14 Октября 2013 | 08:58

Почта России – «злой гений» национальной периодики

Институт подписки в России последовательно разрушается. Проникновение интернета, исчезновение киосков – все это не могло не сказаться на количестве читателей периодики. Однако главным «злым гением» подписных изданий все чаще называют «Почту России»

image

Двадцать лет назад российская почта отказалась от советской модели и выбрала рыночную стратегию развития. И двадцать лет подписные тиражи российских СМИ неизменно падают. Можно ли переломить эту печальную тенденцию? Представители отрасли возлагают надежды на новое руководство национальной почтовой службы.

9 октября 2013 года генеральный директор Национальной тиражной службы Игорь Яковенко направил в адрес нового главы «Почты России» Дмитрия Страшнова открытое письмо. Генеральный директор НТС определяет состояние российской почты как «позорное» и выражает надежду, что новый руководитель «Почты России» наведет порядок в почтовых отправлениях, а заодно спасет российскую прессу. По словам Яковенко, «мы сегодня не приблизились к современной рыночной структуре периодики, а двигаемся в прямо противоположном направлении. И главная причина этого попятного движения — работа возглавляемой Вами организации».

Чтобы проиллюстрировать низкое качество работы государственной почты, Яковенко приводит случай из практики Национальной тиражной службы. Организация прибегла к услугам «Почты России», чтобы наградить одно из изданий-партнеров. Редакция газеты пять месяцев ждала обещанную призовую статуэтку. Впоследствии выяснилось, что та не просто не выезжала из Москвы, но и была повреждена кем-то из почтовых сотрудников. «Я понимаю, что должен быть благодарен «Почте России» за то, что наша посылка не оказалась выброшенной в овраг или на помойку, как тысячи других посылок, которые доверчивые россияне пытаются переслать с помощью Вашей организации, и фотографиями которых переполнен сейчас Интернет» - комментирует ситуацию Яковенко.

По мнению автора письма, низкое качество работы почтовых служб наносит серьезный удар институту подписки. Это, в свою очередь, напрямую отражается на тиражах и доходах СМИ. За последние двадцать лет количество читателей подписных изданий сократилось вдвое (27,2 млн в 2013 г. против 59,2 млн в 1992-м). Кроме того, сложившаяся ситуация деформирует структуру рынка периодики. Рекламные и большинство глянцевых изданий не понесут серьезного урона: подписка не является основной статьей их дохода. Зато самый серьезный ущерб наносится качественным газетам и журналам, поддерживающим долгосрочные партнерские отношения с читателями, поскольку качество доставки – важный элемент таких отношений.

Проблема доставки тиражей поднималась неоднократно и продолжает вызывать споры среди представителей отрасли. Предлагались различные пути выхода из ситуации. Одной из таких попыток стал разработанный в 2012 году Министерством связи и массовых коммуникаций законопроект «О почтовой связи». В докладе предлагается обратить внимание на опыт США и Канады, где подписка осуществляется на рыночной основе и субсидируется издателями. Однако нововведение вновь вызвало бурные дискуссии. Судя по всему, пока Минкомсвязи склоняется к сохранению сложившихся за 20 лет принципов функционирования подписного рынка.


 

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ГЕНЕРАЛЬНОМУ ДИРЕКТОРУ ФГУП «ПОЧТА РОССИИ» СТРАШНОВУ Д.Е.

Генеральному директору
ФГУП «Почта России»

г-ну Страшнову Д.Е.

 

 Уважаемый Дмитрий Евгеньевич!

Вы менее полугода руководите «Почтой России», а до этого прошли школу бизнеса, в том числе участвовали в управлении одной из крупнейших мировых транснациональных корпораций. Это позволяет надеяться, что с Вашим приходом «Почта России» начнет выходить из того позорного состояния, в котором она находится последние два десятка лет, и которое ухудшается год от года.

У российской почты и российской прессы давние отношения. 143 года назад, в январе 1870 года Императорская почта впервые начала принимать подписку на газеты и журналы. Не будет большим преувеличением сказать, что институт подписки во многом сформировал русский народ как самый читающий народ на земле. По крайней мере, принял участие в формировании этого феномена. Сегодня российский народ читает мало и неохотно, и чем дальше, тем все меньше и все неохотнее. И вклад «Почты России» в этот процесс весьма велик. Кому нужна ежедневная газета, которая приходит на второй, а то и на третий день? Кто будет выписывать журнал, если очередной номер приходит через неделю после того, как этот номер появился в киоске?

