23 Января 2012 | 11:53

Контент в интернете: иногда они платят

Долгие годы в интернет-среде бытует мнение о том, что лучший способ бороться с воровством интеллектуальной собственности - это добровольно распространять ее бесплатно. Однако авторы не перестают нуждаться в оплате труда, и приходиться искать некую альтернативу

image

Борьба правообладателей и онлайн-пиратов продолжается столько же, сколько существует сам интернет. Очередной горячей темой стал готовящийся в США закон Stop online piracy act (SOPA, "Акт против онлайн-пиратства"), который грозит американцам не только фактической цензурой в интернете, но и проблемами развития интернет-рынка. Ответом на законопроект стал шквал негативных публикаций. Обозреватель Digit.ru составил краткий обзор "историй успеха", позволявших авторам и правообладателям выживать в жестоком мире интернета.

Платить или не платить?

Долгие годы в интернет-среде бытует мнение о том, что лучший способ бороться с воровством интеллектуальной собственности - это добровольно распространять ее бесплатно. Однако авторы не перестают нуждаться в оплате труда, и приходиться искать некую альтернативу. Предприниматели, работавшие по данной модели, смогли сформировать два основных источника дохода: реклама и пожертвования (модель "плати сколько хочешь").

Несмотря на то, что почти каждая новость о запуске "условно-бесплатного" сервиса для продажи музыки, кино, игр или книг по-прежнему интересна, первые подобные сервисы появились давно.

Jamendo

Французский музыкальный сервис, запущенный в 2005 году, предлагает своим авторам сразу оба источника дохода. Любой исполнитель может предложить слушателям внести пожертвования (не менее 5 евро), в этом случае администрация Jamendo получает лишь небольшую комиссию за перевод на PayPal-аккаунт музыканта. Во-вторых, исполнители получают половину выручки от рекламы, размещенной на своей странице.

Сама музыка бесплатна и распространяется по лицензии Creative Commons (как, например, статьи в Wikipedia), что позволяет использовать ее в различных целях, в том числе в коммерческих. К апрелю 2011 года на сайте было размещено около 45 тысяч альбомов 25 тысяч исполнителей. Информации о выручке или прибыли нет.

Несмотря на то, что создатели Jamendo называют свое детище "площадкой для бесплатной музыки номер один в мире", совершить революцию им не удалось - на сервисе почти не найти исполнителей, о которых знал бы кто-то, кроме родственников и друзей самих музыкантов. Тем не менее, сервис нашел применение - например, музыка из Jamendo часто используется авторами подкастов и видеоблогов на YouTube, так как за ее воспроизведение в сюжете не нужно платить отчисления. Также сервис по умолчанию доступен почти на всех популярных Linux-системах, так как их разработчики симпатизируют движению музыкантов-альтруистов.

Эксперимент Radiohead

Британская рок-группа Radiohead в 2007 году выпустила альбом In Rainbows в интернете, по системе "плати сколько хочешь" - еще до того, как диск будет выпущен на физических носителях. Radiohead выложили альбом не только в MP3, но и в высококачественном формате FLAC, который позволяет получить качество не хуже, чем на диске. К моменту выпуска традиционного альбома онлайн-продажа была прекращена.

Мотивы поступка остались загадкой - к тому времени группа не выпускала новых альбомов четыре года, и контракт со звукозаписывающим гигантом EMI подошел к концу. Нельзя исключить то, что группа просто решила таким образом привлечь к себе внимание.

Представители группы никогда не раскрывали результатов своего эксперимента, ограничившись общими фразами: мол, бесплатно почти никто не скачивал, большинство потом купили диск. Однако данные сторонних опросов ставили под сомнение эти результаты. Кроме того, альбом по-прежнему успешно расходился в файлообменниках.

Следующий альбом The King Of Limbs тоже выпущен в 2011 году на сайте группы, но уже по фиксированной цене. Отсюда можно сделать вывод: Radiohead понравилось распространять музыку в интернете, но играть с "бесплатностью" группа больше не хочет.

Kroogi

Российско-американский аналог Jamendo был запущен в 2008 году, но подошел к проблеме более глобально: на сайте можно найти не только музыку, но и картины, фотографии, видеоработы и литературные произведения. Все материалы продаются по системе "плати сколько хочешь".

На сайте размещены работы 45 тысяч исполнителей - что уже больше, чем у оригинального проекта. Согласно официальным данным от создателей "Кругов", около 20% посетителей платят авторам, но данных о конкретной выручке нет. Также, в отличие от Jamendo, на "Кругах" много известных в России музыкантов: "Аквариум", "т.А.Т.у.", Flёur, Animal ДжаZ, tequilajazzz, Markscheider Kunst, "Колибри" и другие. Также есть и известные писатели, например, Евгений Гришковец.

