25 Марта 2013 | 16:28

Немой район: Новые гиперлокальные медиа в Москве

Привычные районные газеты не устраивают зародившиеся местные сообщества и городских активистов. The Village узнал, какие интересные локальные СМИ появились за последнее время в Москве

image

Долгое время локальные газеты в Москве никто не читал. Это было связано и с тем, что на уровне районов просто ничего не происходило, при этом сами жители были уверены, что они не могут ни на что повлиять, и даже вникать в проблемы не хотели. Но в последнее время городское сообщество изменилось: появились активисты, которые готовы делать что-то для своего района, появились новые муниципальные депутаты, которые пытаются изменить власть на местном уровне. А главное, нашлись читатели, которые хотят гордиться чем-то своим: от подъезда, улицы, детской площадки до вкусной еды рядом с домом. The Village нашёл интересные районные СМИ, которые появились за последнее время в Москве, и поговорил с их создателями.

1. Районные газеты

До недавнего времени практически единственным источником местной информации были районные СМИ, которые выпускают управы и муниципалитеты. Все эти газеты издаются на государственные деньги, то есть на налоги граждан. Несмотря на это, управы, которые занимаются распределением субсидий, рассматривают районные газеты как свой рупор. Поэтому стандартная полоса там выглядит как боевой листок главы управы: вот он встретился с ветеранами и подарил им по пылесосу, вот посадил дерево. Но материала о том, что глава попался на взятке, или о том, что на месте детской площадки появится парковка, не найти. При этом в Москве на поддержку газет тратятся большие деньги и газет в действительности выпускается очень много.

127 районных и окружных газет с периодичностью не реже раза в месяц издаётся в Москве
11 200 000 000 рублей из бюджета Москвы пойдёт на развитие СМИ в 2013 году
7 500 000 экземпляров — общий тираж всех районных газет
1 000 000 рублей тратится  на выпуск 12 номеров одной районной газеты

В бюджете Москвы также заложены средства на развитие СМИ для инвалидов, СМИ для пропаганды экологического образа жизни и так далее, и если районные газеты иногда падают в почтовый ящик, то эти и вовсе почти не встречаются. Тендеры на выпуск районных изданий размещаются в открытом доступе, на сайте госзакупок, но выиграть их, не имея связей с управой, довольно трудно. Впрочем, иногда редакция подобного районного СМИ вспоминает о том, как должны работать журналисты, и делает независимый контент.

«На Пресне». Газета управ Пресненского района.

ИЗДАВАЛАСЬ (в этом виде): в течение 2012 года
БЮДЖЕТ: около 1 млн рублей в год
ТИРАЖ: 50 тысяч экземпляров
АУДИТОРИЯ: все жители района

Игорь Ховалкин, главный редактор газеты «На Пресне»:

Цель: Создать проблемную интересную газету, освещать темы, которые интересуют жителей. Я занимаюсь выпуском районных газет около трёх лет. Всё это время я писал о том, какие хорошие люди в местной власти. Ситуация изменилась в 2012 году. Это совпало с массовыми митингами, но повод для того, чтобы изменить редакционную политику, был несколько другой. Новая глава управы почему-то решила расторгнуть с нами контракт: может, у неё была своя фирма. И тогда из ручной газеты мы превратились в не ручную. Вы же понимаете, что решения не всегда принимает главный редактор. Но я был очень рад: я устал от того, что журналистов принимают за обслугу самого низкого ранга, что нам можно приказывать, чиновники буквально хамить начинают.

Кто пишет: В нашем штате было шесть-семь человек — все с радостью приняли изменения в редакционной политике. Радовались, что можно, наконец, выполнять свою работу по-человечески. Мы всячески привлекали местных жителей, просили их писать нам, сообщать о своих проблемах — брались за все интересные темы.

Трудности: Естественно, подобная политика не прибавила нам популярности среди местных чиновников. Нас перестали пускать на все официальные мероприятия, на все так называемые встречи префекта с населением. Ну и как закономерный результат — на нас подали в суд, чтобы расторгнуть с нами договор. За весь 2012 год нам не платили деньги, обещанные по госконтракту, мы выпускали газету на свои деньги. Но, что удивительно, мы постепенно выигрываем все суды, и управа месяц за месяцем платит нам за прошлый год. В 2013 году префектура сделала ход конём: теперь нет отдельных конкурсов на выпуск каждой районной газеты, теперь сама префектура выбирает одну компанию, которая будет делать все газеты по ЦАО. Ну а мы на собственные деньги продолжаем выпускать «На Пресне».

