Мат-анализ для СМИ: не груби, не рифмуй, не спорь
Digit.ru попытался разобраться в том, как регулируется употребление ненормативной лексики в СМИ, и как вести себя журналистам, чтобы не попасть под санкции закона
В прошедший вторник стало известно о том, что Роскомнадзор потребовал от одного из интернет-СМИ отредактировать или удалить материалы, в том числе видео, содержащие ненормативную — она же нецензурная, она же обсценная — лексику, а попросту мат.
Этот случай заслуживает внимания не столько сам по себе, потому что Роскомнадзор просто действовал в рамках возложенных на него функций, сколько в свете иллюстрации новых условий работы СМИ, сложившихся после принятия закона о недопустимости в них нецензурщины.
Всякое серьезное СМИ, разумеется, стремится работать в правовом поле, однако, как выяснилось, в случае исполнения «закона о мате» сделать это будет непросто. Поэтому Digit.ru попытался разобраться в том, как регулируются правила приличий в СМИ, и как вести себя журналистам, чтобы не попасть под санкции закона.
Они, кстати, таковы: за нарушение «закона о мате» может быть наложено административное взыскание в виде штрафа 20-200 тысяч рублей для юридических лиц, 5-20 тысяч — для должностных лиц, и 2-3 тысячи рублей — для граждан.
ЗНАЙ РОДНОЙ ЯЗЫК
Роскомнадзор разработал рекомендации, призванные помочь как борцам с нецензурной лексикой в СМИ, так и журналистам, в общем противостоянии неприличным словам. И вот чтение этих рекомендаций заставляет в полной мере осознать, как непросто придется всем вовлеченным в процесс сторонам.
Дело, прежде всего, в крайней расплывчатости требований и критериев, которых предлагается придерживаться, борясь с лингвистическим злом.
Прежде всего, в рекомендациях Роскомнадзора по недопущению нецензурной брани в СМИ сказано: «В настоящий момент отсутствует единый перечень нецензурных бранных слов. Однако среди специалистов существует мнение, согласно которому к нецензурным словам и выражениям относятся четыре общеизвестных слова…, а также образованные от них слова и выражения».
Эти четыре слова в рекомендациях не прописаны — они обозначены лишь начальными буквами с последующим отточием, однако этот фрагмент здесь пропущен по причинам, которые станут понятны из текста ниже.
Исходя из этой формулировки, журналист, разместивший в СМИ материал с такими словами, вполне может возразить на требование удалить их, что не понимает, относятся ли употребленные им слова к числу четырех, имеющихся в виду в рекомендациях, так как они в рекомендациях не приведены полностью. Поэтому вменить ему правонарушение будет сложно, так как отсутствует отсылка к нормативному документу, содержащему признаки правонарушения, то есть эти самые слова в натуральном виде.
Роскомнадзор в своем комментарии этого положения для Digit.ru заявил: «Слова всем известны. Для „непосвященных“ есть в редакции юристы, которые на этот вопрос обязаны ответить. Можно посмотреть в словари ненормативной лексики. Они общедоступны, их никто не запрещал. Если СМИ публикуют в редакционном материале слова, которые признаны нецензурной бранью, мы однозначно вынесем предупреждение и привлечем к административной ответственности».
Такую нормативную базу, основанную на принципе «все и так знают», строгой никак не назовешь. Но дальше все еще сложнее.
НЕ ГРУБИ
В тех же рекомендациях сказано: «не относятся к нецензурным словам и выражениям неприличные и грубо-просторечные слова и содержащие их выражения. Вместе с тем, использование таких слов и выражений в средствах массовой информации также недопустимо».
Аналогично предыдущему случаю, нет отсылок к нормативному документу, описывающему недопустимые грубые слова. Ссылка на их общеизвестность была бы бесполезной, потому что грубость понимается крайне субъективно, и то, что для одного человека — грубое слово, для другого — обычное и может быть даже ласкательное. Соответственно, привлечение к административной ответственности по этой статье также будет затруднено.
Простой вопрос для примера: можно ли употреблять в СМИ всякие варианты просторечных названий «части тела человека ниже спины»? А слово «чокнутый»? А «притырошный»?
Комментарий Роскомнадзора: «Грубые выражения — не тождественны матерным выражениям. К ответственности привлекаются издания только за матерщину. Грубые выражения — предмет для рассмотрения в рамках журналистской этики. В части, касающейся употребления вульгаризмов в информационных продуктах, эта ситуация отчасти регулируется законом „о защите детей“ и иногда в случае публикации в СМИ может служить основанием для определенной возрастной маркировки».
Ну тут, хотя разобраться, что можно, а что нельзя, еще труднее, чем с «четырьмя словами», но штраф, вроде бы, не грозит.
