Анализ технотрендов 2019 года: ожидание и реальность


Digital | 20 Января 2020

2019 год уже закончился, но команде отдела инноваций Media Direction Group важно подвести его итоги. Мы сравнили технологичные прогнозы на 2019 год с тем, что было реализовано, выделили несколько наиболее популярных трендов и проанализировали их

Анализ технотрендов 2019 года: ожидание и реальность

5G 

Развитие скоростной сети 5G является ключевым барьером, влияющим на реализацию проектов на базе новых технологий, так как обещанного качественного скачка, с точки зрения скорости передачи данных, в 2019 так и не случилось. Проанализировав статистику венчурных сделок, мы увидели снижение интереса в области технологических стартапов и сделали вывод, что хайп вокруг AR/VR и ИИ поутих в связи с отсутствием качественных практичных решений. 

Нам обещали:

  • 5G должен был снабдить персональные устройства сверхбыстрым интернетом, низкой задержкой и повышенной надежностью;
  • По прогнозам Deloitte, в мире в 2019 году должна была начаться точечная реализация покрытия мобильной связи в стандарте 5G, а также около 20 производителей смартфонов должны были продать более 1,5 млрд мобильных устройств с поддержкой 5G и переносных 5G-модемов.

По факту:

Прогнозы реализованы частично. В апреле 2019 года Южная Корея стала первой страной, которая запустила коммерческие услуги пятого поколения. Тогда же связь 5G заработала в отдельных зонах Женевы, Лозанны, Берна, Цюриха и др. городов Швейцарии. В России официально еще не продается ни один смартфон, который бы мог похвастаться поддержкой 5G. Тем не менее в Москве существует несколько пилотных зон с 5G-покрытием, а планы по полноценному развертыванию 5G пока перенесены на середину 2020.

 

Описание: https://lh5.googleusercontent.com/w9322xgNX5oRWcLvI6rdO6V__wzarZ-VnfviB-iX1n5r4xWtdqqYj4xbjfY7UykChbeo62SDEj6ifLCYJ6yMtnzGgUBiNf_vo0OO-SnM7J4yvb5ZzxEK5Vv53v8mwAdlTElS1wWp

Есть нюансы:

Некоторые страны серьезно обеспокоены негативным влиянием технологий на здоровье и безопасность своих граждан. 5G значительно увеличит воздействие радиочастотных электромагнитных полей (RF-EMF) поверх существующих 2G, 3G, 4G, Wi-Fi и т. д.Существует масса исследований, подтверждающих, что радиочастотная электромагнитная сеть вредна для людей и окружающей среды. В ЕС группа из 170 ученых выступила с рекомендацией о прекращении развертывания сетей «нового поколения», пока не будет накоплена достаточная научно-исследовательская экспертиза о вреде 5G. Некоторые источники объясняют этим факт позднего старта развертывания сетей 5G в технически продвинутой Японии. Только к концу декабря 2019 Япония начала раздавать телеком операторам лицензии на работу с 5G, по прогнозам 50% покрытие 5G на всей территории страны будет осуществлено к 2025 году.

В России полноценное покрытие в рамках нужной частоты в 28 ГГц на данный момент обеспечить невозможно, утверждает «МегаФон». Тем не менее в мире есть успешные запуски 5G на частотах из диапазона 3,4–3,8 ГГц, которые в РФ используются для оборонных целей, в связи с чем Правительство РФ отказалось передавать их операторам связи. Доступные 4,4–4,99 ГГц меньше подходят для реализации проекта.