Концепция "Кругов" предполагает, что размещая различные виды произведений на одном сайте и сводя вместе различных художников, можно создать многожанровое артистического коммьюнити, площадку для общения авторов и пользователей. Большой акцент делается именно на общении - на сервисе можно проводить мастер-классы, конкурсы и пр.

Таким образом, "Круги" создали площадку для распространения работ российских авторов, для которых интернет является одним из основных - или даже единственным - способом завоевать внимание аудитории.

Flattr

Сервис Flattr (от "flatter" - "польстить"), появившийся в 2010 году, предложил интересный способ для выплаты пожертвований авторам бесплатного ПО, блогерам и создателям веб-проектов. Пользователь заранее определяет, сколько он готов выплатить пожертвований за месяц (минимум 2 евро). Программисты имеют возможность установить на своем сайте кнопку Flattr, напоминающую кнопки Facebook или Twitter. Нажимая кнопки на протяжение месяца, пользователь набирает состав проектов, между которыми будут распределяться его пожертвования. К концу месяца суммы определятся и будут автоматически переданы разработчикам.

Проект привлек внимание в декабре 2010 года, когда его пользователи получили возможность направлять пожертвования в пользу WikiLeaks, известного проекта по сбору конфиденциальных документов. Напомним, что на тот момент от скандального сайта отказались MasterCard, Visa и PayPal, фактически отрезав создателей от всех источников дохода.

Концепция Flattr становится еще интереснее, если учесть, что проект постепенно развивается в сторону "микроплатежей" для предметов вне интернета - например, уличных выставок, плакатов с социальной рекламой и так далее. Для этого достаточно разместить на объекте QR-код, который должен быть распознан смартфоном "микромецената". В конечном счете, даже в интернете Flattr постепенно отходит от своих корней и начинает применяться не только для оплаты ПО.

Humble Indie Bundle

Один из немногих "условно-бесплатных" проектов, не стесняющихся показывать результаты деятельности - уже поэтому его можно считать и одним из самых успешных. Humble Indie Bundle - это сборники игр независимых разработчиков, которые распространяются по системе "плати сколько хочешь" в течение двух недель. С мая 2010 года было выпущено четыре полноценных "бандла" и четыре тематических (например, содержащих игры только одной студии), в каждом в среднем около пяти игр.

Первый полный бандл выручил около 1,27 миллиона долларов, и каждая следующая акция оказывалась все успешнее - в случае четвертого выпуска было получено уже 2,37 миллиона. Малые бандлы собирают в среднем около миллиона долларов каждый, так как в них входит меньшее количество игр и, как правило, только от одного разработчика. Для индустрии независимых игр Humble Indie Bundle стал самой важной историей успеха с момента появления интернет-магазина Steam.

Любой сервис типа "плати сколько хочешь" сталкивается с тем, что пользователи стараются заплатить минимальную сумму. Последний Humble Indie Bundle был продан тиражом в 435 тысяч копий, причем средняя цена составила 5,45 доллара. Почему так получается? Потому что организаторы акции предлагают пользователям бонусы за установление цены выше средней (которая обновляется в реальном времени). За большие деньги можно получить доступ к предыдущим "бандлам", бонусные игры, саундтреки к играм и другие дополнительные материалы. Получается, что за 5-7 долларов можно купить сразу десять игр - так почему бы и нет?

Но дело не только в хитрости с ценой. Humble Indie Bundle удается завоевать лояльность покупателей сразу множеством способов, и те, в свою очередь, оказываются более чем благодарны организаторам и разработчикам.

Во-первых, прежде чем расстаться со своими пятью долларами, покупатель может до последнего цента расписать то, каким образом его платеж будет распределен между организаторами акции, разработчиками игр, а также благотворительными организациями. К сожалению, между разработчиками платеж распределяется поровну, отдать предпочтение какой-либо игре нельзя.

Во-вторых, разработчикам удалось учесть все стандартные жалобы пользователей. Не любите DRM? Пожалуйста, игры в HIB не имеют защиты от копирования вообще. Хотите скачивать игру через Steam? Вот вам ключ. Хотите скачивать быстрее? Вот вам ссылка на официальный торрент-файл. Такое отношение вызывает по меньшей мере уважение.

В-третьих, все игры в составе HIB доступны для всех платформ: Windows, Mac OS X, Linux. Традиционно, альтернативные системы страдают от недостатка игр, и организаторам акции удается заполнить эту брешь. Часто версии той или иной игры для Mac или Linux впервые выпускались именно для HIB. Более того, по данным организаторов, суммарно пользователи "ОС-меньшинств" приносят почти половину всех доходов. Средняя сумма выше всего у пользователей Linux.