Вот что происходило с подпиской за последние 20 лет(я намеренно исключил из анализа 1992 год, когда произошел скачок от советской к рыночной медийной модели и подписные тиражи за год обвалились в 3 раза: со 182,5 млн. до 59,2 млн. экз.):

Год

1993

1995

1997

2004

2010

2013

Полугодие

1/2

1

1

1

1

2

Подписной тираж, млн. экз.

86,6/ 59,2

43,9

34,5

32,7

30,0

27,2

Таким образом, после резкого обвала в три раза в течение одного года, за последующие 20 лет подписные тиражи упали еще в два раза. Это снижение может показаться не слишком катастрофичным, если не учитывать структуру подписки, в которой возрастающую долю занимает т.н. социальная подписка на районные (городские) и региональные государственные газеты. Это когда человека подписывают на газету за счет бюджета местного органа власти. Объем такой подписки никак не связан ни с качеством издания, ни с работой почты. Если исключить социальную подписку, то цифры разрушения института подписки станут более внушительными.

«Почта России» не является единственной причиной бедственного положения российской прессы. Свой вклад вносят и местные органы власти, уничтожающие киосковые сети, сказывается и конкуренция с Интернетом, но негативный «вклад» в деградацию периодики, который вносит «Почта России», пожалуй, наиболее весом. Сравним долю подписки в совокупном тираже газет и журналов разных стран. В Китае на долю подписки приходится 90% тиражей, в Канаде – 88%, в Финляндии – 86%, в США – 85%. В России – менее 30%. В СССР доля подписки в 1974 году составляла 86% тиража. То есть мы сегодня не приблизились к современной рыночной структуре периодики, а двигаемся в прямо противоположном направлении. И главная причина этого попятного движения — работа возглавляемой Вами организации.

Особенно сильный удар низкое качество работы «Почты России» и падение вследствие этого подписных тиражей наносит т.н. качественной прессе, тем газетам и журналам, которые не могут перейти на бесплатное распространение в силу высоких расходов на подготовку качественного контента. Вот, например, три издания, каждое из которых является неоспоримым лидером в своем сегменте прессы. Для любого такого качественного издания подписчик – это ядро читательской аудитории, тщательно лелеемый и внимательно изучаемый партнер, к информационным нуждам которого редакция постоянно прислушивается, и на этой основе выстраивает редакционную политику.

Журнал «Вокруг света». Несомненный лидер среди научно-популярных журналов, тираж которого вырос за последние 6 лет с 218,5 тыс. до 242,6 тыс. экз. Доля подписки за этот период снизилась с 16,4% до 9,3%, то есть, упала в 1,8 раза.

Журнал «За рулем». Абсолютный лидер не только в своем автомобильном сегменте, но и один из лидеров журнального рынка России в целом. Доля подписки в общем тираже за шесть лет упала с 13,7% до 7,1%, то есть почти в два раза.

Газета «Деловой Петербург». Самое популярное региональное деловое издание в России, лидер рынка прессы Санкт-Петербурга. Адресован высокообразованному читателю, поэтому очень высока доля подписки. Газета имеет собственную службу доставки, но подписчики за пределами Санкт-Петербурга получают ее через «Почту России». Ежедневная газета доставляется один раз в неделю в виде мешка со всеми номерами за неделю. Неудивительно, что за шесть лет доля подписки у «Делового Петербурга» снизилась с 88,3% до 66,0%, то есть в 1,3 раза.

Доля «Почты России» на рынке подписки и доставки периодики составляет 69%. И эта доля не сможет уменьшаться, поскольку ни у какой альтернативной структуры нет шансов конкурировать с государственной почтой, насчитывающей около 300 тысяч сотрудников и представляющей собой сеть из 42 тысяч отделений почтовой связи по всей стране.

Уничтожение института подписки, которое происходит в значительной степени благодаря тому, что «Почта России» фактически перестала выполнять эту свою важную функцию, не ликвидирует российскую периодику, но существенно деформирует ее структуру. Без подписки могут обходиться рекламные издания и большая часть глянцевых журналов. С должным уважением относясь к этим сегментам прессы, тем не менее полагаю, что если вся российская периодика будет ограничиваться ими, это вряд ли пойдет на пользу обществу.