Заголовки: «Антидостижения Пресни», «Что происходит с чердаком на Большой Никитской, 31?», «Пресненцы хотят сами выбирать управляющую компанию», «Что можно купить у уличных торговцев и почему они никого не боятся?» «Захватили, сломали, выселили».

*В газете также напечатали фотографию главы управы в костюме тигрёнка, найденную в личном архиве.


2. Независимые журналистские проекты

Иностранный опыт подсказывает, что гиперлокальные медиа в отдельных небольших городах или районах могут быть популярнее, чем региональная и федеральная пресса, а значит приносить прибыль и привлекать профессиональных журналистов. Например, американский сайт локальных новостей Patch — один из крупнейших работодателей в области медиа.

До недавнего времени в районных СМИ в Москве работали школьники, чтобы поступить на журфак, и пенсионеры, оставшиеся в редакциях ещё с советских времён. Но сейчас на волне интереса к городской среде стали появляться первые профессиональные проекты гиперлокальных СМИ. Кроме того, сегодня, чтобы издавать газету или журнал, не нужно больших вложений, достаточно завести сайт в интернете, группу в Facebook или аккаунт на Wordpress.

Интернет-газета «Бамбук». Проект Александра Панченко и Михаила Бланка.

СУЩЕСТВОВАЛА: с мая 2011 по август 2012 года
БЮДЖЕТ: создание и регистрация сайта — 20 000 рублей, ежемесячные расходы — 130 000 рублей. Всего инвесторы вложили около 1,5 млн рублей
ОХВАТ: 10 000−27 000 посетителей в месяц
АУДИТОРИЯ: студенты, офисные работники, домохозяйки 20−45 лет

Михаил Бланк, создатель:

Цель: Сделать независимые медиа о районах Москвы, изменить отношение людей к району, где они живут. Идея портала пришла в голову моему другу Саше Панченко, он тогда работал в «Коммерсанте». Он понял, что районная журналистика далека от реальной жизни. Она начинается, когда ты сам видишь, что что-то не так: подъезд грязный или нужна консьержка и т. д. Мы поняли, что нужны не локальные городские медиа, а именно гиперлокальные, в масштабах одного района. На нашем сайте новости группировались по районам. То есть каждый мог зайти на страничку своего района и посмотреть, что происходит в другом.

Кто пишет: Мы начали работу летом 2011 года и сначала писали туда сами. Потом нашли людей, которые согласились бесплатно нам писать. Потом нашли инвестора. Стали платить авторам. У нас были журналисты, прикреплённые к каждому району, и они добывали контент. Они ходил по ТСЖ, по управам, префектурам, общались с жителями на форумах. Никто не ждал, что ему что-то пришлют, а занимал активную позицию. Нам очень много писали люди из районов. Каждый день кто-то звонил, рассказывал о проблемах. Допустим, нам рассказывали о том, что у них отобрали место на стоянке, а районная газета, понятное дело, об этом не напишет. Когда выселяли людей из общежития администрации президента в Кунцеве, мы первыми написали об этом. У нас было ощущение, что мы работали с реальной аудиторией.

Трудности: У журналистов были небольшие проблемы, когда они приходили на какое-то мероприятие из непонятного СМИ, которое ещё и называется «Бамбук». Но открытых конфликтов не было. Закрылось издание в прошлом году: деньги закончились. Я, грубо говоря, занимался продажами: ходил по ларёчникам и всем малым бизнесам, договаривался о рекламе. И в конце концов мы поняли, что с такой бизнес-моделью окупить проект нереально. И сейчас мы думаем о перезапуске в новом формате. Но пока ничего точно не знаем.

Заголовки: «Велопередвижники района: Активист из Гагаринского района разработал проект по созданию велоинфраструктуры в районе»; «В районе начали строить эстакаду: На Рублёвском шоссе в районе Крылатского началось строительство опор эстакады»; «Контрольный квест по району: Активисты района пошли по дворам, разыскивая следы благоустройства»; «Управа ответит за гаражи: 26 июля глава управы Проспекта Вернадского встретится с жителями района, чтобы ответить на их вопросы и претензии».

Также на «Бамбуке» был сервис «Места», с помощью которого можно найти нужные магазины, кафе и так далее в районе. Портал устраивал акции «Фримаркет» и «Фотокросс».


Районные блоги «Большого города». Проект журнала «Большой город».