Описание: https://lh5.googleusercontent.com/Bl108UyqkALlqb1FImW_fuSjBAVoGGL0se9X330SPSO0FUW0y_hTdATWAjj_z7WUxmvHDuolFikXGPXxq8d12MskEa8PjaJ2IyN28nquU0b6rKRPJZnbiCZF_T_fyZCxBd6RII7l

Сегодня современные смартфоны работают на 4G и LTE, т. е. на частотах в промежутке от 450 МГц до 5,9 ГГц. Переход на 5G будет включать улучшения существующей инфраструктуры LTE, но определяющие характеристики 5G — это добавление новой части спектра в диапазоне от 24 ГГц до 90 ГГц. Индустрия договорилась называть этот диапазон mmWave (от «миллиметровые волны»), и они потребуют установки нового «железа» в телефон, дополнительного оборудования на вышки и больших изменений в схеме работы телефона и телефонной сети.

Интернет вещей 

Это различные решения в области подключенных к интернету устройств, соединенных с центром управления. Вопреки распространенному мнению, что IoT — это в первую очередь концепция «умный дом», такие решения востребованы бизнесом любого размера в различных индустриях, включая производство, логистику, продажи и пр.

Анализ технотрендов 2019 года: ожидание и реальность

Нам обещали:

По прогнозам International Data Corporation (IDC) 2018 года, глобальные инвестиции в IoT в 2019 году увеличатся на 15,4% и достигнут $745 млрд. По данным Computerworld, к 2019 году новые проекты и планы внедрения решений Интернета вещей представят 85% компаний: приложений умных городов и инфраструктурных проектов станет еще больше. 

В целом, 2019 год должен был стать активным для всех заинтересованных в экосистеме IoT. Необходимо было следить за ключевыми тенденциями — от увеличения числа подключенных устройств до распространения средств интеллектуальной автоматизации. Особого внимания заслуживают новые стандарты безопасности и конфиденциальности в условиях повышения вычислительной мощности устройств.

По факту:

Прогноз пересмотрели 6 декабря 2019 года, основываясь на фактическом росте в 9%. Это ухудшение прогноза исследователи объясняют финансовыми проблемами у основных потребителей оборудования для Интернета вещей — представителей малого и среднего бизнеса. Кроме того, сказывается нехватка идей и приложений в Интернете вещей, говорят AC&M-Consulting.

Тем не менее к 2019 году в области IoT в России уже реализовано множество крупных проектов. Одним из наиболее заметных и, можно сказать, завершенных проектов является переход российского ритейла на онлайн-кассы. Толчок к развитию этого рынка произошел в 2016 году, когда в законодательство РФ были внесены изменения, обязывающие торговые предприятия перейти на новую форму работы — передачу фискальных данных в режиме онлайн в налоговую. Сейчас этот сервис помогает создавать цифровой профиль покупателя и соединять его с картами лояльности, расширяя пул данных CRM для роста текущего бизнеса, а также создает новые бизнес-возможности, в том числе продажи этих данных сторонним игрокам для реализации рекламных кампаний. В ноябре 2019 г. вышла новость о том, что «Магнит» и «Эватор» запустили коммерческий проект на базе O2O — online-to-offline-технологий.

Отличный пример того, как это может работать в FMCG, —  кейс Extra (Orbit в России).

 

Для бренда Extra был придуман специальный алгоритм «The Bad Breath Index», который анализировал покупки на кассе и предлагал людям индивидуальные баннеры-сообщения с разными вкусами Extra. Чем сильнее приобретаемые продукты влияли на свежесть дыхания, тем более освежающий вкус Extra предлагался покупателю.

В Америке производитель мотоциклов и военной продукции Harley Davidson внедрил IoT-решения, чтобы отслеживать каждый этап работы на производстве. С помощью датчиков все станки соединили в общую сеть, по которой передавалась информация о каждом этапе сборки. Так компании удалось сократить простои и минимизировать сбои в работе оборудования. Раньше станки могли ломаться из-за высокой влажности или жары, но теперь микроклимат регулировали «умные» датчики — вплоть до частоты вращения вентиляторов. После внедрения всех этих решений выпуск серийных мотоциклов вырос на 25%. Если раньше на сбор одного «Харлея» требовался 21 день, то сейчас их собирают за шесть часов на базе IT-сиcтемы SAP.