НЕ РИФМУЙ
Особая история — с попытками как-то замаскировать нецензурное слово в тексте или в звукозаписи. В рекомендациях против мата говорится: «При рассмотрении случаев маскировки нецензурных слов необходимо установить, насколько однозначно можно установить нецензурное слово в контексте фразы».
То есть, если вы попытались заменить пару букв в одном из четырех всем известных слов, а проверяющий все равно догадался, что вы имели в виду — вы виноваты. Хотя если вместо «одного из четырех всем известных слов» вы поставите произвольный набор букв, в этом слове не встречающихся, доказать, какое именно из этих слов вы имели в виду, будет невозможно, и таким образом не будет признака административного правонарушения.
Особенно осторожным нужно быть со стихами. В тех же рекомендациях особо оговорено, что нарушение может быть зафиксировано «в случае опубликования стихотворения, в котором есть нецензурное слово с измененной буквой, но вместе с тем, исходя из рифмы стиха, можно точно определить, что это нецензурное слово». Будьте с рифмами повнимательнее.
В самом Роскомнадзоре по вопросу маскировки мата считают, что «зачастую использование маскировки матерной лексики по своему эффекту сопоставимо с прямым использованием матерщины. Поэтому эта тенденция „словообразования“, по нашему общему мнению, заслуживает отдельного внимания. Решение в каждом конкретном случае о том, подпадает ли публикация под действие закона или нет, будет выноситься специализированными экспертами. Когда будут особо резонансные или очень спорные случаи, к обсуждению может подключаться и вся Экспертная комиссия Роскомнадзора».
РОСКОМНАДЗОР ПРЕДУПРЕЖДАЕТ
В итоге обсуждения вопроса Роскомнадзор по просьбе Digit.ru сформулировал несколько основных положений матбезопасности для журналиста.
Откройте словарь и прочитайте, что за четыре всем известных слова имеются в виду и не употребляйте их в СМИ.
Потребуйте в вашей редакции разъяснений относительно этических норм, актуальных для вашего издания.
Поинтересуйтесь у юристов редакции, насколько высоки при использовании грубого слова риски выйти за рамки принятого в вашей редакции возрастного ограничения (для читателей — ред.). В крайнем случае, когда совсем невмоготу, потребуйте промаркировать ваш материал более высоким возрастным допуском.
Лучше не пытаться маскировать матерщину. В случае признании экспертизой тождественности вашего авторского слова-новообразования матерному эталону вас ждет предупреждение от Роскомнадзора. По возможности, также следует уже сейчас избегать использования общеизвестных иностранных матерных слов. В отношении их публикации также могут наступить административные последствия.
Главное правило: получив требование Роскомнадзора (об удалении мата — ред.) — отредактировать текст. Не спорьте, легче отредактировать, чем расписываться в неспособности выразить свои мысли и эмоции без обсценной лексики.
ГОВОРИТ ЮРИСТ
Ознакомившись по просьбе Digit.ru с обсуждением, председатель коллегии адвокатов Москвы «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе высказал мнение, что нормативная база по вопросу нецензурной и грубой лексики в СМИ недостаточно конкретизирована, что создает возможность для субъективизма надзорных органов. «Поэтому редакциям СМИ следует проявлять осмотрительность при публикации материалов, содержащих спорную лексику», — считает Трапаидзе.
НЕ СПОРЬ
С учетом всех приведенных фактов и мнений Digit.ru сформулировал свои советы, как не попасть под взыскание за употребление ненормативных слов в СМИ.
Чтобы не нарваться на замечание Роскомнадзора, узнайте у кого-то, что за четыре всем известных слова имеются в виду, и не употребляйте их в СМИ. Если ваш эксперт знает не четыре, а семь или девять таких слов — на всякий не употребляйте их все.
С грубыми словами: заранее предугадать последствия их размещения сложно — зависит от мнения инспектора, который будет проверять ваш текст. Тут уж сами думайте, попадет вам за это слово или нет.
Если будете маскировать ненормативную лексику, не рифмуйте ее — вычислят. И вообще, успешность маскировки зависит от догадливости проверяющего, поэтому вы все равно рискуете.
И, в полном согласии с Роскомнадзором, главное правило: получив требование Роскомнадзора отредактировать текст — не спорьте, легче отредактировать, чем доказывать свою правоту в условиях достаточно неопределенного нормативного поля.
Адвокат Трапаидзе считает анализ и советы Digit.ru правильными и логичными. По его мнению, они минимизируют возможность административных и правовых претензий со стороны госорганов и полезны именно как профессиональные рекомендации для изданий.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Учитывая строгости с рифмованием замаскированных грубостей, будет не удивительно, если вскорости ко всем ведущим телеканалам поступит требование потереть из архивов многообразных шоу видеозаписи небезызвестной песни с припевом «Танцуй Россия / И плачь Европа…», где вполне прозрачно рифмуется замаскированная под междометие «часть тела человека ниже спины».
Источник: Digit