Максим Ткачев


Интервью | 01 Октября 2009

Максим Ткачев
Что угрожает наружной рекламе в России?

Российский рынок наружной рекламы, освоивший в прошлом году почти 46 млрд руб. рекламодателей, в этом превратился в «горячую точку». Московский чиновник, отвечавший за самую большую часть этого рынка, арестован, его зам — под следствием. Отрасль сильнее других сегментов рекламного рынка пострадала от кризиса. Как жить и работать в таких условиях, рассуждает Максим Ткачев, управляющий директор крупнейшего в стране оператора наружной рекламы News Outdoor.

— Кризис в наружной рекламе длится почти год. Видите признаки улучшения?

— Все развивается именно так, как мы планировали в декабре, но, к сожалению, по нашему пессимистическому сценарию. Мы видим падение доходов по различным форматам в 30-40% по сравнению с докризисными временами. И полагаем, что такая ситуация сохранится в течение 6-12 месяцев. Наружная реклама тяжело переживает кризис по той причине, что наш бизнес — это бизнес фиксированных затрат и вариативных доходов. Соответственно, если доходы падают на 40%, а затраты можно сократить не более чем на 20%, у операторов пропадает вся прибыль и они начинают проедать запасы прошлых периодов, будучи убыточными по операционной деятельности. Насколько я знаю, в последнее время это уже со многими произошло.

News Outdoor находится в зоне небольшой, но положительной операционной рентабельности, и у нас достаточно большой запас устойчивости. Кроме того, нам помогает поддержка наших учредителей.

— А в чем она выражается?

— В том числе это и финансовая поддержка, а также помощь в переговорах с банками — все это дает нам ощущение уверенности.

— Какой объем финансовой поддержки от News Corp. вы получали?

— Она может предоставляться по нашему требованию. Мы пользовались такой поддержкой в начале года, до конца 2009-го она нам более не потребуется.

— Каков был размер этой поддержки?

— Не могу вам ответить.

— Недавно суд отказался освободить из-под стражи председателя комитета рекламы Москвы. Он арестован по делу о предоставлении льгот компаниям, аффилированным с News Outdoor («Мосгорреклама» и «Столица-М»). К вашей компании у следствия есть претензии?

— Нужно понимать, что 48,5% «Мосгоррекламы» перешли под контроль News Corp. через год после того, как произошли все события, изучаемые следствием в этом уголовном деле, поэтому к News Outdoor претензий быть не может. Если же попросите меня дать оценку ситуации с арестом председателя комитета рекламы, я думаю, что выражу общее мнение бизнес-сообщества: мера пресечения, связанная с лишением свободы, должна применяться в исключительных случаях по преступлениям, связанным с насилием против личности. К сожалению, эта точка зрения не превалирует на практике. Посмотрите, сколько уважаемых и известных людей сидели или сидят в тюрьмах, хотя их вина не доказана. Это несправедливо и, на мой взгляд, совсем не способствует выходу экономики из кризиса.

— А были ли у вас, как у руководителя крупнейшего оператора на рынке наружной рекламы, претензии к работе комитета?

— Вопрос непростой. Во время кризиса бизнесу от власти нужны прозрачные правила игры и быстрое принятие решений. Еще два года назад все крупные операторы с пониманием относились к выводу из центра Москвы крупноформатных рекламных носителей и по истечении договоров сократили все такие конструкции. Причина — забота об архитектурном облике Москвы, и с этим было трудно спорить. Когда же стало ясно, что архитектурные требования действуют не для всех и часть конструкций стоит по сей день, понимание пропало. Потом пропало и доверие — в момент, когда на ряде освобожденных мест вместо статичных конструкций выросли такие же крупноформатные экраны. На наше обращение в письменной форме было заявлено, что действующими правилами размещение видеоэкранов большого формата не запрещено. Соответственно, они в отличие от статичных конструкций не нарушают историческую архитектурную среду.

— У этих экранов один владелец?

- Честно говоря, не знаю.

Скорость принятия решений комитетом рекламы тоже лучше проиллюстрировать примером. Кризис в наружной рекламе начался в конце 2008 г. Начиная с ноября мы неоднократно обращались к комитету с предложением разработать антикризисную политику, включающую и сокращение арендной платы за рекламные места. Эта плата является основной затратой, влияющей на цену размещения для рекламодателей. С ноября по февраль комитет отвечал: докажите, что у вас действительно кризис. К февралю наконец доказали январскими цифрами, и в апреле вышло постановление правительства Москвы о 30%-ной льготе на 2009 г. Однако большинство договоров с операторами комитет рекламы подписал только в конце августа — начале сентября, через 10 месяцев после начала кризиса. Прямо скажем, оперативным кризис-менеджментом это назвать трудно.