Так получилось, что, когда я планировал обратиться к Вам, Дмитрий Евгеньевич, с этим письмом, Национальной тиражной службе пришлось на собственном опыте убедиться в качестве работы ФГУП «Почта России». Дело в том, что мы ежегодно проводим конкурс «Тираж-рекорд года», победителям которого вручаем бронзовую статуэтку: «Нику». Они, победители, этим очень гордятся и публикуют фото этой статуэтки на первой полосе своих изданий. В этот раз на церемонию вручения наград не смогли приехать лауреаты конкурса из Якутии, газеты «Якутск вечерний». Причина очевидна – далековато. Попросили прислать статуэтку почтой, что мы и сделали. Приключения этой статуэтки по структурным подразделениям «Почты России» отражено в документе, который называется «Почта России: отслеживание почтовых отправлений», занимает полтора листа и содержит 13 пунктов – мест, где с этой посылкой проводили некоторые операции, смысл которых мне так и не удалось понять. Прилагаю к письму копию этого документа, возможно, Вам с помощью Ваших сотрудников удастся что-нибудь понять. Я, со своей стороны, могу сообщить Вам, Дмитрий Евгеньевич, что происходило на самом деле. 17 апреля мы отправили посылку из Москвы в Якутск, заплатив за это 393 рубля 50 копеек. В течение почти пяти месяцев мы пребывали в наивной уверенности, что редакция «Якутска вечернего» уже отпраздновала получение заслуженной награды. И вдруг, в середине августа раздается звонок из Якутии: «где наша награда?!» Мы – на почту. 14 августа подали посылку в розыск. И через месяц нам прислали сообщение, что мы можем получить нашу посылку по адресу заявителя, то есть в Москве, а не в Якутске, куда она была послана. И при этом нам еще надо заплатить 1000 рублей за хранение! Самое неприятное то, что, когда мы все-таки выкупили нашу статуэтку, она оказалась сломана так, что нам пришлось заплатить еще 2 тыс. 300 рублей за ее восстановление.

Дмитрий Евгеньевич, у Вас работает 300 тысяч сотрудников. Понимаю, что это большой коллектив, среди которого есть разные люди. Но все-таки должен же быть какой-то здравый смысл в деятельности Вашей организации. Посылка, отправленная из Москвы в Якутск, 5 месяцев лежит в Москве. Потом ее выдают отправителю и требуют деньги за хранение. Дмитрий Евгеньевич, мы не просили хранить нашу статуэтку, мы просили ее отправить в Якутск! И, наконец, я действительно не понимаю, зачем было ломать статуэтку, которая была уложена в прочную коробку, обитую бархатом. Поскольку коробка цела, то единственным способом сломать статуэтку, было достать ее из коробки и сломать, приложив немалые усилия. Кто и зачем это сделал?

Я понимаю, что должен быть благодарен «Почте России» за то, что наша посылка не оказалась выброшенной в овраг или на помойку, как тысячи других посылок, которые доверчивые россияне пытаются переслать с помощью Вашей организации, и фотографиями которых переполнен сейчас Интернет.

Без всякого преувеличения можно сказать, что «Почта России» это одна из четырех структур, которые обеспечивают воспроизводство страны как единого целого. Сопоставить с почтой по значению можно лишь полицию, школу и железные дороги. Именно эти структуры должны создавать общность прав, языка, территории и информации. Должны создавать, но не создают. Сегодняшний уровень работы «Почты России» это реальная угроза завтрашнему будущему страны.

Дмитрий Евгеньевич, у Вас много возможностей привлечь экспертов по организации почтового дела. Я предлагаю Вам не экспертную помощь, а механизм обратной связи, которую могут обеспечить несколько сотен газет и журналов, входящих в Национальную тиражную службу. Мы готовы в ежедневном режиме давать информацию о том, как почта выполняет свои обязательства по доставке подписной периодики. Это может стать тем рычагом, с помощью которого Вы сможете начать реальную реформу одного из самых главных институтов страны.

С уважением и пожеланием успеха,

И.А. Яковенко,
Генеральный директор Национальной тиражной службы

Приложение 1. Почта России: отслеживание почтовых отправлений. На 2 листах.

Приложение 2. Фотография сломанной на почте статуэтки.

P.S. Данное письмо я на всякий случай отправляю курьерской доставкой. «Почте России» пока не доверяю. Надеюсь, временно.

Автор: Татьяна Ломская

Главные новости рекламы, медиа и маркетинга этой недели с Владимиром Ткачевым, Leo Burnett Group Russia Олег Нестеров, "Снегири": 90% лучшей музыки записывается в атмосфере фана
Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 Realweb Digital Index 2024
2 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
3 MGCom №1 Digital Index 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.