В рамках форума «Интернет вещей», который прошел в Санкт-Петербурге в феврале 2019, обсуждались попытки реализации подобных систем на заводах в разных частях России. Спикеры делились опытом противодействия рабочих заводов установке оборудования, что приводило в результате к сворачиванию этих проектов.

Говоря об IoT решениях в области «умных» домов для личного пользования, «Яндекс» растит экосистему, которая управляется голосовым помощником «Алиса». На данный момент «Алиса» может управлять крупной и мелкой бытовой техникой LG, Samsung, Xiaomi, Philips, Redmond, включать и выключать свет и регулировать его мощность с помощью умных лампочек от «Яндекс», а также интегрироваться в другие системы, которые управляют подключенными устройствами.

Есть нюансы:

Большинство экспертов рынка IoT сходятся в том, что важнейшее препятствие на пути его более динамичного развития — это проблемы безопасности в самом широком смысле. Денис Сереченко, директор по развитию бизнеса Huawei Enterprise в регионе Евразия, уточняет, что развитие Интернета вещей сдерживают три момента: 

  • отсутствие стандартов информационной безопасности; 
  • большая наследственная инфраструктура без возможности интеграции IoT;
  • отсутствие устоявшейся бизнес-модели внедрения IoT-технологий. 

Александр Пивоваров, руководитель отдела разработки и внедрения AV-решений AUVIX, вспоминает в этой связи невеселую шутку: «буква S в аббревиатуре IoT означает „безопасность“».

Это подтверждается зарубежным опытом: «по мере дальнейшего расширения Интернета вещей потребность в управлении, обеспечивающем надлежащее создание, хранение, использование и удаление информации, будет возрастать», – отметил вице-президент Gartner по исследованиям Ник Джонс.

В декабре 2019 на Неделе Российского Интернета (RIW-2019) был подписан Кодекс этики использования данных. В него были включены принципы профессиональной этики при сборе, использовании и обработке данных; кроме того, он предполагает создание Реестра добросовестных участников. «Нам удалось сформировать ряд понятных и прозрачных положений кодекса», — заявил в ходе подписания председатель правления Института развития интернета (ИРИ) Сергей Петров. Документ подписали представители Mail.ru, «Яндекс», «МегаФон», Тинькофф, Сбербанк, «Киви», «ВымпелКом», ВТБ и другие.

Искусственный интеллект

ИИ — это широкое понятие, имеющее несколько областей применения, включая распознавание информации, ее осмысление и действия на базе анализа.

Нам обещали:

По оценкам экспертов аналитической компании Tractica, объем мирового рынка соответствующего программного обеспечения по итогам 2018 года достиг $8,1 млрд и в дальнейшем будет только расти на 31% ежегодно.

По факту:

Прогнозы оправдались и превзошли ожидания: в $139 млн оценивается российский рынок ИИ в 2019 году при объеме мирового рынка $36 млрд.

Самый нашумевший в 2019 пример из области распознавания лиц в бытовом переложении — это приложение Face App, способное состарить, омолодить и совершить другие модификации с лицом человека на загруженной фотографии. Приложение было создано россиянами из компании WirelessLab в 2017 году, но второе рождение оно пережило в 2019, когда его скачали более 72,3 млн раз по всему миру. Помимо состаривания и омоложения, приложение может «сделать» несколько видов макияжа, а также модифицировать лицо. В разные периоды своей работы приложение подвергалось критике за возможность изменить пол, расу или осветлить кожу у темнокожих, чем заработало популярность у представителей LGBT-сообщества и трансгендеров.

