6 кругов детского маркетинга. Что нужно знать об этапах развития ребенка
Давно известно, что в жизни человека бывают стабильные периоды, а бывают и кризисные. И это зависит не только от событий нашей жизни, от того, что происходит вокруг нас в мире, но и от того, что происходит внутри
Можно сказать, что у каждого из нас есть «программа развития» (как бывают программы совещаний или конференций), и в ней есть общие для всех пункты. Какие же?
1. Вот ребенок появляется на свет. И первый год его жизни - весь кризисный. В это время ребенок приспосабливается к миру, учится есть, сидеть, ходить, манипулировать предметами, узнавать их, вступать в контакт с другими людьми и решает при этом важнейшую задачу (это в самом прямом смысле вопрос жизни и смерти): туда ли я попал, рады ли мне здесь и стоит ли мне здесь оставаться? Если ответ на этот вопрос положительный, то у ребенка формируется так называемое «базовое доверие к жизни». Это очень важная вещь, если ее нет, то ребенок (а потом и взрослый человек) может быть и выживет в биологическом смысле, но никогда не сможет никому доверять, во всем (словах, дарах, отношениях) будет искать (и находить!) обман или подвох.
2. Дальше, приблизительно года в полтора-два у ребенка начинает работать биологическая программа «установления границ». Ребенку жизненно важно выяснить: что можно, а что нельзя в том мире, куда он попал (очевидно, что для разных семей, социальных прослоек, народов это «можно» и «нельзя» будет разным). Как устанавливаются и проверяются границы? Ну разумеется, путем их нарушения. Мне сказали: нельзя это брать! А вот я пойду и возьму! Мне сказали: мы тебе это не купим. А вот я упаду на пол прямо у прилавка и заору как резанный, так, что весь магазин сбежится, посмотрим, что они тогда сделают… Хочется обратить внимание читателя, что у самого ребенка в этот период никакого кризиса нет (идет нормальное возрастное развитие, решаются рабочие вопросы), а вот родители очень часто воспринимают это время как очень даже тяжелое и кризисное.
3. Где-то в четыре-пять лет в жизни ребенка настает очень сложный и важный период, часто совершенно упускаемый из внимания родителями. В этот момент у ребенка формируется первое мировоззрение, самые первые представления о том, как устроен уже не мир семьи, а макрокосм - мир в целом. Очень часто наступление этого кризиса маркирует вопросы ребенка «про смерть»: «Мама, а ты умрешь?» «Мама, а я умру?» «А все люди умирают?» Взрослые могут помочь ребенку преодолеть этот кризис, если на доступном четырех- пятилетке языке, не вдаваясь в подробности, но честно расскажут о своем собственном мировоззрении.
4. Правильно подготовленный к школе ребенок идет туда с воодушевлением и надеждами, без всякого кризиса. Тут кризис опять же у родителей. Приходится перестраивать жизнь семьи под новое расписание, под изменившиеся потребности ребенка. Раньше он возвращался из садика в шесть часов, а в школе занятия заканчиваются в час, раньше ему дарили игрушки, а теперь нужна всяческая канцелярия, книжки, гаджеты, и даже если формы в школе нет, то все равно для ее посещения требуется особая «присутственная» одежда.
Кроме того, приблизительно в это же время сначала у родителей, а потом и у самого ребенка появляется идея «дополнительных занятий», увлечений. Кто-то отдает ребенка на танцы, кто-то - в хоккей, кто-то на теннис или в бассейн. Все это требует дополнительного времени, экипировки, расходов.
5. Где-то лет в 10-13 у детей, как и у детенышей других социальных животных в соответствующем возрасте (например, у молодых павианов, ворон и т.д.), начинает работать так называемая «реакция группирования». Что это такое? Это значит, что все меньшее значение для ребенка имеет мнение семьи, учителей и прочих «официальных авторитетов» и все большее - мнение группы сверстников и текущих «подростковых кумиров». Подросток хочет быть «как все», хочет быть принятым в группе, хочет все делать «вместе с нашими». Причем эти «наши» могут быть как танцевальным ансамблем (футбольной командой, членами туристского клуба и т.д.), так и праздношатающейся компанией дворовой шпаны. Внимательным родителям стоит заранее позаботиться о том, чтобы на момент начала «реакции группирования» у ребенка были достойные ориентиры, то есть какие-то осмысленные (и обязательно групповые!) занятия.
В этом возрасте подростки падки на любую рекламу, склонны одеваться именно так, как одеваются в их группе, иметь все то, что есть у друзей, слушать и читать то, что слушают и читают «все наши» и неумеренно лопать фастфуд.
6. На выходе из подросткового кризиса (15-18 лет) подросток задается уже прямо противоположным вопросом: а кто Я такой? Чем Я отличаюсь от своей группы, от всех других шестнадцатилетних юношей (девушек)? Вообще от всех людей? Где и как мне найти СЕБЯ? Эти поиски включают в себя и поиски профессионального самоопределения, и поиски уникальных и «высоких» отношений и более приземленные, материальные вещи - поиск своего стиля в одежде, формирование вкусов в еде, индивидуализация образа.
Если все складывается благополучно, то на выходе из этого периода (к 18-20 годам) мы получаем, в общем-то, взрослого человека, готового к построению своей дальнейшей жизни на основе своих собственных взглядов, вкусов и устремлений.