Тенденции развития инструментария интернет-коммуникаций. Экспертное мнение
В рамках подготовки специального приложения Adindex Print Edition, посвященного digital-маркетингу, на вопросы ответили представители компаний-рекламодателей и специализированных агентств
Участники опроса:
Денис Андрюшин, Digital Director, L'Oreal
Екатерина Барабанова, менеджер по коммуникациям в цифровых медиа, ГК
Danone-Юнимилк
Светлана Богданович, менеджер по интернет-проектам,
«Альфа-Банк»
Елена Ершова, Digital Manager отдела маркетинговых коммуникаций,
«МегаФон»
Дмитрий Воскресенский, Digital Strategic Planner, Grey Moscow
Андрей Кашуба, руководителя направления интернет-коммерции, «Евросеть»
Мария Лукьянова, On-line Marketing Specialist, E-Commerce, Adidas
Анна Федорук, генеральный директор, «Стерно.ру»
Андрей Чернышов, Chief Digital Officer Aegis Media Russia
Ирина Чечель, директор по маркетингу сети фитнес-клубов X-Fit
Дмитрий Шупик, Digital Manager, SunInbev
Как вы оцениваете перспективы видеорекламы в
интернете?
Денис Андрюшин, L'Oreal
Сегмент видеорекламы, безусловно, будет расти, но подходить
к этому виду продвижения надо осторожно, чтобы не копировать уже надоевшую и не
слишком эффективную в интернете телерекламу. Помимо традиционных инструментов,
скорее всего, добавятся тестирование роликов, более эффективный таргетинг и
интерактивные элементы.
Екатерина Барабанова,
Danone-Юнимилк
Перспективы видеорекламы очень серьезные,
поскольку digital-видео сейчас – один из основных трендов с точки
зрения потребления контента. Уже сегодня форматов размещения довольно много, и
их количество только растет. И, конечно, они будут дополняться новыми
возможностями таргетинга.
Светлана Богданович, «Альфа-Банк»
Если субъективно, то меня видеореклама не делает счастливее, хотя какие-то
вирусные ролики смотрю с удовольствием. YouTube жил, жив и будет жить, как и
реклама в нем. И видеореклама в том числе (pre/post roll).
Дмитрий Воскресенский, Grey
Moscow
Самые лучшие перспективы, т.к. это наиболее простой формат
для понимания рекламодателями и для измерения эффективности с точки зрения
брендинга. Следующим шагом должно стать появление нормального таргетинга по
демографии пользователей в достаточном объеме.
Андрей Кашуба, «Евросеть»
В перспективе должно произойти плавное слияние интернета и телевидения.
Возникнет новая медиасреда с новыми рекламными возможностями и форматами.
Андрей Чернышов, Aegis Media Russia
Видеореклама в интернете развивается уже пять лет, и только в 2011-2012 годах к ней пришло признание и бурный рост. Причин тому несколько – появление видеорекламы на первых страницах порталов (inpage), пакетирование видеорекламы с ТВ-рекламой («Газпром Медиа Диджитал»), внедрение новых моделей продаж (GRP). С ростом инвентаря сегмент будет развиваться. На 2012 год мы прогнозируем 90% рост.
Как вы оцениваете перспективы мобильного маркетинга в России?
Денис Андрюшин, L'Oreal
Как и другие технологические рынки, в ближайшее время он
будет расти. Сейчас происходит все более тесная интеграция с CRM-системами и
привязка приложений (iOS и Android) и мобильного контента к другим
коммуникациям. Появляется мобильный контент, созданный специально для точек
продаж и позволяющий перевести аудиторию из офлайна в онлайн.
Екатерина Барабанова, Danone-Юнимилк
Мобильный телефон сегодня есть, наверно, у каждого жителя России, зачастую даже
не один. Уже сейчас количество смартфонов в стране составляет около 30
миллионов. Очень интенсивно растет потребление мобильного интернета, причем, в
основном, за счет регионов. Это – отличная база для продолжения и ускорения
роста мобильного маркетинга. Сейчас все больше рекламодателей начинают
обращаться к этому каналу. По сути, mobile – отходящий от перрона поезд, в
который лучше вскочить сейчас, не дожидаясь, пока все места будут заняты.
Светлана Богданович, «Альфа-Банк»
Здесь бы я делила на: а) развитие мобильного маркетинга в России в целом.
Скорее, это долгосрочная, но неизбежная перспектива. И б) развитие мобильного
маркетинга в Москве, Санкт-Петербурге и городах-миллионниках. Здесь все пойдет
огромными шагами к успеху, который будет складываться из двух составляющих:
удобные и понятные приложения и качественный подход к таргетингу.
Елена Ершова, «МегаФон»
Перспективы оцениваю как самые радужные. Главное преимущество канала – высокий
уровень проникновения сотовой связи и возможность глубокого таргетинга
аудитории, которые практически невозможно получить в других медиа. По различным
прогнозам, к 2014 году число мобильных пользователей превысит число
пользователей классического интернета через PC. Возможности компьютеров,
конечно, гораздо богаче, но и у мобильных устройств есть свои неоспоримые
преимущества, а именно: повсеместная доступность (когда угодно, где угодно —
всегда с собой) и более широкое распространение (вследствие относительной
дешевизны самих устройств и простоты обращения с ними).
Мария Лукьянова, Adidas
Мобильный маркетинг, несомненно, набирает обороты. Растет
количество инструментов, с помощью которых можно общаться с потребителями – это
не просто СМС, но и различные мобильные приложения, игры, использование уже
существующих программ – Instagramm, forsquare и других. Количество купленных
мобильных устройств за прошлый год выросло в десятки раз, мобильный интернет
становится все дешевле, а значит, формируется новая, «мобильная»,
аудитория.
Анна Федорук, Стерно.ру
В России наблюдается заметный рост объема продаж мобильных телефонов, но
мобильный маркетинг сейчас ограничен уровнем развития технологий и
инструментов. Если в ближайшие 3-5 лет будут найдены способы, помимо
использования СМС-сообщений, доносить персонализированные рекламные
предложения до потребителей, то можно ожидать их повсеместного широкого
использования.
Дмитрий Шупик, SunInbev
Перспективы огромны и почти безграничны – мобильные устройства есть у
каждого, и они ближе всех остальных устройств к потребителям. Мобильные
операторы знают больше всех остальных практически о каждом человеке, особенно,
если тот иногда включает интернет. Вопрос только в том, как скоро наши
локальные игроки смогут предложить рекламному рынку понятные и эффективные
способы взаимодействия с аудиторией, которая воспримет только очень аккуратное
и релевантное вторжение в свое личное пространство.
Какие задачи вы решаете с помощью мобильного
маркетинга?
Денис Андрюшин, L'Oreal
На данный момент это, в основном, информирование о новых
продуктах/спецпредложениях/мероприятиях и, в меньшей степени, техническая
реализация промо. Помимо этого мы сейчас готовим приложения, которые позволят
реализовать индивидуальный подход к потребителю (в большей степени это
относится к макияжу) и увеличить время присутствия в повседневной жизни
клиентов.
Екатерина Барабанова, Danone-Юнимилк
Бренды Danone-Юнимилк только начинают использовать инструменты мобильного
маркетинга: запускаем первые приложения, используем механики с отправкой
промо-кодов по смс. Сейчас это, скорее, можно назвать пробой пера. Но в данном
канале большие перспективы, и мы намерены развиваться в этом направлении.
Дмитрий Шупик, SunInbev
Соцопросы, тестирования.
Насколько технологична ваша работа в сфере
digital?