Описание: https://lh6.googleusercontent.com/QT655uYahTdKL9aLwBwi1-pq4Imq9UASoGuzTlo479yio0nmwZV08_OUizF9lYYlUo-lSzStZm1lsEQ-RSRb1VN4VmRQM_csbFx2sZaa4zrnvDGONATVIh_HOvpmuRHjTs-nXCbL

 

На октябрьской конференции Russian Tech Week в Сколково обсуждались реализованные проекты с использованием ИИ. Один из них — пример компании Unilever, которая в результате анализа повторяющихся процессов производства на своем заводе в Тульской области выявила, что порядка 30% процессов подлежат автоматизации, а также высвободила ~5% рабочего времени сотрудников, которое будет использоваться для решения более сложных задач. Это стало возможным благодаря автоматизированной системе обучения, включающей методы machine learning, применение чат-ботов и голосового распознавания.

 

Описание: https://lh6.googleusercontent.com/2Z1oVp8vXN1ART3iqEsdZV5dZGTbM0uGugodMIgJGzuMXBmeflsxqjKNyZOJqmLH0XuTyWSw9wTIQBUEbms6VtXGhHP1d1tQWwGQSjMlCo6rO3A57PaLlE_6BcbdCDUt2Y4W_dJn

 

На данной конференции также упоминался кейс Почты России, которая использовала голосового робота-помощника от компании Naumen, который позволил улучшить сервис при звонке в колл-центр и оптимизировать число операторов. Из 700 000 звонков, поступающих в колл-центр компании ежемесячно, робот правильно идентифицировал порядка 85% и полностью обслужил без подключения операторов 100 000 звонков.

В сети магазинов Х5 видеоаналитика нейронных сетей определяет количество человек в очереди и необходимость открывать или закрывать дополнительные кассы, делать дополнительную выкладку товаров и пр.

Но есть нюансы:

Несмотря на подтвержденную эффективность применения ИИ для бизнеса, существуют противники перепоручения стратегических решений машинам. «Нам психологически тяжело согласиться передать машинам контроль над сферами жизни, которые всегда зависели только от нашей воли. Еще больше нас пугает перспектива оказаться слабее собственного изобретения — в перспективе ближайших лет аналитики, начиная с Gartner и заканчивая Всемирным банком, пророчат человечеству массовую безработицу по вине повсеместной автоматизации», — заявил глава представительства Riverbed Technology в России и СНГ Александр Стулов.

Также в погоне за званием инноватора и запуском «сырых» продуктов могут возникать неадекватные «побочные эффекты», как это было с умным помощником «Олегом» от Тинькофф и его грубыми высказываниями в адрес клиентов. 

Благодаря визионерам появился список профессий, которые могут быть полностью заменены искусственным интеллектом. Среди них есть водители такси, общественного и грузового транспорта, которые могут лишиться работы из-за внедрения беспилотного транспорта. Однако PwC прогнозирует появление беспилотного общественного транспорта в крупных городах только к 2040.

3D-печать

Считается одной из ключевых технологий практически во всех отраслях реального сектора экономики. Технология введена в коммерческую эксплуатацию, спектр печатаемой продукции продолжает расширяться за счет экономии ресурсов на производство, снижения издержек на стоки, и главное — отсутствия отходов от 3D печати.

Нам обещали:

Объем мировых расходов на 3D-печать (оборудование, материалы, программное обеспечение и услуги) в 2019 году достигнет $13,8 млрд. Это на 21,2% больше, чем в 2018 году.

Мировые эксперты прогнозировали, что:

- 2/3 промышленных лидеров уже сейчас применяют АП в производственных процессах;
- к 2030 году 2/3 всей изготавливаемой продукции в мире будет производиться с напечатанным комплектующими;
- к 2030–2050 гг. в ряде производственных отраслей 3D-печать позволит печатать полностью готовую продукцию.

По факту:

Прогнозы оправдались. Наибольшая востребованность у технологии — в производстве функциональных деталей от космического сектора до производства бытовых товаров и одежды.

