Дмитрий Гришин, Mail.ru Group: "Больше всего общего у нас с Tencent"


Интервью | 24 Мая 2011 | 1

Дмитрий Гришин, Mail.ru Group: "Больше всего общего у нас с Tencent"
Гендиректор Mail.ru Group Дмитрий Гришин о жизни компании после IPO

В отличие от большинства стан мира, в России такие международные гиганты, как Google, Yahoo!, Microsoft, не смогли вытеснить с рынка локальных игроков. Это повод гордиться российской интернет-индустрией, уверен гендиректор Mail.ru Group ДМИТРИЙ ГРИШИН. В интервью "Ъ" он рассказал, за какими сервисами будущее социальных сетей и как его компания собирается монетизировать свои разнопрофильные активы.

— Какова стратегия Mail.ru Group? Есть ли пример иностранной компании, стратегии которой вы придерживаетесь?

— Компания, которая мне кажется наиболее похожей на нас по бизнес-модели, стратегии и т. д.,— это китайская Tencent, естественно, с поправкой на локальную специфику рынка.

И мы, и Tencent делаем ставку на синергию двух направлений — коммуникаций и онлайн-игр, которую я называю словом "communitainment" ("communications" + "entertainment"). Мы еще много лет назад заметили, что в основе любви пользователей к онлайн-играм кроме желания развлечься лежит, по сути, желание общаться с друзьями и находить новых знакомых — как в социальных сетях и мессенджерах, просто другим способом. Эта фундаментальная закономерность есть суть и драйвер дальнейшего развития бизнеса Mail.ru Group.

— Зачем Mail.ru Group куски западных компаний, таких как Facebook, Groupon, Zynga?

— Действительно, у Mail.ru Group есть миноритарные доли лидирующих мировых компаний — Facebook (2,33%), Groupon (4,63%), Zynga (1,41%). Для нас это финансовые инвестиции, которыми мы удовлетворены, мы не рассчитываем на операционную синергию с данными компаниями и не планируем увеличивать в них нашу долю.

— Также у многих вызывает вопросы наличие конкурирующих социальных сетей и мессенджеров в рамках одного холдинга. В чем заключается синергия? И не будет ли внутренней конкуренции за бюджеты рекламодателей?

— Никакой конкуренции, о которой вы говорите, сейчас нет. Рынок растет настолько быстро, что аудитория всех наших социальных сетей и мессенджеров постоянно увеличивается в основном за счет новых людей, а не за счет "отъедания" пользователей друг у друга. Кроме того, у каждого из этих проектов свое позиционирование, и наши исследования показывают, что пользователи разделяют, например, социальные сети по тому, для каких целей они их используют и как относятся к ним.

Что касается конкуренции за рекламные бюджеты — с начала 2011 года проекты Mail.ru Group, то есть портал Mail.ru, "Одноклассники" и ICQ, обслуживаются объединенным коммерческим департаментом. С недавних пор все эти проекты также объединены единой технологической рекламной платформой. Таким образом, рекламодатели могут как выбрать наиболее подходящую им площадку, так и задействовать сразу несколько, если есть необходимость достичь максимального аудиторного охвата.

— Как вы видите себе дальнейшее развитие коммуникационных сервисов в рунете в целом и в составе Mail.ru Group в частности? Каковы перспективы более тесной интеграции уже существующих сервисов для общения (и что это даст пользователям), а также появления новых?

— В рамках Mail.ru Group мы сейчас работаем над формированием единого коммуникационного пространства — пользователям не нужно будет задумываться о том, работают ли они с почтой, социальными сетями или мессенджерами. Более того, будет стираться и само различие между этими сервисами, так как аудитория с каждым днем все меньше отличает их друг от друга, ведь суть одна — быстрое, эффективное, комфортное общение.

Таким образом, в будущем электронная почта, социальные сети, мессенджеры будут объединены единой платформой для создания приложений и т. д. Но уже сейчас все наше продуктовое развитие определяется стратегией взаимной интеграции коммуникационных проектов — "Mail.ru Агент" встраивается в почтовый сервис, в свою очередь, в мессенджер приходят уведомления о новых письмах и т. д.

Тем не менее в краткосрочной перспективе мы не видим необходимости в полном слиянии брендов имеющихся у нас социальных сетей и мессенджеров, на данном этапе они вполне могут эффективно существовать самостоятельно.

— Как, по вашему мнению, IPO Mail.ru Group на LSE отразилось на российском интернет-рынке?

— Без сомнения, очень позитивно. С одной стороны, мы открыли дорогу российскому интернет-бизнесу на международный финансовый рынок, с другой — привлекли внимание западных инвесторов и прессы к рунету. Сегодня интернет-рынки России и Азии во многих отношениях не менее, а порой даже более развиты, чем американский,— с точки зрения качества и количества имеющихся проектов, создаваемых инновационных решений и т. д. Однако внимание СМИ в основном приковано к происходящему в США, и, на мой взгляд, это не совсем здоровая ситуация, которая тормозит развитие рынка в целом.

Еще один важный момент — я думаю, что достижения такого масштаба, как размещение Mail.ru Group на бирже, позитивно влияют на имидж российского интернет-бизнеса и кадровую ситуацию на нем. Для талантливых отечественных разработчиков это должно стать дополнительным мотиватором для того, чтобы не уезжать за рубеж, а работать в российских компаниях, потенциал которых чрезвычайно велик. Или создавать собственные стартапы, которые, вполне возможно, станут будущими лидерами рынка.

— Банки—организаторы размещения дают оптимистичные прогнозы, при этом котировки Mail.ru Group иногда падают. Есть мнение, что при IPO компания была переоценена. Что вы думаете на этот счет?

— Акции компании еще ни разу не опускались ниже цены размещения. Mail.ru Group котируется на бирже около полугода, это очень короткий срок, и делать какие-либо выводы еще очень рано. В целом мы ориентируемся на долгосрочный рост стоимости компании и именно исходя из этого строим свою стратегию, не заостряя внимание на краткосрочной волатильности акций.

— У Mail.ru Group достаточно разнородные активы, но инвесторы убеждены в привлекательности вашего бизнеса. Что, на ваш взгляд, стало главной причиной успешного IPO?

— На самом деле все ключевые наши активы органично вписываются в стратегию "Communitainment" и дополняют друг друга — входящие в портал Mail.ru крупнейший почтовый сервис, мессенджер "Mail.ru Агент", социальная сеть "Мой мир", проекты "Одноклассники" и ICQ, а также сотни наших игровых проектов.

Сегменты коммуникационных сервисов и рынок онлайн-игр во всем мире — сейчас одни из самых быстрорастущих бизнес-направлений, хорошо монетизируемые уже сейчас, а также обладающие отличными перспективами. Поэтому логично, что компания, занимающая лидирующие позиции на этих рынках, вызвала большой интерес у инвесторов.

Второй по счету, но не по значимости фактор — быстрые темпы роста российского интернет-рынка в целом. Уже сейчас число пользователей рунета в России составляет 50 млн человек, и году в 2014-м, как прогнозируют аналитики, наша страна вполне может стать лидером по данному показателю в Европе.

Если смотреть на уровень интернет-проникновения, то есть на соотношение числа пользователей сети к общему населению России, становится очевидно, что у нас еще очень впечатляющие перспективы роста. Опять-таки готовность и желание со стороны инвесторов вкладывать в деньги в столь привлекательный рынок более чем объяснимо.

Наконец, рекламный интернет-рынок в 2010 году вырос на 40% — до 26,7 млрд руб., и в обозримом будущем хорошие темпы роста сохранятся. А это говорит о хороших возможностях монетизации для всех проектов с большой аудиторией. Mail.ru Group — сейчас, по данным TNS, лидирующая площадка по охвату в рунете.

— Изменился ли подход к корпоративному управлению Mail.ru Group: введены ли независимые директора в состав совета директоров?

— Один независимый директор у нас был еще на этапе выхода на биржу — это Маркос Гальперин, генеральный директор MercadoLibre, ведущего интернет-магазина в Латинской Америке. Кроме того, какое-то время назад мы сообщили о назначении второго независимого директора: это Санг Хун Ким, исполнительный директор южнокорейской крупной интернет-компании NHN.

— Каковы ваши прогнозы по росту рунета? Какие основные риски есть на этом рынке?

— У российского интернет-рынка колоссальный потенциал роста — по прогнозам ФОМ, число пользователей рунета в стране к 2014 году вырастет до 80 млн человек с нынешних 50 млн. Интересно, что огромная аудитория в абсолютных числах на текущий момент вовсе не означает высокого уровня интернет-проникновения, он сейчас один из самых низких в мире. Это является еще одним хорошим доказательством того, что у рунета отличные перспективы.

Особенно стоит отметить, что лидирующие позиции в российском интернете по всем типам сервисов удерживают отечественные компании, в то время как Google, Yahoo!, Microsoft и другие гиганты в подавляющем большинстве стран мира практически вытеснили локальных игроков — повод гордиться российской интернет-индустрией.

— Каковы, на ваш взгляд, особенности российских социальных сетей и перспективы их дальнейшей монетизации?

— Одна из важнейших особенностей — чрезвычайно высокая активность россиян в социальных сетях по сравнению с интернет-аудиторией в других странах. Среднее количество времени, которое соотечественники тратят на социальные сети в месяц, составляет почти десять часов, в то время как на большинстве остальных рынков этот показатель не превышает четырех с половиной часов.

Что касается монетизации, то будущее российских социальных сетей, как, впрочем, и западных проектов,— за fee-based сервисами, не закрывающими базовый функционал. Также чрезвычайно перспективны приложения, часть доходов которых остается площадке. Социальные сети Mail.ru Group развивают оба направления монетизации.

Кроме того, сохраняется высокий интерес к социальным сетям как рекламным площадкам. Причем в этом направлении, как мы видим, еще очень многое предстоит сделать. Дело в том, что все социальные сети в мире сегодня монетизируются теми же механизмами, что и традиционные медийные интернет-проекты. Для нас очевидна неэффективность этого подхода, который не учитывает уникальные особенности такого рода проектов,— например, возможность использования социального графа (то есть сами пользователи и связи между ними.— "Ъ"). Для изменения этой ситуации в Mail.ru Group сформировано новое подразделение, которое сосредоточится на развитии автоматической платформы для размещения контекстной рекламы в социальных сетях.

Фактически речь идет о построении системы интеллектуально-таргетированной рекламы, дающей прямой доступ десяткам тысяч рекламодателей к социальным сетям Mail.ru Group, а также к другим площадкам компании,— в решении этой задачи мы планируем задействовать весь спектр современных рекламных технологий, включая социальный таргетинг, поведенческую, поисковую и контекстную рекламу.

— Вы упоминали об онлайн-играх и о том, как они хорошо сочетаются с коммуникационными проектами. Но можно ли на них хорошо зарабатывать? Что вообще сейчас происходит на этом рынке интересного?

— Игры — чрезвычайно денежный и быстрорастущий рынок: если в 2010 году на MMO пришлось $350 млн, по оценкам J`son & Partners, то в 2013-м прогнозируется уже больше $560 млн.

Как я уже говорил, онлайн-игры и коммуникационные сервисы хорошо дополняют друг друга, так как цели у пользователей этих с виду таких разных проектов очень часто похожи. Кроме того, очевидно, что чем больше аудитория онлайн-игры, тем интереснее в нее играть, что делает запускаемые Mail.ru Group новые игры особенно перспективными — у нас уже есть десятки миллионов лояльных людей, которые готовы попробовать что-то новое. Наконец, онлайн-игры являются отличным механизмом монетизации массовой аудитории, что для нас тоже весьма ценно.

Одна из интересных и важных тенденций, которую мы сейчас видим на рынке онлайн-игр,— активная миграция в сторону модели Free2Play. Другими словами, subscription-проекты, то есть требующие денег до того, как пользователь может начать в них играть, все больше видят преимущества условно-бесплатного подхода.

Такой подход подразумевает, что основной функционал продукта полностью бесплатен, а монетизация происходит за счет продажи аудитории дополнительной одежды, мечей и тому подобных виртуальных знаков отличия, за которые люди готовы чрезвычайно охотно платить. Таким образом, в игру привлекается более широкая аудитория, снижается порог входа для потенциальных игроков, и выручка проекта растет вместе с удовлетворенностью пользователей, а не за счет нее. Все игры Mail.ru Group работают по модели Free2Play, и я уверен, что, если бы World of Warcraft изменила подход к монетизации, она бы начала зарабатывать намного больше.

— Заметная доля доходов Mail.ru Group приходится на интернет-рекламу. Каковы ваши оценки перспектив ее дальнейшего развития в рунете?

— Рекламный рынок рунета очень хорошо растет, и мы повышаем свою долю на этом рынке. В частности, в первом квартале 2011 года органический рост рекламной выручки Mail.ru Group был несколько быстрее рынка — 77%, до $25,4 млн, и 66,7%, до $12,6 млн — по медийной и контекстной рекламе соответственно.

Но стоит отметить также, что интернет-реклама — не единственный подход к монетизации проектов, используемый нашей компанией. Также положительные результаты показывает направление платных сервисов, то есть продажа дополнительных возможностей на наших проектах, не закрывающих базовый функционал. В частности, в первом квартале 2011 года выручка от дополнительных платных сервисов (IVAS) на наших коммуникационных проектах выросла на 68,9% — до $28,4 млн.

Если говорить о рынке рекламы в целом, то стоит отметить несколько тенденций. В частности, стирается грань между медийной и контекстной рекламой — медийная может быть тщательно таргетированной, направленной на узкую целевую аудиторию, а контекстная все больше приобретает медийные особенности.

Параллельно развиваются и новые форматы — вроде видеорекламы. Одна из важных задач, которая сейчас стоит перед рекламой в интернете,— это максимальное приближение к рекламе на ТВ, особенно по уровню визуализации. При соизмеримых с ведущими федеральными телеканалами аудиториях и возможностях крупнейшие интернет-площадки, такие как Mail.ru Group, будут претендовать на сопоставимые бюджеты.

— DST Global в составе консорциума инвесторов недавно вложила $1 млрд в китайский интернет-магазин 360buy.com. У DST и Mail.ru Group есть активы в интернет-коммерции, но не было в ритейле. Как вы будете синергировать этот актив и использовать опыт китайского ритейлера?

— Mail.ru Group не является акционером 360buy.com, и этот вопрос следует адресовать DST Global. Для общего понимания важно подчеркнуть, что Mail.ru Group — операционная компания, сфокусированная на русскоязычных интернет-рынках, в то время как DST Global инвестирует в глобальные зарубежные активы. Единственное, что объединяет эти две компании,— некоторые общие акционеры.

Если говорить в целом, то Mail.ru Group внимательно следит за развитием многих интернет-рынков — азиатский особенно интересен, так как его специфика во многом схожа с российским рынком, а это значит, что можно пробовать переносить бизнес-модели и т. д.

В частности, мы активно используем возможности обмена опытом с нашими акционерами (Naspers, Tencent) и независимыми директорами, отлично знающими интернет-рынки разных стран. Опыт Маркоса Гальперина и Санг Хун Кима особенно полезен для нас.

— Mail.ru Group разрешила сторонним компаниям использовать протокол ICQ. С чем все-таки это связано — с потерей доли рынка ICQ? Каковы условия коммерческого использования протокола вашего мессенджера?

— Мы выпустили лицензионное соглашение, регламентирующее использование протокола ICQ сторонними клиентами, чтобы легализовать рынок и способствовать формированию благоприятных условий для появления новых интересных продуктов. Мы считаем, что принятые меры приведут к популяризации протокола ICQ.

Соглашение предусматривает разные условия использования нашего протокола для коммерческих и некоммерческих клиентов. С последних мы не планируем взимать никакой комиссии, более того, Mail.ru Group готова оказывать им консультационную и техническую поддержку для реализации всех возможностей протокола ICQ. Формат сотрудничества с коммерческими продуктами будет рассматриваться в индивидуальном порядке.

— Ведете ли вы переговоры о покупке новых активов? Компании какого плана, на ваш взгляд, пригодились бы в портфеле Mail.ru Group?

— Мы не раскрываем информацию об еще не завершенных переговорах и, как правило, не комментируем наши планы. Если говорить в целом, то Mail.ru Group всегда внимательно следит за рынком — как за уже существующими, так и за вновь появляющимися проектами. У нас очень строгие требования к возможным объектам для поглощения, к тому, как они дополняют уже существующие у нас проекты, как вписываются в нашу стратегию.

— "Яндекс" при подготовке к IPO отмечал, что при принятии окончательного решения о выходе на биржу будут иметь большое значение итоги IPO Mail.ru Group. На ваш взгляд, какие выводы мог сделать "Яндекс"? Многие считают, что NASDAQ лучше подходит для размещения интернет-компаний, чем LSE. Ваше мнение?

— Судя по тому, что наши коллеги по рынку проводят IPO, выводы они сделали положительные. Наше размещение привлекло внимание западных инвесторов не только к конкретному игроку, но и вообще к рунету, более того — в целом повысило авторитет русского интернета в глазах мирового сообщества.

Что касается разницы между NASDAQ и LSE — существует довольно много аргументов в пользу как той, так и другой площадки, в том числе и весьма субъективных. Уровень ликвидности и другие важнейшие показатели лондонской площадки сопоставимы с остальными крупнейшими мировыми биржами, а объемы требований, например к отчетности на LSE, кажутся нам наиболее разумными.

Мировой интернет-рынок быстро растет и постоянно меняется, поэтому действующие на нем компании для повышения эффективности и конкурентоспособности в долгосрочной перспективе должны обладать большей степенью свободы в выборе стратегии и принятии решений, чем игроки многих других — более старых и устоявшихся рынков.

— В конце апреля основатели Mail.ru Group и фонд Tiger Global продали 6,65% акций компании на $450 млн, не дождавшись окончания действия договора об ограничении продажи бумаг. Чем это обусловлено?

— Этот вопрос правильнее адресовать акционерам, а не компании.

— Недавно Mail.ru Group объявила о первой после IPO опционной программе. Пока что в ней участвуют члены совета директоров компании и один из ее основателей и акционеров Юрий Мильнер, когда в нее будут вовлечены менеджеры, в том числе вы?

— Все ключевые менеджеры компании уже участвуют в опционной программе. По состоянию на декабрь 2010 года их было около 200 человек. Всего на опционы направлено 10 706 403 обыкновенные акции, из которых на текущую программу выделено 6 423 842 акции, из них 4 989 220 акций уже распределены. Весь оставшийся объем в целом потенциально может быть распределен в течение нескольких последующих лет.

— В вашей последней отчетности финансовые показатели даются по двум параметрам — по МСФО и управленческой отчетности. На какие показатели следует ориентироваться инвесторам и аналитикам?

— Анализ лишь только отчетности в соответствии с МСФО не позволяет досконально проанализировать деятельность компании вследствие значительных эффектов, связанных в первую очередь с отражением сделок по слияниям и поглощениям, которые заметно влияют на отчетность по МСФО Mail.ru Group. Более правильную картину деятельности компании представляет сегментная отчетность, которая не учитывает доходы от сделок, некоторые неденежные статьи и учитывает всю выручку компаний группы за год — независимо от того, когда они были приобретены. Инвесторами и аналитиками в своих прогнозах используется именно сегментная отчетность.

— Сейчас можно часто услышать, что интернет-активы переоценены и их стоимость не имеет ничего общего с реальностью, а мир и вовсе на пороге нового кризиса доткомов. Каково ваше мнение по этому поводу?

— Мы считаем, что наиболее адекватную оценку компании может дать только сам рынок, то есть инвесторы, принимающие решение о том, стоит ли вкладывать или нет деньги в тот или иной бизнес. Наша задача — наращивать выручку и в целом операционные и финансовые показатели в соответствии с ожиданиями инвесторов и необходимостью строить стабильную и успешную компанию в долгосрочной перспективе.

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации

Комментарии

фыва | 24.05.2011, 15:51
Все равно не люблю Мэйл ру.

Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 8945

Каталог рекламных компаний России

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама