уничтожение института подписки, которое происходит в значительной степени благодаря тому, что «Почта России» фактически перестала выполнять эту свою важную функцию, не ликвидирует российскую периодику, но существенно деформирует ее структуру. Без подписки могут обходиться рекламные издания и большая часть глянцевых журналов. С должным уважением относясь к этим сегментам прессы, тем не менее полагаю, что если вся российская периодика будет ограничиваться ими, это вряд ли пойдет на пользу обществу.

Так получилось, что, когда я планировал обратиться к Вам, Дмитрий Евгеньевич, с этим письмом, Национальной тиражной службе пришлось на собственном опыте убедиться в качестве работы ФГУП «Почта России». Дело в том, что мы ежегодно проводим конкурс «Тираж-рекорд года», победителям которого вручаем бронзовую статуэтку: «Нику». Они, победители, этим очень гордятся и публикуют фото этой статуэтки на первой полосе своих изданий. В этот раз на церемонию вручения наград не смогли приехать лауреаты конкурса из Якутии, газеты «Якутск вечерний». Причина очевидна – далековато. Попросили прислать статуэтку почтой, что мы и сделали. Приключения этой статуэтки по структурным подразделениям «Почты России» отражено в документе, который называется «Почта России: отслеживание почтовых отправлений», занимает полтора листа и содержит 13 пунктов – мест, где с этой посылкой проводили некоторые операции, смысл которых мне так и не удалось понять. Прилагаю к письму копию этого документа, возможно, Вам с помощью Ваших сотрудников удастся что-нибудь понять. Я, со своей стороны, могу сообщить Вам, Дмитрий Евгеньевич, что происходило на самом деле. 17 апреля мы отправили посылку из Москвы в Якутск, заплатив за это 393 рубля 50 копеек. В течение почти пяти месяцев мы пребывали в наивной уверенности, что редакция «Якутска вечернего» уже отпраздновала получение заслуженной награды. И вдруг, в середине августа раздается звонок из Якутии: «где наша награда?!» Мы – на почту. 14 августа подали посылку в розыск. И через месяц нам прислали сообщение, что мы можем получить нашу посылку по адресу заявителя, то есть в Москве, а не в Якутске, куда она была послана. И при этом нам еще надо заплатить 1000 рублей за хранение! Самое неприятное то, что, когда мы все-таки выкупили нашу статуэтку, она оказалась сломана так, что нам пришлось заплатить еще 2 тыс. 300 рублей за ее восстановление.

Дмитрий Евгеньевич, у Вас работает 300 тысяч сотрудников. Понимаю, что это большой коллектив, среди которого есть разные люди. Но все-таки должен же быть какой-то здравый смысл в деятельности Вашей организации. Посылка, отправленная из Москвы в Якутск, 5 месяцев лежит в Москве. Потом ее выдают отправителю и требуют деньги за хранение. Дмитрий Евгеньевич, мы не просили хранить нашу статуэтку, мы просили ее отправить в Якутск! И, наконец, я действительно не понимаю, зачем было ломать статуэтку, которая была уложена в прочную коробку, обитую бархатом. Поскольку коробка цела, то единственным способом сломать статуэтку, было достать ее из коробки и сломать, приложив немалые усилия. Кто и зачем это сделал?

Я понимаю, что должен быть благодарен «Почте России» за то, что наша посылка не оказалась выброшенной в овраг или на помойку, как тысячи других посылок, которые доверчивые россияне пытаются переслать с помощью Вашей организации, и фотографиями которых переполнен сейчас Интернет.

Без всякого преувеличения можно сказать, что «Почта России» это одна из четырех структур, которые обеспечивают воспроизводство страны как единого целого. Сопоставить с почтой по значению можно лишь полицию, школу и железные дороги. Именно эти структуры должны создавать общность прав, языка, территории и информации. Должны создавать, но не создают. Сегодняшний уровень работы «Почты России» это реальная угроза завтрашнему будущему страны.

Дмитрий Евгеньевич, у Вас много возможностей привлечь экспертов по организации почтового дела. Я предлагаю Вам не экспертную помощь, а механизм обратной связи, которую могут обеспечить несколько сотен газет и журналов, входящих в Национальную тиражную службу. Мы готовы в ежедневном режиме давать информацию о том, как почта выполняет свои обязательства по доставке подписной периодики. Это может стать тем рычагом, с помощью которого Вы сможете начать реальную реформу одного из самых главных институтов страны.

С уважением и пожеланием успеха,

И.А. Яковенко,
Генеральный директор Национальной тиражной службы

Приложение 1. Почта России: отслеживание почтовых отправлений. На 2 листах.

Приложение 2. Фотография сломанной на почте статуэтки.

P.S. Данное письмо я на всякий случай отправляю курьерской доставкой. «Почте России» пока не доверяю. Надеюсь, временно.

Почта России – «злой гений» национальной периодики
Почта России – «злой гений» национальной периодики

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации

Комментарии

web-житель (Гость) | 14.10.2013, 10:35
В последнее время я наблюдаю значительное улучшение и скорости работы почты, и увеличение количества сотрудниках в отделениях. К тому же , их возраст сильно уменьшился... А молодые кадры, как известно, вносят новую кровь и прогресс... Если чуток повысить зарплаты ... Вообщем, не все потеряно.
Неизвестно кто (Гость) | 14.10.2013, 12:24
О почте России не письма - поэмы писать надо!)))
Владимир (Гость) | 05.12.2013, 08:56
Разваливать молодёжь обученная на западе умеет, строить нет, это видно по тому как работает почта росии, так уже писал 2 письма г. Страшнову на неудовлетворительную почту, сам себе посылал посылки идут в 2 раза медленнее, отсутствуют упаковочные материалы, и последний случай, из китая посылка пересекла границу Росии 8ноября и до сих пор не добралась до Москвы, а покинкла Китай за 3 суток.!!! Это я отслеживаю по почтовому идентификатору. Не умеют они (западные управленцы) работать методично и планомерно, одни перестройки, да реорганизации, как начали в 1985 году, так остановиться не могут!!!
Владимир (Гость) | 05.12.2013, 09:04
отвечают они на письма, так как это закон. в течение месяца должны дать ответ, но ответы -типичные отписки, а результатов нет, да молодёжь напринимали, но толку нет никакого, систему разрушили, а новую не создали, конкуренты гораздо лучше работают, уже проверено не раз. Создаётся впечатление, что все умные идут в частные фирмы, а обученные на западе в федеральные. потому и Россия не развивается.

Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 8945

Каталог рекламных компаний России

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама