Боты в Твиттере стали многомиллионным бизнесом
На фальшивых аккаунтах и спаме хештегами в Твиттере зарабатывают не только в России. Журналисты The New York Times провели небольшое расследование и выяснили, что на этом рынке появляются уже многомиллионные компании
Впервые крупные издания обратили свое внимание на поддельные аккаунты как массовое явление в прошлом году, после того, как количество подписчиков кандидата в президенты США Митта Ромни увеличилось на 100 тысяч всего за несколько дней. Именно эта новость вдохновила компании вроде StatusPeople и SocialBakers на разработку веб-инструментов для определения «чистоты аудитории».
Но даже громкие скандалы вокруг ботов не удерживают людей от покупки поддельных читателей и ретвитов. Сам рынок стал более сложным. Во многих случаях почти невозможно отличить качественно сделанный фейковый аккаунт от настоящего. Люди, которые продают такие подделки, утверждают, что могут заработать на них до миллиона долларов за одну неделю.
Два итальянских специалиста по компьютерной безопасности Андреа Строппа и Карло Де Микели провели несколько месяцев, исследуя подпольную экономику Твиттера и обнаружили там процветающий рынок.
Существует множество сервисов, продающих поддельные твиттер-аккаунты, но Строппа и Де Микели ограничили свой круг исследования самыми популярными сетями, форумами и сайтами, включая Fiverr, SeoClerks, InterTwitter, FanMeNow, LikedSocial, SocialPresence и Viral Media Boost. Проанализировав количество выставляемых на продажу аккаунтов и исключив повторяющиеся, специалисты выяснили, что на данный момент в Твиттере присутствует около 20 миллионов фейковых учётных записей.
Боты обычно продаются партиями от одной тысячи до миллиона. Средняя стоимость тысячи ненастоящих фолловеров составляет 18 долларов. Продавцы «мертвых душ» хвастаются тем, что делают от 2 до 30 долларов на каждом фейке. По самым скромным подсчётам, объём рынка поддельных фолловеров может составить 200 миллионов долларов. Рынок в чём-то дублирует механику eBay — покупатели даже оставляют отзывы продавцам.
Фейковые аккаунты могут быть проданы нескольким покупателям одновременно — они и сами предпочитают, чтобы боты читали кого-то ещё и выглядели «живо».
Веб-инструменты, которые пытаются отделить фальшивые аккаунты от настоящих, часто смотрят на бездействие учётной записи или на отношение подписок к читателям. «Существуют специальные программы для создания ботов», утверждает Де Микели в интервью The New York Times. «Они учитывают каждую деталь. Некоторые фейки выглядят лучше, чем настоящие аккаунты». Самые востребованные боты твитят (или ретвитят) постоянно, имеют аватар и заполненное поле «О себе», или даже ссылаются на те веб-страницы, обладателями которых якобы являются. Но при пристальном рассмотрении оказывается, что такие аккаунты настроены на перепостинг материалов с конкретных сайтов.
По схожему принципу действуют и российские ботоводы, размещая ссылки, например, на статьи «Ленты.ру», из-за чего издание подозревали в покупке лайков.
«Посредники в последнее время не только продают ботов и фолловеров, но также создают бизнес по продаже ретвитов», пишут в своём докладе Строппа и Де Микели. Цены варьируются от 9 до 150 долларов в месяц (от 5 до 125 ретвитов в день, соответственно). К примеру, твиттер-аккаунт некой Cilia Poon имеет заполненное поле «О себе» (на китайском) со ссылкой на блог о здоровье (на китайском) и хранит около 17 тысяч однотипных записей.
Каждый из этих твитов — это ретвит постов аккаунта The Next Web, англоязычного техноблога (который, к слову, недавно писал про феномен ботов в Twitter). Каждый раз, как только The Next Web публикует новый контент, аккаунт Cilia Poon его ретранслирует.
Зи Кейн, генеральный директор The Next Web, говорит, что компании было известно о таких аккаунтах, но они никогда не платили за фолловеров или ретвиты. По его словам, это, скорее всего, результат работы разработанного The Next Web инструмента, spread.us, который позволяет людям автоматически постить в Twitter ссылки на контент издания. Компания прекратила продвижение этого продукта 8 месяцев назад, так как он не привлекал достаточное количество трафика.
Строппа и Де Микели заметили, что в то время, как в Facebook требуется наличие настоящей электронной почты для каждого пользователя, Твиттер подобных условий не устанавливает. Чтобы предотвратить появление ботов, сервис просит людей, создающих несколько аккаунтов с одного IP, разгадывать «капчу».
Исследователи побеседовали с одним торговцем ботами, который написал скрипт, способный создавать до 100 тысяч новых аккаунтов за пять дней.
«Это отличный бизнес», утверждает один из торговцев ботами, добавляя, что уже даже нанял пару фрилансеров. А защиту Твиттера, по его словам, способен «обойти даже ребенок».
Представитель Twitter, Inc. Джим Проссер считает, что сравнивать защитные системы Facebook и Twitter некорректно. «Twitter и Facebook различаются по отношению к личности. Facebook привязывает каждого человека к одному аккаунту, а в Twitter вы можете иметь несколько учётных записей. У нас разная философия», — объяснил Проссер.
Тем не менее, Проссер заявил, что Twitter занял активную позицию в борьбе с крупнейшими источниками поддельного и вредного контента. В прошлом году компания засудила злоумышленников, ответственных за создание пяти самых используемых спам-сервисов.
Он также заметил, что весьма сложно отличить поддельный аккаунт от настоящего. «40% наших пользователей лишь потребляют контент», говорит Джим. «То, что кому-то может показаться ботом, может оказаться человеком, который зарегистрировался, только чтобы кого-то фолловить — как моя мама (и моя тоже — прим. ред.), которая читает меня и моего брата, не заполняет графу «О себе» и никогда не писала своих твитов».
Источник: Tjournal