28 Сентября 2016 | 10:47
Партнерский материал

Олег Чулаков: «Маркетологи всегда будут против дизайнеров»

Олег Чулаков, основатель Студии Олега Чулакова, рассказал AdIndex о конкурентных преимуществах digital production компаний в России, современных трендах в дизайне, а также объяснил, почему бизнес в скором времени начнет акцентировать внимание только на мобильных версиях сайтов

image

- Почему потенциальный клиент должен выбрать именно вашу студию, несмотря на большой пул конкурентов?

- Наше преимущество можно описать тремя словами: «Дизайн. Технологии. Анимация». В России есть десяток сильных с технической точки зрения компаний. Есть порядка десяти компаний бутикового типа, которые специализируются на дизайне, но для реализации технической части они либо привлекают сторонних партнеров, либо делают технически не самые сильные проекты. И совсем мало компаний, сильных как с точки зрения дизайна, так и с точки зрения технологий. Мы стараемся закрыть эти два направления, и нам это неплохо удается. Кроме того, мы хорошо разбираемся в том, как использовать анимацию для упрощения интерфейса.

- Далеко не все клиенты понимают, зачем именно нужна анимация на сайте. Да и вообще, дизайн и технологии – сферы слишком сложные для обывателя, чтобы он мог сказать: «Ага, вот эта команда неплохо разбирается в дизайне, а та – хорошие технари». Скорее, здесь клиенты руководствуются «нравится/не нравится», смотрят на другие проекты…

- Мы руководствуемся принципом «Дизайн для людей», но при этом стараемся не просто удовлетворить потребность, а развивать клиента. Пытаемся объяснить, например, такие элементарные вещи как то, что если агентство приносит дизайн в виде статичных картинок — это невыполненная работа. Нужен не красивый дизайн, а готовый продукт. Есть дизайн одной страницы, есть дизайн другой страницы – дизайнер должен продумывать процесс перехода от одного состояния сайта в другое. Мы говорим клиентам: «Не принимайте статичные дизайн-макеты. Принимайте либо видеоролик, на котором будет показана работа сайта, либо интерактивный прототип».

Что касается «нравится/не нравится», то тут, на самом деле, все просто и зависит от сферы, в которой работает клиент. Например, у банков в сегменте private абсолютно понятная аудитория – клиенты, которые вкладывают миллионы долларов. Насколько их интересуют модные тенденции в области дизайна сайтов? Вопрос риторический.

- Насколько вообще клиенты готовы к современным трендам в дизайне?

- Глобальный тренд таков, что «монстры», в том числе в области телекоммуникаций, открыты к новым предложениям, современным подходам. Условно говоря, клиенты хотят чего-то нового. У них есть неудовлетворенный с точки зрения дизайна запрос к рекламным агентствам. Все хотят, чтобы агентства были не просто исполнителями, а предлагали готовые решения, включая дизайн. Все наши клиенты живо реагируют, если мы предлагаем собственные решения.

- Если посмотреть на сайты разных компаний, то большинство из них более или менее похожи друг на друга с точки зрения компоновки и юзабилити. Как донести до клиента, что необходим новый дизайн?

- Вопрос касается авторитетности компании на рынке. Маркетологи всегда будут против дизайнеров. Но большое значение имеет текущий опыт пользователя, именно на нем и нужно основываться. Какими устройствами он пользуется, как взаимодействует с ними, какие технологии использует (та же дополненная или виртуальная реальность). Я уже говорил, что мы видим свою миссию не только в удовлетворении существующих запросов, но и в обучении клиентов. Мы не занимаемся образовательной деятельностью, но стараемся прививать вкус к хорошим, современным решениям, основываясь на накопленных знаниях о нашей аудитории.

- Что интересного вы знаете об аудитории? Какие сегодня тренды в пользовательском поведении и в индустрии вы бы выделили?

- Основной тренд сегодня – персонализация. Десять лет назад иерархия была очевидной: банк – это огромный монстр, а человек – никто и должен играть по правилам банка. Сейчас все наоборот – клиент диктует условия. Весь мир подстраивается под каждого конкретного клиента.

Второй тренд – это мобильные устройства, интерфейс сейчас развивается в сторону мобильности.

Наконец, все знают фразу «Content is a King». Компании усиливают направление контент-маркетинга, и у нас, в том числе, тоже есть такие планы.

- Все эти тренды, в общем, давно известны. Как они сказываются на вашей работе?

- Появились дополнительные требования к конечным продуктам. Десять лет назад нужна была только десктопная версия. Сейчас, когда речь идет о разработке сайта, приходится создавать уже четыре сайта, потому что есть еще популярные мобильные платформы. С одной стороны, для студий это возможность заработать больше денег, но и работы стало намного больше, и требования к качеству продукта сегодня более серьезные. Впрочем, в нашем случае, чем сложнее продукт, тем проще конкурировать, потому что мы заточены на создание именно сложных продуктов.

Я, кстати, уверен, что агентства, сконцентрированные на сегменте малого и среднего бизнеса, не выживут, поскольку на рынке много конструкторов сайтов, которые более чем удовлетворяют запросы небольших компаний. Любой представитель малого бизнеса может самостоятельно сделать себе приличный сайт. Совершенно другая ситуация, когда мы говорим о крупном бизнесе. Такая компания никогда не найдет шаблонное решение, которое бы отвечало всем ее высоким требованиям. Готовые решения – не для крупного бизнеса.

- Почему?

- Любая крупная компания отлично знает свою целевую аудиторию, имеет ее понятный портрет. Исходя из этого знания, проектировщики сайта разрабатывают определенные пользовательские сценарии. У разных компаний сценарии разные, и вся работа по проектированию сайта направлена на удовлетворение потребностей конкретной группы пользователей. Поэтому и необходим уникальный сайт. А на основе конструктора невозможно сделать сайт, который будет полностью решать задачи клиента, исходя из юзабилити-тестирования. Крупный бизнес инвестирует в сайт, а не тратит на него деньги.

Вообще, я думаю, что процент аудитории, которая пользуется PC, станет бесконечно маленьким. Повторится история устаревших браузеров, которые больше не интересуют разработчиков. Вполне реально, что это произойдет через 5-10 лет. Уже сейчас есть примеры компаний, которым не нужен сайт. Например, Uber. Вообще, сам процесс скачивания приложений на телефон – лишнее звено. В ближайшие годы оно исчезнет, приложения будут находиться где-то в облаке, тогда веб и mobile-разработка сольются в одну сущность. Появится огромное количество бизнесов, которые смогут акцентировать внимание только на мобильных версиях.

- При том, что мобильность – один из главных трендов вот уже несколько лет, разработка мобильных приложений, по вашим словам, занимает в вашей компании второстепенное место.

- Этому направлению у нас всего два года. Мы стараемся выбирать те перспективные направления, которые дополняют и усиливают наши компетенции. Например, нас интересует вопрос юзабилити-лаборатории, хотя мы и не занимаемся тестированием юзабилити. А технологиями виртуальной реальности, которые я считаю одними из самых перспективных сегодня, мы не занимаемся из-за ограниченности ресурсов. И хотя сегодня на российском рынке пока нет эффективных VR-кейсов, понятно, что направление будет развиваться, потому что у технологии есть возможности применения практически во всех сферах жизни. 

Автор: Алексей Упатов

Даниил Данин, SocialCraft: «Во-первых, Telegram как канал не стоит таких огромных денег, чтобы не попробовать. А во-вторых, это инвестиции в будущее – бренд может застолбить за собой нишу» Доходы российского телевидения в 2015 году
Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
–ейтинг@Mail.ru