Одним из самых заметных событий 2019 года в этой сфере стало привлечение платформой 3D-печати Carbon порядка $680 млн венчурных инвестиций, при этом платформа повысила свою оценку на 40% по сравнению с 2017 годом. Carbon вывел отрасль 3D-печати на новый уровень — массовый. Ранее компания печатала полимерные детали для разных моделей Ford и Lamborghini, а также создавала другие околопромышленные компоненты. Но в 2019 году они начали печатать кастомизированные кроссовки для Adidas, параллельно осуществив мечту любого дистрибьютора — отсутствие стоков и затоваренности. 

В Бурятии при содействии Восточно-Сибирского Института Технологий был создан 3D-принтер Study Metall, который печатает из отходов металлического производства — в этом разработка бурятских ученых уникальна. Применение этой технологии позволяет существенно снизить стоимость производства даже по сравнению с мировыми производителями. Устройство может напечатать гаечные ключи, сложные крепежные изделия, медицинские имплантаты и даже скульптуры.

В апреле 2019 года в Израиле ученые впервые в истории напечатали сердце на основе человеческого, а не синтетического биоматериала. Руководитель проекта Таль Двир считает, что уже через десять лет человеческие органы будут печатать в лучших клиниках по всему миру.

В США, пожалуй, крупнейшим проектом станет печать космической ракеты. Проект намерена реализовать частная компания Relativity Space. 3D-ракета может полететь в космос уже в этом году. Relativity Space использует 3D-принтер Stargate величиной со здание.

Нюансы:

Развитые технологии 3D-печати могут с легкостью быть использованы в незаконных целях. Обмануть сканер отпечатка пальца на последнем флагманском смартфоне Samsung оказалось очень просто — достаточно создать нужный оттиск с помощью 3D-печати. Картинку отпечатка можно сфотографировать с поверхности бокала, а процесс печати займет всего 15 минут на 3D-принтере стоимостью $450. С помощью подобной техники можно обойти и блокировку по Face ID. Правда, для этого придется напечатать на 3D-принтере целую голову.

 AR/VR

Технология, отвечающая пожеланию взыскательного потребителя на новый «experience», позволяет создавать новые пространства для реализации ранее крайне трудоемких процессов, например обучение в разных отраслях.

Нам обещали:

Данные IDC говорят о том, что в 2019 году рынок VR/AR должен был составить уже $20,4 млрд:

Описание: https://lh5.googleusercontent.com/2C1DnaTxBXmQTrZ5HtSmx5PdERtwwvPzB8H57jvmTMM3xxxfmGtcaIuFu_fOH3a_6Q-JoH-6_rjFrtf2JcpHdchfsMRDCPOJ0PrPD8Lo8C_-M618-xsniK71if05Okv-wrU_QlhH

По прогнозу Digi Capitalist, суммарная капитализация рынка виртуальной и дополненной реальности к 2021 году должна составить $108 млрд, причем $83 млрд из них — это дополненная реальность в мобайле. Доход от использования AR-технологии на $20 млрд будет обеспечен продажей рекламы. Треть самых просматриваемых Instagram-сторис приходится на бизнес-аккаунты.

По данным Goldman Sachs, медицина станет первой отраслью после игровой по объемам инвестиций в VR/AR. К 2025 году VR в сфере медицинских услуг вырастет до $6,1 млрд.

В будущем AR выйдет на новый уровень. Apple планирует уже к 2023 году выпустить свои очки с функцией дополненной реальности и рассчитывает заменить ими привычные нам смартфоны. 

По факту:

Прогнозы оправдываются. По данным исследования Nielsen, 67% руководителей бизнеса считают, что AR/VR станут важными технологиями в течение трех лет. 

Технология дополненной реальности доступна на большинстве современных смартфонов, например, самая простая механика реализации AR — дополненная реальность в Instagram. Речь идет о формате «масок» и фильтров, которые стали очень популярными в 2019 году как у обычных пользователей, так и у брендов. С их помощью можно решать массу маркетинговых задач и получать высокую отдачу от вложений.

Описание: https://lh4.googleusercontent.com/5rfqMhcTYtISzrnUxcT30zNbS6Y4BG012fpKy4UfT1WcqFZ9l1laPkskcwZ5TWvFFqfKtKwq3zgwWRsQta7iBQRa1HOGVdaUqKUXvXJ5NbloGGejUERTj7Pal0Csl1SKrQffb954

Описание: https://lh4.googleusercontent.com/SOEk-h3uf_zcITtPZHcDfvZUR3nI8ZQ_VqFJNnHhCq_fFAcbDol2zD8m3XLdUF7KAYm2X2ul62rNF8IDLC9Nv269KgYCnBzIDmb9aWDwTq7civKu0WnompXl1P6BO4d618hOZlMa

Один из наших любимых кейсов с использованием дополненной реальности — комплексная кампания WWF & Coca-Cola, наглядно демонстрирующая опасность глобального потепления и его влияние на численность многих популяций животных, в частности  — полярных медведей, которые уже традиционно являются символами зимних кампаний бренда Coca-Cola. Для этого был воссоздан VR-сценарий таяния льдов и показаны изменения в жизни семьи белых медведей, а Coca-Cola разместила на банках и бутылках с напитком специальную метку, при наведении на которую камеры смартфона упаковка трансформировалась в домик полярного медведя.

Анализ технотрендов 2019 года: ожидание и реальность

Описание: https://lh4.googleusercontent.com/yMchqp91WjPM70oTgQ_7DflSkZvTmhbc8mkRhbiuP5g2prAXbeftQT7YG2hup6npCr4d8NcHQCTA6-naX4N0pp97xcrsX5oEiAjohK2bJzQpQmKKIkgqhAeRdMw0pe0iueFDMpF5

Описание: https://lh3.googleusercontent.com/flzMHgd3EKdzzTnZfvYqnTulMDdSTlg_1898WdBr2p6kfyE6FwjG2FjvlIOhivbxgbKTKYG28Hf1bg-aRunnVbcODMRpjGDEmrlZL6wQvSE-kBFoAbAVOb087iRmr9NO9lJqNemw

Еще один пример успешного применения AR/VR — улучшение пользовательского опыта с целью роста продаж товаров, которых на момент покупки еще не существует, например покупки квартир на этапе строительства. 64,4% опрошенных находят VR- и 3D-демонстрации полезными для оценки реальных размеров квартир, а по мнению 55,8% опрошенных, эти инструменты помогают сравнивать предложения от разных застройщиков.

В области онлайн-ритейла как в России, так и в мире наиболее перспективным форматом применения технологии AR/VR является виртуальный шоурум и создание реалистичных 3D-моделей товаров. К компаниям, которые начали внедрять такой VR, относятся Alibaba, IKEA, Amazon и Topshop. Одним из первых примеров формата можно считать Buy+ от Alibaba Group — это целый виртуальный торговый центр. 

В России такой шоурум представила компания «Петрович», которая в 2019 году на территории торгового центра Афимолл создала 3D-шоурум, в котором можно воссоздать свое жилье и примерить разные варианты отделки и декора и сразу же сделать заказ.

Ikea Place помогает понять, как тот или иной предмет мебели будет смотреться в интерьере клиента.

Еще один формат, которым увлечены практически все крупные компании, — это VR-симуляторы для обучения сотрудников.

Например, российско-американская компания Cerevrum, разработчик платформы обучения персонала «мягким» навыкам с помощью иммерсивных технологий, научила сотрудников Burger King общаться с гостями ресторанов по-английски. Партнером проекта выступила онлайн-школа английского языка Skyeng:

Анализ технотрендов 2019 года: ожидание и реальность

Cerevrum + Skyeng + Burger King

 

 

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации


doc id = 8945

Спецпроекты

Новости партнеров

Be online, go offline!

Все события

Календарь

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама