Война за поисковое пространство: как использовать изменения «Яндекса» и Google для сохранения и роста бизнеса
Маркетинг в поисковых системах поможет пережить кризис и увеличить долю на рынке в перспективе. Главное, понимать правила игры
Поисковая выдача в 2020 году напоминает метро в час пик. Сидячие места заняли «льготники»: реклама и сервисы поисковиков вроде «Яндекс.Дзена». У поручней — крепкие ребята-агрегаторы. Остальные сайты скромно жмутся у дверей вагона. Некоторые догадываются, что толкаться за места бессмысленно — до станции «клиенты» так не доехать. Наверное, стоит наладить отношения с теми, кто сидит и у поручней и ехать вместе, но как?
Почему классическое продвижение сайтов в поисковиках дает сбой
Привлекать клиентов из поисковых систем выгоднее, чем из других каналов
интернет-маркетинга. Раньше для этого достаточно было оптимизировать сайт и
занять верхние строчки в результатах поиска. Сегодня стратегия вряд ли
сработает в сегментах, где есть деньги и конкуренция. Но главная проблема в
другом. Компании, которым удается удерживать сайт на верхних строчках выдачи,
отмечают, что посещаемость из поиска растет хуже, чем раньше, или вообще
снижается. Давайте разберемся, почему так происходит и что предпринять, чтобы
расти в новых условиях.
В прошлом десятилетии «Яндекс», Google и компания трансформировались
из справочников в рекомендательные системы. Справочники проверяли соответствие
сайтов поисковым запросам. Рекомендательные системы стараются показать
покупателям самые привлекательные предложения. Современные поисковики оценивают
не только сайт, а качество бизнеса, стоящего за сайтом, и учитывают при
ранжировании более 1800 факторов, а не только тексты, объем внешних ссылок и
техническую составляющую.
В новой парадигме сайты с гигантским ассортиментом, высокой посещаемостью и
конверсией, упоминаемые в социальных сетях, выглядят надежнее с точки зрения
поисковиков. По данным
исследования «Факторы ранжирования — 2019» в топ-3 «Яндекса» сайтов с
огромным ассортиментом почти 40%, в топ-30 — почти 20%, в электронной коммерции
— больше половины и больше трети соответственно; в сильно монополизированной
недвижимости — 86% и 54%. Суровая правда такова: если в сегменте
появляются маркетплейсы и агрегаторы, они со временем вытесняют из поиска
остальных игроков.
Структура поисковой выдачи тоже изменилась. Рекламы стало больше. В поиске
«Яндекса» по некоторым запросам доля платных объявлений превышает 50%. В Google
ситуация обстоит немного лучше — около 25% рекламы в поиске, но это только
пока.
«Яндекс» и Google выделяют в поиске больше места под десятки собственных
сервисов: «Маркет», «Дзен», «Путешествия», «Вакансии», «Видео», «Услуги»,
«Знатоки» и т. д. Таким образом они удерживают пользователей внутри своих
платформ.
Изменения в структуре выдачи приводят к тому, что посещаемость сайтов,
занимающих высокие позиции в поиске, снижается. В исследовании SparkToro
говорится о снижении CTR в органическом поиске Google до 41,4%. В «Яндексе»
ситуация еще хуже. Исследование прошлого года показало, что CTR первого места в
выдаче «Яндекса» — 32%.
Наконец, поисковые системы начали выходить на потребительские рынки и создавать
конкуренцию крупным и средним игрокам. Речь о «Яндекс.Еде»,
«Яндекс.Недвижимости», Google.Авиабилетах и т. д.
Конкурируйте не за позиции, а за поисковое пространство
Оптимизация сайта — минимальное условие для попадания в поле зрения
поисковика, но недостаточное, чтобы занимать высокие позиции в результатах
поиска. Бороться за позиции помогает поисковый маркетинг — комплексная работа
маркетологов, seo-специалистов и разработчиков над коммерческими,
поведенческими, социальными, техническими и другими факторами сайта и продукта
компании.
Делать ставку только на позиции в поиске — не единственная верная стратегия. В
некоторых сегментах подняться высоко не получится — там агрегаторы. А если
получится, то прирост посещаемости будет ниже, чем мог бы быть в прежние
времена.
Эффективнее продвигать сайты в поисковом пространстве и обеспечить максимальное
количество касаний продукта с пользователями поисковых систем (SSO —
Search Space Optimizaton или Оптимизация поискового пространства) . Под
поисковым пространством мы подразумеваем все информационные составляющие
поисковой выдачи, включая собственный наш сайт и сторонние площадки:
агрегаторы, маркетплейсы, служебные сервисы «Яндекса» и Google. Вот как это
выглядит в жизни.
Мы хотим увеличить посещаемость и продажи сайта сети химчисток и ателье по
ремонту одежды в Москве. Поисковая выдача по запросам в нашей тематике будет
выглядеть примерно так: в топе — «Яндекс.Карты» и 2gis, затем агрегаторы Zoon,
Blizko.ru, Profi.ru, Avito, «Яндекс.Услуги», в хвосте — три сайта ателье. Чтобы
охватить максимальное количество пользователей, необходимо продвигать сайт по
широкому числу запросов и обеспечить присутствие компании на площадках, которые
уже высоко ранжируются в поиске, включая агрегаторы (Zoon, Profi, Avito) и
служебные сервисы поисковых систем («Яндекс.Карты», «Яндекс.Услуги» и т.
д.).
Вот несколько рекомендаций, как это сделать:
1. Проанализируйте выдачу и выберите площадки, которые лидируют в поиске по
ключевым запросам.
2. Создайте уникальный контент для каждой площадки.
3. Учитывайте особенности каждого маркетплейса и агрегатора (дизайн, подача и
т. д.).
4. Используйте дополнительные инструменты для продвижения внутри площадки:
портфолио, статьи, отзывы и т. д.
5. Максимально детализируйте описание каждого товара, каждую страницу
аккаунта.
Стоит ли игра свеч
93% активности пользователей интернета начинается в поисковых системах.
Покупки — не исключение. По данным Data Insight, больше половины посетителей
российских интернет-магазинов приходят из «Яндекса» и Google. Наш
рейтинг видимости компаний в
поисковых системах демонстрирует, что у лидирующих интернет-проектов обычно
наиболее высокий показатель видимости в сегменте. А у быстроразвивающихся
проектов — наиболее высокая динамика прироста видимости. Например, молодой
сегмент интернет-аптек растет на 60–70% в год в основном за счёт органического
поиска — оттуда приходят 57% посетителей.
Если мы хотим развивать бизнес в интернете, то новые правила игры поисковых
систем придется принять. А чтобы научиться по ним играть, мы должны строить и
проверять гипотезы продвижения быстрее, чем делали раньше.