СУЩЕСТВУЕТ: с лета 2012 года по настоящее время
БЮДЖЕТ: закрытая информация
ОХВАТ: 100−500 подписчиков в каждом районном блоге; 2 000−4 000 просмотров одного поста на сайте «БГ»
АУДИТОРИЯ: пользователи Facebook и читатели «Большого города»

Екатерина Кронгауз, главный редактор сайта «БГ»:

Цель: Создать локальную жизнь в Москве, чтобы было приятней жить. Гораздо же приятней жить, когда ты здороваешься с продавцом фруктов, знаешь, как его зовут. Когда бабушка из соседнего подъезда — не просто бабушка, вечно сидящая у подъезда, а человек, чью невероятную истории жизни ты знаешь. И знаешь, например, что она очень любит фисташки, и, может быть, иногда даже покупаешь их ей.

Кто пишет: У нас есть редактор этого проекта Серафим Ореханов — мы платим ему ежемесячную зарплату, всё остальное — его работа: находить добровольцев, учить их вести районные блоги, редактировать и направлять их, чтобы это можно и интересно было читать.

Блоги ведут люди, которые не просто возвращаются с работы домой и уходят из дома на работу, но каким-то образом живут у себя в районе: ходят гулять с детьми, в магазин, в спортзал, в булочную. Ну или, по крайней мере, хотели бы всё это делать, и им интересно, что вокруг их дома происходит нового и старого.

Заголовки: В блогах нет привычных для СМИ заголовков, публикуются фотографии, объявления о купле-продаже, опросы, интервью и так далее.


3. Гражданские инициативы

Прошлогодняя волна протестного движения подтолкнула многих горожан заняться гражданскими или политическими делами. В муниципальные собрания районов пришли молодые депутаты, сформировались сообщества наблюдателей, защитников культурного наследия и экологов. Всем этим гражданским и политическим активистам тоже нужны способы общения с аудиторией.

«Информационный листок группы депутатов Щукино». Газета муниципальных депутатов Максима Каца, Виктора Барковского и Андрея Гребенника.

Максим Кац, муниципальный депутат, создатель проекта:

Цель: Рассказать о происходящем в Муниципальном собрании, о проектах, реализуемых в Щукине, интересных вещах, которые нигде не публикуются. Все районные газеты, по сути, советские, они пишут о том, что рожь колосится, поздравляют ветеранов с праздником и т. д. Я мог бы как муниципальный депутат попытаться отбить какую-то полосу из районной газеты, но это трудоёмко. Проще организовать своё издание.

Кто пишет: Мы с другими депутатами сами пишем в газету. Пишем обо всём, что нам интересно. Дмитрий Левенец, координатор проекта «РосЖКХ», написал о том, как заставить коммунальщиков работать. Обнаружилось, что в районе живёт журналист одного крупного СМИ, я заказал ему статью про главу муниципалитета Водолазову (Жанна Водолазова, по информации Каца, предоставила поддельный диплом о высшем образовании при приёме на работу. — Прим. ред.). Он собрал факты, позвонил, чтобы взять комментарии, в общем, всё сделал как положено. Статья под псевдонимом, заплатили 2 000 рублей.

Трудности: Все очень нервничают и всячески пытаются препятствовать, критически отзываются об этой истории, ещё дворники украли тысячу экземпляров газеты в процессе раздачи. Раздатчики оставили их около подъезда, и кто-то из дворников схватил и унёс.

Заголовки: «Новый руководитель муниципалитета представил на конкурс поддельные документы», «Задачи нашей газеты», «Приглашение на собрание», «Делаем район удобным для жизни», «Заставляем коммунальщиков работать», «Давайте поговорим».


«Серебрянка». Газета Общественного совета Измайлова.

СУЩЕСТВУЕТ: с сентября 2012 года по настоящее время
ТИРАЖ: первый номер — 10 тысяч экземпляров, второй — 20 тысяч экземпляров
БЮДЖЕТ: первый номер около 13 500 рублей, второй — около 26 000 рублей
АУДИТОРИЯ: пенсионеры, которые не пользуются интернетом, все заинтересованные жители

Юлия Успенская, гражданский активист:

Цель: Мы пишем в основном о проблемах района, потому что власть занимается развлекательно-популистской политикой и пишет полную ерунду. Мы начали выпускать свою газету именно потому, что не нашли в официальной освещения действительно актуальных проблем. Мы периодически занимаемся тем, что опротестовываем те статьи, которые пишутся в управских газетах. Оповещаем людей об общественных слушаниях, о которых специально молчат официальные органы.

Кто пишет: Тексты, вёрстка, печать и распространение — всё делаем сами. Какие-то темы подбрасывают жители. У нас есть почтовый ящик, куда жители могут скидывать информацию, но пока её очень мало. Есть горячая телефонная линия, на которую иногда звонят. Как правило, рассказывают о проблеме, иногда советы дают, иногда помощь предлагают. Довольно разные отклики бывают.

Трудности: Управа пытается нас на каждом собрании компрометировать и говорит, что мы пишем всякую ерунду и вводим жителей в заблуждение. Хотя мы проверяем информацию, прежде чем публиковать. Они пытаются с нами бороться, но не очень активно, пока я не могу сказать, что они считают нас за какую-то силу. 

Заголовки: «Совет дома — миф?», «Распилам мир, война лесам», «Зачем лосям остров?», «Автомагистраль на Измайловском проспекте — в планах?», «Чиновничий „садизм“ на зелёных территориях». «Скажем НЕТ! монетизации Измайловского лесопарка», «Санитарные вырубки по-Измайловски», «Ода теплотрассе».


4. Сообщества и личные блоги

Для того чтобы получать информацию о районе, не всегда нужны классические СМИ и профессиональные журналисты. В интернете каждый может сам стать корреспондентом собственного гиперлокального СМИ и формировать местные сообщества. Для этого есть форумы формата 90-х годов, блоги, «ЖЖ» и главная сила — «ВКонтакте» и Facebook.

Форум «Тёплый Стан»

ДАННЫЕ: Наиболее активный из всех районных форумов Москвы. Каждый день здесь появляется более десятка тем. (На форумах других районов дела обстоят похуже: в день туда заходят всего несколько десятков посетителей, а новые темы создают по две-три в неделю).
О ЧЁМ ПИШУТ: Локальные темы вроде реконструкции улицы Островитянова и опасного нерегулируемого перехода и более широкие, например, путинская Россия и проблема мигрантов.

ЖЖ-сообщество «Царицыно»

ДАННЫЕ: 282 подписчика.
О ЧЁМ ПИШУТ: Отчёты о собраниях, анонсы праздников, исторические справки о районе, проблемы района.

ЖЖ Веры Кичановой, муниципального депутата Южного Тушина

ДАННЫЕ: 2 137 подписчиков
О ЧЁМ ПИШЕТ: О новом главе избиркома, сносе ветеринарной клиники; о расследовании о пропаже денег, выделенных на мониторинг деятельности муниципальных депутатов; встрече с префектом, переговорах с управой, обходе домов в Южном Тушине.

ЖЖ Владимира Гарначука, муниципального депутата Тропарева-Никулина

ДАННЫЕ: 343 подписчика.
О ЧЁМ ПИШУТ: О проверке работы поликлиники, о детских садах, предвыборных обещаниях, отчёты о встречах, итогах года депутатства, рейдах на бомбил.


«ВКонтакте»

Сообщество районов «ВКонтакте» очень разные — всё зависит от создателя группы: что им движет, сколько ему лет и о каком районе идёт речь. Разнятся группы по количеству подписчиков и темам для обсуждения. Где-то делятся рецептами блинов и говорят о погоде, в других можно посмотреть старые фотографии района, узнать о публичных слушаниях, обсудить проблемы управляющих компаний и ЖКХ. Третьи вывешивают объявления о продаже хомяка или обмене книгами. В таких сообществах состоят от 40 до 7 000 человек. Но многие группы практически не обновляются. Тем не менее можно выявить общий посыл: жителей действительно волнует решение районных проблем. Развлекательные новости появляются реже, но иногда проскакивает информация об открытии нового кафе или организации бегового клуба.

«РАЙОНЧИК МИТИНО»
5 140 подписчиков

«ТИПИЧНОЕ МАРЬИНО»
6 695 подписчиков

«О Т Р А Д Н О Е» (РАЙОН ОТРАДНОЕ)
3 514 подписчиков

«БРАТСТВО ЯСЕНЕВО»
4 227 подписчиков

«КРЫЛАТСКОЕ.РУ»
1 617 подписчиков

«СОКОЛЬНИКИ»
1 229 подписчиков

Источник: The Village

Outdoor Галерея. Лучшие кейсы в наружной рекламе Buman Media: промо-акции в социальных сетях никому не нужны
Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 Realweb Digital Index 2024
2 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
3 MGCom №1 Digital Index 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.