Обломовщина вместо кризиса


Медиа | 26 Апреля 2010 | 7

Обломовщина вместо кризиса
Что произошло с Rambler и почему

На прошлой неделе появилась новость, что на Rambler нашлись покупатели. Раньше у меня возникал вопрос, когда же его уже продадут, и первая мысль, когда я узнал о возможной покупке старейшего рунетовского поисковика, была: «Наконец-то!». А потом: «Кому он сейчас нужен?». Потом я узнал, что покупателей не удовлетворила цена. По всей видимости, будет торг.

У моего друга  есть автомобиль – «девятка», ей восемь лет, она уже начала ржаветь. Александр  давно не меняет дверь с огромной вмятиной от столкновения с грузовиком, эта машина больше никогда не поедет прямо, если отпустить руль, он заезжает в автосервис минимум раз в месяц, чтобы починить в ней какую-нибудь мелочь и т.д. и т.п. Не могу себе представить торг за такую машину. Как ее вообще можно переоценить? Но в России возможно и не такое.

Как-то раз я по профессиональной надобности обращался за комментариями о Рамблере к его конкурентам. Естественно, я не рассчитывал получить комментарии под диктофон, но меня заверили: «Рамблер уже не воспринимается как конкурент. Мы можем спокойно его хвалить или ругать».

Вот цитата из статьи Infox.ru недельной давности: «Директор по связям с общественностью холдинга «Профмедиа» Екатерина Долгошеева категорически опровергает планы холдинга по продаже Rambler. «Эта информация нисколько не соответствует действительности. Интернет был и остается для нас одним из основных направлений бизнеса», — говорит она».

Чуть меньше четырех  лет назад, общаясь с тогдашним  генеральным директором Rambler Media Group Ириной Гофман, я услышал от нее почти дословную фразу: мол, интернет – основное направление бизнеса, локомотив. После первых шести месяцев 2006 года RMG впервые за долгое время показала прибыль, в первую очередь – за счет огромного роста рынка интернет-рекламы, и в компании тогда, по крайней мере, официально не скрывали своего оптимизма, хотя Rambler уже тогда терял свою долю в интернете. Потом компанию приобрел холдинг «Проф-медиа».

Вот еще один анекдот: пару лет назад один из членов совета директоров Рамблера в частном разговоре на вопрос, как нормальный человек может здесь работать, ответил собеседнику: «Ты не понимаешь. Рамблер – это идеальная с точки зрения акционера компания. От менеджмента вообще ничего не зависит». В этом месте надо смеяться.

За четыре года в  компании ничего не изменилось. Менялся  менеджмент, тенденциозно уменьшалась доля рынка, в конце 2009 года был проведен делистинг акций компании с Лондонской биржи. Все это напоминает процесс разложения.

Интернет – такая штука, где развиваться можно бесконечно, и где деградация возможна только в двух случаях. Первый – закончились деньги. Это явно не про Rambler. Второй – нужно просто ничего не делать. И, похоже, в Rambler с этим прекрасно справляются вот уже много лет.  То, что у них до сих пор есть своя аудитория (которая стремится, впрочем, к нулю), некоторые склонны считать чудом природы. Чуда здесь никакого нет, а есть явление инерции. Инерция, кстати, в переводе с латыни значит «бездеятельность».

Кто купит Rambler и за сколько – совсем другой разговор, и в данном случае это не так важно. Купит, допустим, Google, которому хочется не сильно отставать от Яндекса, купит за $170 млн., вместо $200 млн., на которых настаивают акционеры. Важно здесь другое. Почему все это произошло с Рамблером, у которого были все возможности надолго занять ведущее положение в Рунете? Ежегодно повторяющиеся, порой до комичности похожие друг на друга заявления пресс-служб и менеджмента поисковика и «Проф-медиа» о важности интернет-направления напоминают мечты горемыки Обломова – прекрасного, в сущности, человека, с высокими идеалами и большими, нормальными планами на жизнь.

«- А был не глупее других, душа чиста и ясна, как  стекло; благороден, нежен, и – пропал!

- Отчего же? Какая  причина?

- Причина…какая  причина! Обломовщина!».

Обломовщина, хандра, русский сплин – необъяснимые и внезапные явления в русском характере, которые заметили писатели в своих соотечественниках почти двести лет назад, живы до сих пор и способны завалить любой, даже самый перспективный проект. «Одноклассники», появившиеся на рынке несколько раньше «Вконтакте», с января прошлого года уступают в посещаемости своему главному конкуренту, и чем дальше, тем больше. «Вконтакте» вышла на западный рынок. С 2012 года сеть планирует поддерживать двести языков. На «Одноклассниках» только три недели назад появились игры.

О скольких российских интернет- и hi-tech компаниях знают во всем мире? Это риторический вопрос. Еще более риторический: почему дела обстоят именно так.

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации


doc id = 8945

Спецпроекты

Новости партнеров

Be online, go offline!

Все события

Календарь

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама