Общественное ТВ – за и против
Обещанию Дмитрия Медведева разработать закон о создании в России общественного телевидения исполнилось уже больше месяца, однако никакие документы на эту тему в Госдуму пока не поступали. В то же время у этой идеи президента нашлись не только горячие сторонники, но и достаточно убедительно аргументирующие свою точку зрения противники
Тема создания в России общественного телевидения, которая как-то ушла на второй план, вдруг вновь оказалась в центре внимания СМИ. Напомним, что сразу же после заявления президента РФ Дмитрия Медведева о необходимости создания независимого от государства и частных инвесторов телевизионного канала, "Росбалт" попросил прокомментировать эту идею одного из разработчиков соответствующего закона Михаила Федотова, который возглавляет совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Федотов тогда предложил строить общественное телевидение на базе государственной ВГТРК (подробнее читайте здесь).
С тех пор тема как-то ушла на задний план, однако на днях в СМИ начали появляться предположения, что общественный телеканал может быть создан на основе ТВЦ или телеканала "Звезда", принадлежащего Минобороны. Стоит отметить, что эти варианты куда менее амбициозны, чем перепрофилирование под запросы гражданского общества огромной махины ВГТРК, в состав которой входит одна из трех "главных кнопок" российского ТВ – телеканал "Россия 1".
Более того, некоторые эксперты из числа тех, кого "Росбалт" попросил оценить перспективы реализации идеи Дмитрия Медведева, вообще выразили сомнение в необходимости создания в нашей стране такого типа СМИ, как общественное телевидение.
В их числе оказался член Общественной палаты, публицист и телеведущий Максим Шевченко. По его словам, у нас уже есть "Первый, Второй каналы и НТВ, которые смотрят 80% россиян". "Чем не общественное телевидение?", — спрашивает он.
Шевченко высказался категорически против создания общественного телевидения на базе любого из существующих сейчас в России телеканалов. "Все существующие каналы российского телевидения хороши", — считает Шевченко — "Зачем ломать уже действующий бизнес?". "Каждый телеканал — это производства, в которые инвестированы десятки, а то и сотни миллионов долларов, в которых работают десятки тысяч людей", — говорит он.
Шевченко также высказал сомнение насчет целесообразности работы над созданием общественного телевидения, "без концептуального обсуждения" этой идеи. По его мнению, такое телевидение должно стать местом для "общественных дискуссий, а не наступательным оружием в руках одной из политических группировок".
"Я считаю, что при общественном телеканале должен быть создан некий наблюдательный совет с очень большими полномочиями, куда вошли бы, по крайней мере, представители парламентских партий или какие-то общественно значимые фигуры, как левого, так и правого спектра", — заявляет Шевченко. "Если там будет, скажем, Михаил Федотов, я настаиваю на том, чтобы там был и Александр Проханов (главный редактор газеты "Завтра" — "Росбалт"), левые и правые, христианские демократы, единороссы, коммунисты и другие политические силы", — поясняет он.
Шевченко также полагает, что генеральный директор общественного ТВ "должен быть просто менеджером, профессионалом-технологом, который никак не декларирует свои политические взгляды и подчиняется совету директоров общественного телеканала, состоящему из представителей разных политических партий". При этом он должен "принципиально воздерживаться от любых политических высказываний". Топ-менеджмент общественного телевидения "должен быть вне политики, иначе доверия к нему не будет", — считает Шевченко.
При этом публицист вовсе не уверен, что общественный телеканал станет популярным у зрителей. В этой связи, Шевченко привел пример "великолепного, потрясающего канала "Культура", на котором идут прекрасные интеллектуальные ток-шоу и который смотрят всего полтора процента телезрителей".
Михаил Федотов ранее предложил финансировать общественное ТВ из трех источников: за счет госбюджета, добровольных пожертвований и дополнительного налога на рекламу на коммерческих и государственных телеканалах. Максим Шевченко высказал опасение, что "реализация идеи Федотова ляжет нагрузкой на наши карманы".
Сторонником создания в России полноценного общественного телеканала выступает президент фонда "Центр политических технологий" Игорь Бунин. Он заявил "Росбалту", что общественное телевидение необходимо России, "потому что в стране должен быть хотя бы один независимый телеканал".
При этом политолог отметил, что в последнее время даже зависимые от государства и бизнеса телеканалы "стали пускать в эфир оппозиционеров вроде Бориса Немцова, Владимира Рыжкова, и даже чуть ли не Алексея Навального". Однако Бунин уверен, что эти телеканалы "все равно до сих пор действуют подконтрольно и до сих пор там сохранились списки тех, кого можно, а кого нельзя допускать к эфиру".
Говоря о той основе, на которой мог бы быть создан новый телеканал, Бунин отметил, что "ТВЦ по охвату аудитории — вполне нормально, этот канал мог бы стать общественным телевидением, хотя, конечно, идеально для этой роли подошла бы ВГТРК". Однако, по словам Бунина, глава ВГТРК Олег Добродеев уже заявил, что не надо портить хорошо работающий канал. "В общем, сопротивляется", — констатирует эксперт.
Бунин согласен с тем, что пока нет ответа на два главных вопроса: кто будет руководить этим общественным каналом и откуда брать на него деньги. "Как известно, британское "Би-Би-Си" получает средства налогоплательщиков, а у нас они вряд ли захотят выкладывать за него свои деньги", — говорит политолог.
В то же время Бунин полагает, что "если государство будет оплачивать работу общественного ТВ, то оно и назначит туда своего проверенного человека, как это было сделано на Первом и Втором каналах".
Есть известное выражение о том, что каждое общество имеет то правительство, которое оно заслуживает. Думается, что эта фраза вполне применима и к телевидению. Пока еще даже толком не начатая история с организацией в России общественного ТВ вполне может стать лакмусовой бумажкой, которая покажет степень зрелости нашего общества.
Источник: Росбалт