«Вокруг света» становится менее географическим и более социальным
«Никаких, решений - ни форматных, ни шрифтовых, ни цветовых - нас с Geo не объединяет»
Июньский номер ежемесячника «Вокруг света» вышел с
радикально измененным макетом и содержанием. Серые тона обложек сменил
«кислотный» оранжевый, а к отстраненным декоративным текстам добавились острые
социально-антропологические. Главный редактор издательства «Вокруг света» и
одноименного журнала Сергей Пархоменко, возглавивший медиаструктуру осенью 2009
года, рассказал, зачем понадобилась цветовая и смысловая революция СМИ с
наибольшей в сегменте и стабильно растущей аудиторией (по данным TNS на февраль
2010 года - около 4,4 млн человек, в октябре 2009 года было порядка 3,7 млн
человек; у журнала Geo на февраль 2010 года аудитория чуть больше 1 млн
человек) и как удается совмещать работу в аполитичном журнале с организацией
известных акций с синими ведерками.
- Зачем, вообще, понадобилось что-то менять в
журнале? Это не тот случай, когда лучшее враг хорошего - «Вокруг света»
стабильно первый журнал по аудитории в своем сегменте?
- Затевать серьезные реформы нужно тогда, когда дела обстоят хорошо. Потому что когда все рухнуло, отвалилось и погибло, - тогда уже трудно что-либо исправить и улучшить, а чаще всего и просто невозможно.
Нам предстоит пережить то, что предстоит пережить
большинству изданий, давно существующих на рынке и обладающих хорошо
узнаваемыми брендами. Естественным образом исчезает поколение людей, для
которых словосочетание «Вокруг света» изначально означает что-то важное. Это
люди, которые помнят «Вокруг света» с детства. В качестве покупателей прессы на
рынок приходит поколение людей, для которых в словосочетании «Вокруг света» нет
вообще ничего особенно дорогого и знакомого. Это для них такой же журнал, как и
все остальные. Их уважение, их доверие, их любовь еще нужно завоевывать. Для
этого нужно предпринимать мощные дополнительные усилия. Что мы, собственно,
теперь и пытаемся делать.
- Насколько сильно вы хотите омолодить
аудиторию?
- Я не сказал бы, что мы хотим радикально омолодить
аудиторию. Мы ;хотим непотерять, не состарить аудиторию. Вот что важно.Со
сменой поколений это становится все сложнее и сложнее, потому что всякий журнал
тащит за собой своих прежних читателей, которые постепенно стареют, и не
приобретает новых, потому что по нынешним временам среди новых читателей
нарождающегося поколения всегда есть серьезная убыль, тех, кто вообще ничего не
хочет читать на бумаге. Сразу. Если нам удастся сохранить ту пропорцию, которая
есть сегодня, вопреки естественной «убыли» представителей молодого поколения в
интернет, это будет для нас большим успехом.
- Почему автором новой визуальной концепции был
выбран Дмитрий Барбанель, который раньше делал дизайн, к примеру, для «Секрета
фирмы»?
- Он очень высококлассный дизайнер с великолепной ;школой. Чрезвычайно образованный. Не самоучка, а человек, имеющий прекрасных учителей. Имеющий выдающееся портфолио. За его спиной есть несколько журнальных изданий: Esquire, Robb Report, действительно, «Секрет фирмы», Interni. Эти журналы заставили нас увидеть в нем человека, вооруженного богатым, современным инструментарием дизайна.
Это во-первых. А во-вторых, человека, опирающегося на
традицию, и умеющего осмыслить эту традицию. И мы в нем не ошиблись в том
смысле, что он начал свою работу с изучения истории журнала. Сегодняшний макет
журнала очень глубоко укоренен в его 150-летнюю историю. Но в нем нет ничего,
что воспроизводило бы эту историю механически.
- Первое знакомство с июньским номером «Вокруг
света» наталкивает на& мысль о схожести его обложки с Geo по типу цветового
решения. К тому же соавтором нового макета «Вокруг света» является Антон
Федоров, автор макета Geo. Какие-то возможные сходства с Geo
случайны?
