Анализ поисковых запросов и сигналы, которые подают люди
О том, как оперативный мониторинг поисковых запросов помогает улучшать продукт, рассказал руководитель проектов группы Analytics ORO Дмитрий Москвичев
Предпочтения потребителей обычно измеряют в опросах, но есть и альтернативный способ — анализ запросов в поисковиках.
В современных реалиях, как только у нас появляется интерес к продукту, услуге или компании, мы берем телефон и спрашиваем об этом у поисковой системы. Такие запросы могут стать хорошими сигналами для бизнеса, если компании научатся их отслеживать и анализировать. Например, они могут помочь вывести на рынок новый продукт, скорректировать позиционирование или заключить партнерскую коллаборацию.
Подобные сигналы обычно появляются в digital-метриках, обсуждениях в соцсетях и поисковых запросах. С ними важно работать потому, что они могут исходить не только от непосредственного клиента, но и от потенциального.
Клиенты обращаются к нам с разными задачами. Например, производитель напитков может прийти с запросом: «Помогите определить новые перспективные вкусы для наших продуктов», застройщик: «Как я могу использовать новостную повестку в своей коммуникации?» и продуктовая компания: «Какие протеины пользуются наибольшим спросом?»
В итоге задачи стоят разные, но, если их суммировать, можно сказать, что мониторинг поисковых запросов необходим для поиска того, что:
-
набирает популярность последние несколько лет;
-
популярно сейчас, в моменте.
Поэтому мы выделяем два подхода к анализу поисковых запросов — стратегический и оперативный мониторинг. В одной точке данных может наблюдаться как нисходящий, так и восходящий тренд, поэтому важен контекст. К тому же необходимо определить период, за который мы анализируем интерес аудитории.
Мы разработали алгоритм, позволяющий замерить интерес к продукту, его конкурентам и к специфическим для категории словам. В нем мы большое внимание уделяем анализу связанных поисковых запросов, используя принцип: «Что интересует? А что еще?». Таким образом, подробно раскрываем изучаемую тему или тренд.
Еще одно преимущество заключается в использовании абсолютных значений поисковых запросов вместо относительной шкалы. Это позволяет лучше оценить возможности для наших клиентов.
Например, изучая популярную в майские праздники тему «шашлык», отметили возросший интерес к рецептам шашлыка и местам его приготовления. Среди интересующихся популярным местом по запросам в Москве стал парк Серебряный Бор. Ожидаемо возросли запросы по рецептам из свинины и курицы, но встречались и неочевидные ингредиенты, например шампиньоны. Подобный анализ связанных поисковых запросов позволяет найти и интересные вкусовые сочетания для продуктов.
Таким образом, благодаря сигналам, которые дает потребитель, можно подробно раскрыть изучаемую тему или тренд, найти подходящие решения для бизнеса и улучшить продукт.
АО «Маркетинговый Информационный Центр»