Самопрезентация: как произвести выгодное впечатление с первых секунд
Умение грамотно и ярко представиться это не талант, а хорошо отточенный навык. Правильная самопрезентация поможет не только устроиться на работу, но и выстроить личное общение. О чем стоит рассказать при первой встрече, а о каких клише лучше забыть — расскажем в рубрике «Личный бренд» проекта «Траектория»
Любое сотрудничество начинается с самопрезентации. Обычно под этим понимают процесс представления себя другим людям, но когда мы говорим в рабочем контексте, то скорее это презентация своих возможностей и способностей, чтобы занять определенную позицию.
Часто рассказ о себе и своих достижениях включает возраст, образование, базовые навыки. Но это шаблонный подход. Во-первых, сама форма такого проявления — типичная, однообразная и скучная, во-вторых, стартер-пак ваших характеристик потенциальный работодатель увидит в резюме еще до личной встречи. Согласитесь, неинтересно слушать то, о чем уже знаешь.
3 подхода к самопрезентации
Для того, чтобы визави с первых секунд обратил внимание на вас, заинтересуйте его. Предлагаем несколько нетривиальных подходов:
1. Стандартный вариант. Это простая форма рассказа о себе, но вместо возраста и образования, расскажите о своем опыте, ответив на следующие вопросы:
— Что я умею делать, какой навык я продаю?
— В чем моя уникальная профессиональная особенность?
— Какие у меня достижения? Ответ на этот вопрос обязательно должен быть в цифрах и фактах.
Рассмотрим этот вариант самопрезентации на примере: «Добрый день! Я Анна, журналист и интервьюер. За последние два года я провела 155 интервью с представителями бизнеса и власти. Я соавтор деловой программы, каждый выпуск которой набирает порядка 20 тысяч просмотров в социальных сетях. Я всегда сдаю работу "под ключ", выполняя одновременно несколько функций: подготовка материала, поиск гостя и проведение интервью».
2. Рассказать историю. Это формат классического сторителлинга, где будет переплетение вашего профессионального и личного «Я». Здесь важно разворачивать историю своего профессионального пути и по нему вести слушателя.
Пример: «Десять лет назад в компании моих родителей начались трудности из-за недобросовестной работы юриста. Я помогала отцу составлять юридические иски и другие правовые документы, параллельно поступив на юридический факультет. Уже на третьем курсе я нашла подработку помощником адвоката по экономическим спорам. После того, как я окончила университет, меня пригласили в крупную консалтинговую компанию. За первый год работы юрисконсультом я выиграла четыре судебных дела».
3. Яркая самопрезентация. Здесь важно эффектное начало: можно задать риторический вопрос или поделиться фактом из вашей профессиональной сферы.
Пример: «А что, если я вам скажу, что качественную репортажную съемку можно получить, не используя профессиональную технику и свет? Меня зовут Артем, я умею снимать первоклассный контент на телефон, и монтировать за считанные минуты».
Каждый из этих примеров имеет право на жизнь. Ваша задача — составить текст и отточить навык рассказа о себе. Во-первых, это снизит уровень тревоги на собеседовании, во-вторых, даже в неожиданных ситуациях вы быстро сориентируетесь и сможете представиться.
Представление о себе — не только текст, но и выразительные средства
Ядро вашей презентации — это текст, а его периферия — жесты, мимика, голос, темп речи, взгляд, пластика тела, то есть выразительные средства, которые положительно будут воздействовать на собеседника. Разберем наиболее важные из них:
Голос. Он должен быть спокойный, низкий, уверенный. Обратите внимание на то, как меняется ваш темп, тембр, скорость речи, когда вы нервничаете. Некоторые уходят в писк, некоторые начинают тараторить. Простой, но работающий прием— несколько раз запишите свою речь в разных ситуациях на диктофон, позже прослушайте и попробуйте иначе интонировать, расставлять логические акценты, подчеркивать ключевые моменты именно голосом.
Жесты. Они должны быть естественными и не отвлекать от сути вашей речи: не прячьте руки под стол, но и не размахивайте ими, не перебирайте украшения, не сжимайте ладони в кулак, открытые ладони — невербальный жест, который подсознательно вызывают доверие у собеседника.
Темп речи. Рассказывая о себе, постарайтесь говорить четко и без спешки, чтобы потенциальный работодатель смог усвоить вашу информацию. Не забывайте про паузы. Подчеркнуть ключевые моменты и создать динамику поможет смена темпа речи. Например, рассказывая о своих проектах резонно чуть ускорить речь, демонстрируя свою вовлеченность и серьезную погруженность в тему.
Взгляд. Взгляд — это сильный инструмент коммуникации. Чтобы установить прочную связь с собеседником, а также показать свою уверенность, поддерживайте зрительный контакт. Когда человек бегает глазами по помещению или одежде собеседника, появляется ощущение, что человек не уверен или сомневается в своих словах.
Подготовьте несколько сценариев рассказа о себе: деловой и неформальный, емкий (до 30 секунд) и развернутый (до двух минут). В ходе беседы будьте доброжелательным, не перегружайте потенциального работодателя деталями, точно и четко опишите себя как специалиста, задавайте вопросы и показывайте свою заинтересованность в вакансии, компании.