Кубизм. Самый радикальный переворот в искусстве со времен Ренессанса


Галерея | 24 Мая 2011 | 11

Кубизм. Самый радикальный переворот в искусстве со времен Ренессанса
В начале прошлого века революции в искусстве совершались регулярно через 2-3 года, и каждая из них переворачивала вещи никак не меньшие, чем мироздание в целом

После того, как мастера фовизма разобрались с цветом, признав его условным и зависящим не от реальности, а от тех задач, которые художник решает на своем холсте, пришло время что-то сделать с предметом и пространством. В конце концов, мир уже начал потихоньку привыкать к тому, что любая женщина, в том числе и голая, может быть синего цвета. Пришла пора дать человечеству по голове с другой стороны.

Этим вплотную занялись опытные интрансигенты и бывшие фовисты Жорж Брак, Морис Вламинк и Андре Дерен. Неожиданное подкрепление они получили от примкнувших к ним испанских гастарбайтеров Пабло Пикассо и Хуана Гриса. Причем, первый из них стал первым и в новом направлении.

Все началось с того, что Пикассо написал картину «Авиньонские девицы» - принципиальную работу для раннего авангардизма. Сейчас-то она выглядит вполне традиционной, а тогда, в 1907 году, настолько потрясла даже ближайших друзей автора, что они заподозрили его в сумасшествии. «Когда-нибудь мы найдем Пабло висящим за ширмой», - сумрачно отреагировал на картину Вламинк. И даже непримиримый Брак сказал Пикассо: «Ты пишешь картины, как будто хочешь заставить нас съесть паклю или выпить керосину». Так они все-таки хоть раз побывали в шкуре людей, которые смотрят их картины.

Кубизм. Самый радикальный переворот в искусстве со времен Ренессанса
П. Пикассо. «Авиньонские девицы»

Эта работа поставила много вопросов, которые потом будет решать кубизм. В ней отсутствуют перспектива и светотень, массивные и весомые фигуры девушек деформированы и огрублены, пропорции их нарушены, одна из них – та, что сидит - показана с двух ракурсов, голова – спереди, а тело – сзади. Плоскость картины рассечена на жесткие сегменты, а лица некоторых персонажей представляют собой негритянские маски. Понятно, почему картина вызвала шок. С него и начался первый кубистический период – сезанновский.

Вообще, Сезанн – парадоксальная фигура в истории искусства 20 века. С одной стороны, это один из последних представителей мощной классической традиции, идущей от Пуссена – несмотря на внешнюю непохожесть на него. С другой стороны, Сезанн оказался не просто предтечей, а прямо-таки создателем раннего авангардизма. На него ссылались и фовисты, и экспрессионисты, и кубисты, и даже, не к ночи будет сказано, абстракционисты.

Кубизм. Самый радикальный переворот в искусстве со времен Ренессанса
П. Сезанн. «Персики и груши»

Кубисты многое взяли у Сезанна - нарушение перспективы, показ предметов одновременно с нескольких ракурсов; цветовую сдержанность, перешедшую у них в трехцветку охра-черная-зеленая; основательность, весомость и устойчивость объемов, а также завет «трактуйте природу посредством цилиндра, шара и конуса», что означает сведение любых предметов к этим формам. Хотя с рисования цилиндра, шара и конуса начиналось любое традиционное художественное образование, кубисты нашли в этом принципе высшее оправдание для своих экспериментов.

Сам термин «кубизм» придумал тот же журналист, который когда-то уже дал имя фовизму - Луи Воксель. В своей рецензии на выставку Брака он назвал новое направление игрой в кубики.

Кубизм. Самый радикальный переворот в искусстве со времен Ренессанса
Ж. Брак. «Эстак»

В ответ на тихие, мирные творческие искания новаторов в очередной раз раздавались крики о смерти искусства. И это притом, что кубисты вначале вернули живописи объем, отнятый у нее предыдущими революциями. Но потом они логически рассудили, что и с объемом надо бы что-то делать. И стали дробить изображаемые объекты на мелкие грани, разворачивать их на плоскости, выворачивать наизнанку. И так они это проделывали, что объекты уже и узнать было невозможно. В результате получалось то, что Николай Бердяев по-доброму назвал «складными чудовищами».

Кубизм. Самый радикальный переворот в искусстве со времен Ренессанса
Х. Грис. «Книга, стаканы и трубка»

И цель-то у всех этих жестоких манипуляция была вполне благородная – дать зрителю возможность увидеть, из чего состоит объем, показать его со всех точек зрения, в т.ч. изнутри. Таким образом, в живопись как бы вводилось понятие времени – человек, глядя на картину, словно бы долго вертел изображенный на ней объект в руках, обходил его вокруг, заглядывал внутрь. Именно поэтому, кстати, так полюбили кубисты изображать скрипки и гитары – большие возможности открывались.

Кубизм. Самый радикальный переворот в искусстве со времен Ренессанса
Ж. Брак. «Скрипка и подсвечник»

Факт возвращения публике категории времени позволил сведующим специалистам назвать все это переворотом почище коперниковского в астрономии – все-таки со времен Ренессанса категория времени в живописи отсутствовала. Допустим, она была в средневековых фресках, показывающих в одной композиции последовательно происходящие события.

По сути, кубисты изображали не то, что видели, а то, что знали. Например, они же знали, что отверстие у бутылки круглое - с какого ракурса на нее не смотри. А не эллиптическое, каким оно становится в результате перспективного сокращения. Пикассо вообще говорил, что пишет «не с натуры, а подобно натуре».