Процент доходов первого Humble Indie Bundle от продажи версий для различных ОС

В составе HIB выпускаются многие известные инди-игры: World Of Goo, Osmos, Darwinia. Также выпускалась игра российского происхождения, Hammerfall, официально издаваемая в России на дисках компанией "1С".

К сожалению, основной проблемой HIB остается принципиальный паритет при распределении доходов между разработчиками-участниками. Более успешные разработчики чувствуют, что на их шеях "сидят" игры, которые никогда бы не привлекли пользователей. Многие эксперты опасаются, что со временем организаторам будет все сложнее привлекать успешных разработчиков, либо отказаться от продвижения совсем малоизвестных игр. Однако пока что такого не наблюдается.

Тем не менее, успех HIB невозможно отрицать - проект породил множество менее известных клонов (в том числе, среди разработчиков игр для смартфонов). В апреле 2011 года проект получил инвестиции в объеме 4,7 миллиона долларов на развитие проекта.

Зачем платить больше?

Условно-бесплатная модель сама по себе не стала панацеей в борьбе авторов за выживание. Этой модели так и не удалось убедить известных музыкантов, режиссеров и писателей в том, что лучше надеяться получить хоть что-то, чем не получить ничего. Поэтому все перечисленные сервисы так и не вышли из "андеграунда".

Тем не менее, благодаря этой модели появились многочисленные успешные площадки для продвижения молодых авторов. К примеру, недавно представленный сервис Google Music имеет специальный раздел для работы с инди-музыкантами - продажа музыки в нем во многом напоминает продажу мобильных приложений в Apple App Store или Android Market.

Наконец, этой модели не удалось победить пиратов. Если что-то можно скачать бесплатно или за маленькие деньги, это еще не повод не скачать этот же продукт с торрент-треккера - слишком сильна привычка. Инновационность играет большую роль, чем бесплатность - это видно на примере HIB и Flattr. Получается, что самый эффективный способ борьбы с файлообменниками - предложить что-то, чего не может дать традиционный диск с фильмом, альбомом или игрой. К примеру, в 2009 году российская рок-группа Lumen выложила свой альбом "Мир" на своем сайте. Однако покупатели лицензионного диска получали в комплекте билет на концерт, что обусловило успешные продажи.

Как выясняется, пиратов можно победить и без строгих законов. В США еще в мае 2011 года легальный платный видеосервис Netflix обошел по объему интернет-трафика пиратские сайты. Компания-разработчик, более десяти лет продававшая DVD-диски, постепенно отказывается от традиционного бизнеса. Как это получается? Дело в том, что качать пиратские фильмы, как ни странно, не слишком удобно - пользователь не всегда уверен в качестве картинки или озвучки, в доступности субтитров, да и для начала просмотра файл придется скачать полностью. Наконец, для многих современных устройств файл придется конвертировать. Восемь долларов в месяц за возможность избавиться от всего этого - не так уж и много. Netflix работает на всех мыслимых устройствах и позволяет начать просмотр фильмов немедленно.

В России, к сожалению, это пока невозможно. Бесплатные сервисы (например, Ivi), ориентированы, в первую очередь, на старые фильмы, а на платных площадках один фильм часто стоит как вся подписка на тот же Netflix.

В мае 2011 года магазин Amazon заявил, что начал продавать больше электронных, чем печатных книг. Тактика крупного интернет-магазина крайне дальновидна. Несмотря на то, что печатная индустрия пострадала от пиратов меньше других, Amazon заранее начал двигаться на этом рынке, предложив механизмы для продажи малой прозы и работ начинающих авторов. Также приложения Amazon существуют для всех устройств, так что библиотека пользователя всегда будет с ним.

Другой лакомый кусок для пиратов, игры, успешно занят магазином Steam от компании Valve (разработчика игр серии Half-Life). Разработчики неоднократно замечали, что продажи у них идут успешно даже в России. Рубль - одна из четырех официально поддерживаемых валют в магазине. Правда, для этого Valve пришлось вынудить разработчиков снизить цены для России (поэтому некоторые игры у нас просто не продаются). Поддерживаются и характерные для нашей страны способы оплаты, например, терминалы Qiwi, "Яндекс.Деньги" и WebMoney. Как выясняется, платный сервис успешно может существовать и у нас.

Для того, чтобы выжить в интернете, отдавать контент бесплатно не только необязательно, но и вредно. Секрет успеха заключается в комбинации выгодной цены и уникальных возможностей.

Источник: DigIt.ru

Как повысить продажи при помощи социальных сетей Пять правил удачного корпоратива от Euro RSCG 4D
Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.