- Никакого сходства с макетом Geo не существует постольку
же, поскольку не существует никакого сходства, предположим, между Time и
Newsweek. Хотя у них у обоих крупные красные логотипы. Красные логотипы еще и у
Spiegel, у Express, и еще у огромного количества изданий. Да, есть какие-то
родовые признаки, которые существуют у большинства правильно устроенных
журналов в мире. Автомобили тоже обычно четырехколесные, а самолеты в последние
60 лет - двукрылые. Никто же не говорит, что они все одинаковы. На самом деле
никаких, решений - ни форматных, ни шрифтовых, ни цветовых - нас с Geo не
объединяет.
- Сколько средств потрачено на
редизайн?
- Я, конечно, не назову точную цифру, потому что это
стоимость нескольких контрактов, которые мы заключали и с Дмитрием Барбанелем,
и с авторами шрифтов, которые мы заказывали отдельно, и с авторами логотипа, в
работе над которым принимали участие еще отдельные люди. Но я могу сказать, что
это десятки тысяч долларов.
- Будет ли внутренне меняться издание кроме
трансформации внешнего вида?
- Прежде всего, изменяются смысловые, тематические акценты.
Я бы сказал, что основным направлением деятельности журнала становится то, что
обычно называется социальной антропологией. То есть комплекс знаний о человеке
как социальном животном. Это журнал, прежде всего, о людях. Не о местах, не о
пейзажах, не о тех или иных географических зонах, а о людях, которые живут в
разных географических обстоятельствах, на разном географическом фоне. О тех
событиях и процессах, которые с ними происходят. Это важное тематическое
изменение. Журнал становится менее географическим и более социальным. Хотя
понятно, что нам абсолютно не все равно где происходит то событие или явление,
которое мы описываем в данном случае.
- Можете привести пример такого
социально-антропологического текста?
- Например, в первом обновленном номере в июне вышел
материал о Венеции, которая является одним из самых популярных туристических
объектов. Не существует ни одного географического журнала, который не написал
бы о Венеции. Мы написали о конкретных людях, которые живут в Венеции. О тех,
для кого Венеция – не каникулы и не музеи с прогулками, а повседневная жизнь на
протяжении многих лет, а, может быть, всей жизни. И эти люди должны каким-то
образом затащить к себе в квартиру холодильник, который они купили. Они где-то
лечатся, где-то учатся, где-то ищут работу, где-то проводят свободный вечер…Это
человеческая жизнь – и она происходит и в Венеции тоже.
- Для чего журнал становится более
социальным?
- Есть представление о том как должен выглядеть современный
ежемесячный журнал, ставящий перед собой познавательные и, не побоюсь этого
слова, просветительские задачи. Мы понимаем, что в этом журнале должно быть
много науки и техники. Мы понимаем, что в этом журнале должно быть много
истории, поскольку в ней укореняется огромное количество сегодняшних социальных
проблем. И мы понимаем, что этот журнал постоянно должен находить свое место в
окружающей его действительности, он не может существовать вне жизни, вне
течения времени, вне событий, которые происходят. Нельзя забывать, что мы
существуем рядом с интернетом, телевидением и радио, ежедневными газетами,
еженедельными журналами. И надо отдавать себе отчет, что бегать с ними
наперегонки абсолютно бессмысленно. У нас есть своя собственная роль. И эта
роль прежде всего аналитическая. Эта роль сведения воедино внешне не связанных
вещей. Нам нужно уметь поставить рядом вещи, которые, на взгляд менее
внимательного или менее искушенного наблюдателя, ничем между собой не связаны.
А мы их связываем. И это та роль, которая остается за нами.
- К вопросу о социальности. «Вокруг света», пусть
сейчас с социально-антропологическими темами, остается отчасти
сибаритским журналом. У вас же в графике то организация акции с синими
ведерками, то эфир на "Эхо Москвы". Такая социально-политическая активность не
сказывается негативно на журнале?
- Я живой человек. У меня есть собственные убеждения, мой
собственный взгляд на мир, мой собственный досуг. Нет, это совершенно не
связанные вещи. Возможно, это в какой-то мере повлияло на выбор владельца
журнала, который приглашал меня на это место. Не потому, что его почему-то
заинтересовали мои политические убеждения, а потому, что ему захотелось, я так
подозреваю, иметь на этом месте живого человека, ведущего активный, интенсивный
образ жизни. Мне кажется, что это правильный выбор. Мне кажется, что да, в этом
смысле я подхожу журналу, который переживает довольно серьезные изменения. Мне
приходится здесь тратить много энергии. Мне это свойственно. В этом смысле это
связанные вещи. Но только в этом смысле. Больше ни в каком.
- Какие рекламные кампании вы планируете кроме
дружественного размещения роликов «Видео интернешнл» (издательство «Вокруг
света» принадлежит гендиректору группы «Видео интернешнл» Сергею Васильеву. –
прим. AdIndex.ru) на ТВ?
- Она есть. Мы очень интенсивно присутствуем на радио. В
частности, на «Эхо Москвы» уже несколько месяцев идет огромная акция с
викториной, мы каждый день присутствуем в эфире. Также будем присутствовать на
целом ряде других радиостанций. Мы, несомненно, будем разворачивать рекламную
активность в печатной прессе, в журналах. Собственно, это уже сделано, просто
эти номера еще не вышли. Макеты уже в типографиях, вот-вот они начнут выходить.
Будет наружная реклама - на всяких светодиодных экранах, в метро, в маршрутках,
и так далее. Там, где можно запускать клипы. Будет довольно интенсивная реклама
в интернете. Так что кампания довольно большая.
- Когда вы начинали работать в «Вокруг света», то
из-за нового графика с 4-часовым окном для сна всерьез задумывались о том, на
сколько вас вообще хватит на новой должности. Сейчас вы определились с тем, на
сколько вас хватит?
- Конечно, все постепенно встает на ноги. И все постепенно
становится более разумно и спокойно. Я думаю, что меня хватит надолго, если
ничего неожиданного не случится. Ежемесячный журнал - это достаточно тяжелый и
напряженный режим работы, который требует поддерживать себя и всю остальную
редакцию в серьезном тонусе. Ни в коем случае нельзя попадать в ситуацию, когда
ежемесячный журнал делается за неделю, как это иногда случается. Первые три
недели сон, а в последнюю неделю штурм. Это очень резко влияет на качество, и я
буду стараться этого избегать.
- Снизившиеся в прошлом году рекламные поступления в
этом растут?
- Надо сказать, что они снизились меньше, чем рынок. В этом
смысле мы идем очень хорошо. В этом году они растут. Мы довольны тем потоком
рекламы, который есть, и надеемся, что реформа, которую мы в журнале
осуществляем, будет иметь положительный эффект. В частности, мы обретем тех
рекламодателей, которые с нашим журналом не работали.
- Насколько активное участие в процессе обновления
принимал Сергей Васильев?
- Когда в октябре прошлого года я появился на посту главного
редактора, работа Васильева с Барбанелем уже шла. Некоторые основы были уже
заложены. Я получил возможность все это проанализировать, высказать свое
мнение. Надо сказать, что мне очень понравилось то, что было сделано до моего
появления. И я все это принял с большим удовольствием. Мне показалось, что
работа сделана в очень правильном направлении. Конечно, Васильев принимал
участие в определении стратегического направления реформирования журнала. И,
вообще, распределение обязанностей в этом издательском доме было устроено таким
образом, что владелец издания обладает очень большим весом в определении
стратегии журнала, долгосрочных решений. И, что очень важно, не навязывает
своего мнения в повседневной жизни редакции в выборе конкретных тем, названий,
иллюстраций.
- Как он оценил то, что
получилось?
- Мне кажется, что он доволен. Я слышал от него хорошие слова и его подробное аргументированное мнение, которое является очень положительным.
Фото: Openspace.ru