Примерно в это же время появляется еще одна игра с реальностью – коллажи, то бишь вклеенные в картину куски газет, рекламных проспектов, обоев и т.д.

Кубизм. Самый радикальный переворот в искусстве со времен Ренессанса
П. Пикассо. «Трубка, стакан и бутылка»

На самом деле введение настоящих предметов в изображение существовало еще в барокко. Тогда в картину вклеивали, скажем, циферблаты часов, а в батальную фреску монтировали пушечное ядро. Но в классическом искусстве это подчеркивало мастерство художника – вот попробуйте отличить реальный предмет от его изображения. А в кубизме этот трюк как бы говорит, что вот эти нарисованные художником каляки-маляки - такая же реальность, как и сама банальная реальность. То есть коллаж уравнивает эти две вещи.

Все эти эксперименты происходили примерно в течение двух лет, с 1910 по 1912 гг., и период этот обычно называют аналитическим.

Третий, синтетический период развития кубизма, получился так. Разрушив пространство и объем, превратив их в кучу простых геометрических элементов, кубисты решили - раз уж так получилось - собирать из них новые конструкции, мало чем напоминающие исходник.

Кубизм. Самый радикальный переворот в искусстве со времен Ренессанса
Ф. Леже. «Матрос с баржи»

Кубизм в своем синтетическом периоде, с одной стороны, плавно движется в сторону абстракции.

Кубизм. Самый радикальный переворот в искусстве со времен Ренессанса
Р. Делоне. «Португалка»

С другой же стороны, теряя свой революционный пафос, он движется в сторону декоративности, постепенно превращаясь в то, что потом было названо инсайдерами рококо-кубизмом.

Кубизм. Самый радикальный переворот в искусстве со времен Ренессанса
П. Пикассо «Музыкальные инструменты»

Если в аналитическом периоде кубисты раскладывали предмет на составные элементы, а в синтетическом кроили из них некие квазиреальные структуры, то рококо-кубизм совершенно свободно комбинировал отдельные пластические и красочные элементы, не стремясь создать из них какие-либо структуры по образу и подобию тех, что встречаются в жизни.

Главная задача, которую решает рококо-кубист – организовать плоскость картины по законам декоративности, но использовать при этом кубистические обломки предметов.

Кроме того, кубизм в это время пошел развиваться экстенсивно, вширь - появляются картины с ассамбляжами, рельефами, контррельефами и, как итог, кубистическая скульптура.

Кубизм. Самый радикальный переворот в искусстве со времен Ренессанса
Ж. Липшиц. «Арлекин с кларнетом»

Кубизм стал настоящей школой авангардизма, его уроки в разных странах усваивали крупнейшие в будущем мастера. В России его влиянием были задеты Малевич, Попова, Степанова, Бурлюки, художники объединений «Бубновый валет», «Ослиный хвост» и «Союз молодежи».

 

Автор: Вадим Кругликов

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации

Комментарии

Anonymous | 24.05.2011, 11:51
я вот не догнал, а где шов между сезановским периодом и аналитическим?
фыва | 24.05.2011, 15:58
"Все эти эксперименты происходили примерно в течение двух лет, с 1910 по 1912 гг., и период этот обычно называют аналитическим"
трим-дрим | 24.05.2011, 11:53
А может у той девицы, что сидит, просто маска на затылок съехала
фыва | 24.05.2011, 15:59
Это не макска, это лицо как маска.
глупый гость | 25.05.2011, 09:56
Уважаемый Андрей Корсаков! Вас же читают дети... Поясните пожалуйста, что такое интрансигенты, ассамбляж и квазиреальные структуры. Спасибо!
Андрей Корсаков | 25.05.2011, 11:54
Уважаемый глупый гость! С радостью сообщаю вам, что все перечисленные вами слова и выражения детям вполне можно читать, ибо они, эти слова и выражения - не мат и не порнография, а крайне нормативная лексика. Эти непонятные вам сочетания букв я почерпнул из книг, которые начал читать как раз в детском возрасте, защитить который вы хотите. Мне было сложнее - тогда не было интернета. Но, как вы можете видеть, я выкарабкался, и теперь легко и к месту употребляю непростое слово "интрансигенты". Хотя, должен признаться, я не знаю, как его склонять и не умею его сказать в единственном числе. Вообще, мне кажется, что познание сложных вещей - а искусство 20 века именно такая вещь - не должно происходить просто. Я думаю, что мозг должен работать уже на уровне потребления текста - его сложность сигнализирует о сложности описываемой проблемы. Я, извините, и так жутко ограничиваю себя и не употребляю те три-четыре любимых слова, значение которых известно только их авторам и мне. Вы бы слышали, какими словами я говорю об искусстве со своими домашними. Они обычно забиваются в угол и плачут. Ну, хоть интрансигентов-то мне оставьте.
Anna | 29.06.2011, 03:12
Уважаемый Андрей, очень интересная и полезная статья! Большое спасибо!
Андрей Корсаков | 28.08.2011, 21:38
Спасибо.
Мария (Гость) | 13.01.2015, 02:06
Очень интересный слог. Жаль, не нашла вас раньше) Здорово пишете.
Администратор | 24.02.2015, 21:55
Комментарий удален как некорректный.
Ирина (Гость) | 06.10.2016, 23:07
Спасибо большое. Интересно, познавательно, увлекательно!

Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 8945

Каталог рекламных компаний России

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.
все разделы

Нестандартная Реклама

AdIndex Market

Новости партнеров

Кейсы