Бум новых профессий в маркетинге: от карт таро до метавселенных
С уходом многих брендов российский рынок изменился и создал условия для удачного рекламного продвижения. Это стало импульсом к появлению новых профессий, в том числе волшебных. Эксперты отрасли рассказали AdIndex о лучших должностях нового времени, их особенностях и лайфхаках, как привлечь и удержать таких специалистов
По данным АКАР, с 2023 года число должностей в маркетинге выросло в два раза по сравнению с 2022 годом. Новые профессии появились в клиентском сервисе, работе с креативом, продакшене, стратегическом планировании, управлении продуктом и ивент-менеджменте. Эти специалисты стали незаменимыми помощниками в повышении бренд-метрик бизнеса.
Что сейчас в моде
Для преимущества над конкурентами необходимо быстро подстраиваться под перемены на рынке. Сейчас у компаний сложились конкретные запросы к кадрам для того, чтобы сделать лучшую маркетинговую стратегию, предугадать потребности клиентов и создать для них эксклюзивный опыт. При таком подходе маркетинг становится более точным и результативным.
Кроме того, чем глубже нейросети пускают корни в повседневную жизнь, тем больше кадровый рынок уходит от выполнения рутинных задач. Машинам быстрее дается свобода — «отнять» у людей работу «на автомате». Чтобы не уйти во фриланс, надо обращать внимание на развитие творческого мышления для создания креативных идей. Также акцент все больше ставится на умении показать бизнесу свою результативность и эффективность.
Навыки экспертов, которые сегодня нужны рекламному рынку:
-
умение грамотно работать с нейросетями;
-
знание основ кибербезопасности;
-
интеграция инструментов дополненной реальности в РК;
-
ориентация в системах Big Data;
-
знание и опыт смежных направленностей.
По словам Алены Фуженко, руководителя отдела рекламы Webit, самые полезные профессии связаны с аналитикой данных и автоматизацией процессов. Например, маркетинговый аналитик по работе с Big Data помогает точно прогнозировать поведение потребителей, анализировать эффективность кампаний и находить точки роста. Специалист по управлению генеративным ИИ создает качественный контент. Это ускоряет процесс разработки креативов и их адаптации под разные платформы. Также он помогает автоматизировать процесс написания объявлений, подбора аудитории, анализа конкурентов и так далее. Аналитик данных с акцентом на рекламу находит скрытые закономерности в больших объемах информации и оптимизирует кампании на основе инсайтов.
Эти профессии особенно востребованы в эпоху цифровых трансформаций, так как позволяют компаниям быть на шаг впереди и поддерживать высокую релевантность рекламы.
Анастасия Евсеева, HR-manager Big Мedia:
«В первую очередь, специалисты ИИ-сегмента особенно важны для успешной реализации рекламных проектов. 40% компаний используют нейросети для создания контента, а около 20% маркетинговых команд выделяют до 40% бюджета на ИИ-кампании. Это подтверждает растущее доверие бизнеса к технологиям.
Кибербезопасность — тоже значимое направление в поддержании доверия аудитории, поэтому специалисты в этой области приоритетны. Также VR/AR-эксперты открывают новые горизонты для брендов, создавая интерактивные и почти осязаемые рекламные кампании, которые не просто привлекают внимание, но и формируют эмоциональную связь.
Кроме того, наблюдается рост интереса к трендсеттерам, reels-мейкерам и нейромаркетологам, которые умеют ловить изменения в настроениях аудитории и быстро подстраиваться под новые тренды, превращая их в креативный контент».
Анна Калугина, руководитель отдела подбора персонала Kokoc Group:
«Мы активно готовимся к переходу и поэтому усиливаем экспертизу в стратегии, ИИ-маркетинге и креативных коммуникационных историях для возможности любому клиенту получить в два клика нужное решение бизнес-задачи, что раньше было невозможно».
С развитием технологий спрос на разные специальности маркетинга только растет. Рекламные агентства для сохранения уровня лояльности клиентов и партнеров быстро находят новые кадровые решения. Здесь выгода зависит от индивидуальности проектов, триггеров команды и продуктов компании.
Например, как отметила Анастасия Евсеева, HR-manager Big Мedia, с этого года среди новых профессий выделяются Metaverse-специалисты и UX-копирайтеры. Они помогают брендам уверенно чувствовать себя в цифровых пространствах, что важно с учетом развития метавселенных. UX-копирайтеры создают удобные интерфейсы, обеспечивая комфортное взаимодействие пользователей с брендом в виртуальной среде.
Также эксперт поделилась, что растет спрос на контент-креаторов, умеющих адаптировать и генерировать нативный контент для молодой аудитории.
Ирина Артеменко, директор по персоналу ArrowMedia:
«Мы пересмотрели организационную структуру и внедрили новую должность — директор по развитию проектов. Этот специалист занимается определением перспективных направлений рынка, разработкой стратегии, оценкой рисков и поиском путей их минимизации. Особенность направления — постоянный мониторинг кейсов и трендов для определения успешного вектора движения. Собранная информация публикуется для команды в ежемесячной новостной сводке — Digital News».
Алена Фуженко, руководитель отдела рекламы Webit:
«Из новых профессий можно выделить мастера prompt-инжиниринга для генеративных ИИ (понимание, как “говорить” с машиной для достижения лучших результатов), специалиста по управлению User-Generated Content (анализ и модерация пользовательского контента) и эксперта по внедрению ИИ в маркетинг (сочетание глубокого понимания рекламных технологий с навыками работы с нейросетями)».
Сейчас компании начинают задумываться о создании в своей структуре специальных отделов для сотрудников новых профессий. Особо популярны креаторы, веб-дизайнеры, продюсеры и digital-специалисты, грамотно владеющие нейросетями.
Магические профессии: шутка на грани правды
Для улучшения имиджа, корпоративной культуры и роста продаж компании стали придумывать интересные должности. За последний год на профильных сервисах по поиску работы размещались вакансии на позиции HR-тарологов, в том числе в сфере IT и маркетинга.
С этой осени цены на услуги волшебников повысились как минимум в два раза. Круг обязанностей у таких специалистов разнообразный: от участия в собеседованиях потенциальных сотрудников до решающей роли в формировании бизнес-стратегии с помощью расклада карт.
Такие профессии — ответ на вызовы рынка, появляющиеся в результате развития технологий и изменения потребительских предпочтений. Через интернет люди могут изучать различные практики и получать образование. Это дает толчок к возникновению новых специалистов с нетипичными навыками, готовых предлагать свои услуги рынку.
Ирина Артеменко, директор по персоналу ArrowMedia:
«Запрос компаний на нестандартные профессии — стремление к более эффективному взаимодействию, повышению конкурентоспособности, а также желание приумножить результаты деятельности и усилить уникальность продукта.
Например, рыночный запрос на HR-таролога объясняется поиском компаний новых способов привлечения и удержания талантливых сотрудников в условиях высокой конкуренции. Такой специалист может предложить эксклюзивный подход к анализу и управлению персоналом, основанный на рациональном и интуитивном методе».
Алена Фуженко, руководитель отдела рекламы Webit:
«Нестандартные профессии — креативный инструмент, используемый компаниями для привлечения внимания к своему бренду. Теоретически, это может быть неплохим PR-ходом, особенно в маркетинге, где ценятся смелые идеи и люди. Однако с точки зрения экономики тут должны стоять реальные задачи, иначе профессия останется на уровне шутки.
Если нестандартные подходы действительно помогают развивать корпоративную культуру или предлагают свежий взгляд на развитие бизнеса, то почему бы и нет? Важно сохранять баланс между реальной пользой и имиджевым эффектом».
Нужны ли такие профессии рынку? Это реальные потребности некоторых компаний или отчаянные виды PR-активностей для привлечения внимания в мире, где часто говорят о нехватке кадров? Эти вопросы еще в Бермудском треугольнике.
Как заманить мастеров новых профессий
Даже в условиях бума новых профессий кадровый голод — по-прежнему актуальная проблема рынка. Основные проблемы при подборе специалистов в маркетинге:
Для работодателей:
-
нет релевантных опыта и навыков;
-
нет знаний узкого профиля, которые полезны для профессионального и личностного роста;
-
нет международного уровня знаний, нужного для нестандартных ситуаций.
Для сотрудников:
-
нет регулярного повышения мастерства (рынок всегда растет по числу трендов, технологий и новых форматов рекламы);
-
нет мастер-классов по укреплению командного духа (многие соискатели помимо уровня заработной платы обращают внимание и на комфортные условия труда).
Кроме того, в этом году спрос на удаленный или гибридный формат занятости вырос почти в два раза. С одной стороны, уже на этапе собеседования не все компании готовы идти на компромисс в выборе графика работы. У них считается эффективным один труд — в рамках офиса, потому что его можно полноценно контролировать. С другой стороны, специалисты новых профессий, которые приходят с главным запросом о совмещении основной и проектной работы. Такое различие ценностей между соискателями часто ведет к неудачным собеседованиям.
Виктория Ковалькова, главный менеджер по подбору персонала ArrowMedia:
«Основные сложности при поиске кандидатов — узкий рынок соискателей digital-рекламы. Мало специалистов новых направлений, поэтому помимо доступных источников поиска мы участвуем в digital-мероприятиях, заводим новые знакомства и налаживаем связи. Для эйчаров важно быть активными и узнаваемыми на рынке.
Еще развиваем внутренние коммуникации и корпоративную культуру с помощью клубов по интересам и участия в волонтерских программах. Также растим талантливые кадры в рамках программы “Школа стажеров”. Это создает комфортные условия работы и помогает быть интересными для соискателей».
Анна Калугина, руководитель отдела подбора персонала Kokoc Group:
«Для закрытия главных HR-проблем советуем компаниям организовать внутренние и международные стажировки и проекты для перспективных сотрудников. Чтобы решить вопрос дефицита знаний, можно рассмотреть партнерство с вузами и образовательными платформами для разработки специализированных курсов или программ по подготовке к новым профессиям.
Кроме того, работодатели могут привлекать зарубежных экспертов на удаленной формат или искать специалистов с международным опытом. Во время найма полезно включать творческие задания, которые оценивают креативность, и тестировать подход к решению проблем. Это выявит гибкость мышления кандидатов для решения специфических задач».
Появление новых профессий продолжится. Если некоторые из них нужны только для PR-продвижения, то другие заточены на трансформацию рынка. Компаниям стоит разобраться в актуальных навыках и задуматься о расширении своей команды новыми специалистами для светлого будущего бизнеса, наполненного нейросетями и MarTech-технологиями.
Материал подготовила Регина Шляхтина