Екатерина Барабанова, Danone-Юнимилк
Стратегическое присутствие в digital для брендов Danone-Юнимилк началось с
2011 года. Т.е. сейчас мы только на втором году нашего, хочется надеяться,
большого digital-пути. Пробовать новое мы стараемся не в ущерб проверенным,
хорошо работающим инструментам. Конечно, наш подход пока не настолько
технологичен, как у брендов, которым это «положено» (Intel, например). Тем не
менее, мы стараемся равномерно осваивать все возможности, которые предоставляет
digital для привлечения трафика, взаимодействия с пользователями и оценки
эффективности наших действий. Отталкиваемся, конечно, прежде всего, от задач,
стоящих перед конкретной инициативой.
Елена Ершова, «МегаФон»
Мы пользуемся практически всеми технологиями, позволяющими привлекать и
отслеживать трафик, оценивать эффективность контента и т.п. А также занимаемся
детальным изучением поведения наших потребителей в digital-среде.
Андрей Чернышов, Aegis Media Russia
Крупнейшие российские агентства работают на уровне западных стандартов, используя современный планировочный софт, технологии управления рекламными кампаниями, и средства пост-клик-аудита кампаний. И, несмотря на то, что рынку все еще не хватает аналитиков (это одна из наиболее востребованных сейчас профессий), digital-рынок на порядок прозрачнее и понятнее в оценках эффективности, чем традиционные медиа.
Какие показатели важны для измерения эффективности
продвижения в социальных сетях?
Денис Андрюшин, L'Oreal
Все зависит от целей кампании. Если это конкурс, то, в первую очередь, важно количество участников и, отдельно, участников, пришедших на награждение, и их последующие посты. Если анонс мероприятия или акции, то количество людей, пришедших на акцию. В случае имиджевой кампании важны охват, engagement rate, лайки и просмотры. Если же мы говорим о PR-составляющей, то, в первую очередь, важно качество постов (ну, и их наличие).
Екатерина Барабанова, Danone-Юнимилк
На данный момент у нас не так много активностей в social. Пока мы
ограничивались интеграцией в популярное приложение и созданием собственных.
Отслеживали стандартные метрики (количество установок, количество игроков,
время, проведенное в приложении, охват, переходы на бренд-сайт и пр.).
Осенью планируем запустить несколько групп для различных брендов. Их
эффективность будем отслеживать с помощью Analytics Pro от Social Bakers.
Дмитрий Воскресенский, Grey Moscow
Охватные характеристики и другие, связанные с вовлечением пользователей.
Елена Ершова, «МегаФон»
В зависимости от целей и задач, которые мы ставим перед продвижением в
социальных медиа. Со своей стороны, мы стараемся измерить все, что поддается
измерению.
Мария Лукьянова, Adidas
В первую очередь, мы отслеживаем трафик и конверсию с
социальных сетей в e-commerce, в данном случае не представляет сложности
просчитать влияние Social Media на продажи и на заинтересованность людей
(участие в конкурсах, количество лайков и т.д.). Иная ситуация с офлайн-рынком
- тут несколько труднее оценить эффективность нашей работы в digital. Для этого
мы, к примеру, проводим кросс-промо-акции, которые непосредственно связаны с
социальными сетями.
Ирина Чечель, X-Fit
Все достаточно стандартно: рост уникальной аудитории и ее вовлеченность в
процесс коммуникации в соцсетях. Соответственно, нам важны не только число
подписчиков или друзей, но и количество «лайков» и, главное, комментариев и
вопросов к компании со стороны клиентов.
Дмитрий Шупик, SunInbev
Абсолютные
цифры в соцсетях не влияют ни на что, они даже не гарантируют охвата
(донесения) сообщения. Показатели вовлеченности и реакции аудитории на наши
предложения и сообщения сейчас гораздо важнее. Вопрос ближайшего времени для
нас - научиться «узнавать» в интернете и социальных сетях тех, кто узнает и
выбирает наши бренды в своей реальной жизни.