— За прошедшее время вам арендную плату пересчитают?

— Согласно постановлению правительства Москвы арендная плата должна пересчитываться задним числом с 1 марта. Так что до конца года мы ожидаем нулевых счетов по аренде с учетом переплаты, сделанной нами с начала года.

— Насколько существенную сумму может сэкономить на льготе News Outdoor?

— Для News Outdoor сейчас любые суммы существенны. В год мы платим за аренду в московский бюджет более 500 млн руб. Так что 30%-ная скидка сформирует для нас очень весомое сокращение.

— Получает ли сейчас News Outdoor прибыль?

— Да. У нас положительный показатель EBITDA, но, по нашему прогнозу, он должен сократиться приблизительно в 4 раза, что, конечно, нас не радует, но дает возможность устойчиво работать.

— Ваши доходы падают больше за счет снижения заполняемости рекламных поверхностей или за счет того, что вы снижаете цены на рекламу?

— Летом заполняемость наших конструкций была сопоставима с прошлогодней. Практически все категории рекламодателей, за исключением автомобильных компаний, сохраняют объем размещения. Поэтому почти все снижение доходов обусловлено падением цен на рекламу.

— Значит, вы снизили цены на 30-40%?

— По разным продуктам — от 20% до 40%.

— У других операторов снижение цен такое же?

— Поскольку среда на рынке крайне конкурентная, цены могут отличаться не более чем на 5-10% в обе стороны. Менее качественные продукты дешевеют сильнее, более качественные — меньше. Самая хорошая для нас новость заключается в том, что людям по-прежнему нужна наружная реклама. Вторая хорошая новость в том, что падение цен на нее не привело к потере качества услуги, в некоторых категориях есть даже его рост. В первую очередь это касается нестандартных изображений. Клиентам теперь совсем не по карману метод ковровых бомбардировок, и самые профессиональные предпочитают качественное техническое воплощение хорошей творческой идеи объему размещения. Недавно мы проводили очень красивую кампанию Peugeot — у автомобиля на плакате крутились колеса, а также Domestos — когда из щитов во все стороны «выпрыгивали» микробы. В сентябре идут очень интересные кампании Calve, Nokia, Mazda, Efes.

— Какой будет выручка News Outdoor в этом году по сравнению с прошлым?

— Поразительно, но она с точностью до процента повторяет данные о снижении налоговых поступлений в бюджет за восемь месяцев, недавно опубликованные ФНС, — около 37%.

— Еще до начала кризиса некоторые ваши клиенты жаловались, что рынок наружной рекламы перенасыщен из-за огромного числа мелких операторов. За последний год отсева малого бизнеса не произошло?

— Массового закрытия мелких компаний нет, потому что среди них есть очень профессиональные, обладающие не меньшей жизнеспособностью, чем News Outdoor. Отсев происходит не по принципу «мелкий — крупный», а по принципу «более конкурентоспособный — менее конкурентоспособный».

Главное, от чего зависит, есть отсев или нет, — это позиция муниципалитетов. Есть два полярных способа их поведения в кризисной ситуации. Первый — рыночный, но радикально жесткий: арендную плату для операторов не снижаем, если компания не заплатила за две недели — ее конструкции сносим. В этой ситуации выживает сильнейший, и предложение на рынке сильно сокращается, а цены на размещение — почти нет. Такую жесткую политику сейчас проводит администрация Санкт-Петербурга, и мы опасаемся одного — что через некоторое время на весь город кроме News Outdoor останется один-два оператора.

Муниципалитеты, выбравшие полярную тактику, говорят: давайте перезимуем вместе — и сокращают арендную плату на 30-50%. Цены на наружную рекламу падают, сохраняется большой объем носителей. Подобным образом ведут себя, например, администрации Казани и Новосибирска.

Худшая для нашего бизнеса позиция городских властей — когда мэрия декларирует меры поддержки, но их не вводит. А тех, кто не платит арендную плату, не наказывает. К моему большому сожалению, такая ситуация была до конца лета в Москве.

— А много ли сейчас в Москве стоит неоплаченных рекламных щитов?

— Этот вопрос лучше задать руководству комитета по рекламе. Цифрами я не обладаю, но знаю, что такие факты имеют место.

— С чем, по вашему мнению, было связано промедление с воплощением антикризисных мер?

— Логического объяснения этому я дать не могу. До кризиса можно было говорить про непростые перерасчеты, про существование бюрократической цепочки принятия решения. В кризис так нельзя.

— Продолжается ли судебная тяжба по иску, поданному правительством Москвы к News Outdoor по делу «Ассохима»?

— Федеральный Арбитражный суд Московского округа 21 сентября поддержал позицию судов первой и второй инстанции, оставив без удовлетворения кассационную жалобу комитета рекламы. Мы, безусловно, рады, что вступившее в силу судебное решение подтверждает: News Outdoor не нарушала свои обязательства перед правительством Москвы. Для нас это решение очень важно — как с материальной, так и с репутационной точки зрения.

— Как думаете, почему городские власти проявляют такое упорство в оспаривании решений судов?

— Речь идет о материальной сумме, поэтому, на мой взгляд, упорство в данной ситуации оправданно — суд должен поставить в деле точку, чтобы ни у кого не осталось сомнений.

— News Outdoor проводит много социальных кампаний. Летом, например, вы на щитах размещали репродукции картин Третьяковской галереи. Какие льготы от города вы сейчас получаете?

— Я не могу точно на этот вопрос ответить, потому что кампаний у нас действительно много и в каждом случае вопрос с льготами решается индивидуально. Дело в том, что вопрос, что считать социальной рекламой, а что — общественно важной или городской информацией, в законодательстве четко не прописан. Мы ожидаем, что ситуация улучшится, если будут приняты поправки к закону о рекламе, прошедшие первое чтение в Госдуме.

— Как вы можете прокомментировать ситуацию с принятием техрегламента по наружной рекламе? Сейчас существуют два варианта документа — лояльный к отрасли думский и жесткий правительственный. Можете ли вы влиять на их подготовку?

— Как будет принят техрегламент — отдельным законом или постановлением правительства, — вопрос второстепенный, главное — что в нем будет написано. Техрегламент, рассматриваемый в Госдуме, много обсуждался с участием законодателей, представителей рекламного бизнеса, ГИБДД. Нам кажется, что в этом документе есть несовершенства, но его можно улучшить в процессе работы.

К сожалению, не могу то же самое сказать о проекте регламента, который не так давно был внесен в правительство. Когда мы увидели его, у нас буквально волосы встали дыбом: если прочитать текст документа внимательно, становится понятно одно: наружную рекламу размещать нельзя нигде. Такое впечатление, что авторы специально придумывали все исчерпывающие случаи, чтобы исключить любую возможность ее размещать. А потом все стало понятно. Оказалось, что за месяц до появления проекта техрегламента Ростехрегулирование внесло поправки к действующему ГОСТу, в которых определенный тип конструкций выводится из категории рекламоносителей. Соответственно, для него никаких ограничений не предусматривается. Все коллеги, с которыми я обсуждал этот вопрос, склоняются к мнению, что эти поправки, как и внесенный в правительство проект регламента, носят ярко выраженный лоббистский характер и направлены на передел рынка в пользу определенной категории рекламоносителей — совмещенных со знаками дорожного движения либо маскирующихся под них. Прочитайте поправки внимательно. В ГОСТ предлагается ввести специальную категорию — «знаки информирования об объектах притяжения», на которых разрешено размещать логотипы торговых марок. Получается рекламная конструкция в чистом виде, которая не подпадает под ограничения, связанные с ее размерами, дистанцией от дороги, применяемые к другим типам конструкций. Размещает такие носители в стране только одна компания.

— У нас же был введен запрет на такую рекламу…

— Да, но она оказалась крайне живучей. В ряде регионов, в частности в Волгограде, ее размещением заинтересовалась прокуратура, и дело дошло до судов. В Москве на центральных улицах рекламы на знаках действительно нет, но если вы, например, проедете по Новорижскому или Рублево-Успенскому шоссе, то сразу ее увидите. Такое размещение противоречит федеральному закону «О рекламе», который четко говорит, что размещение рекламы на одной опоре с дорожными знаками запрещено.

— А кто лоббирует легализацию такой рекламы?

— Авторы ГОСТа и внесенного в правительство проекта техрегламента. Они называют себя специалистами по безопасности дорожного движения: это одни и те же люди, они всем известны, я не буду называть их фамилии. Их устремления к безопасности движения отношения не имеют, это просто прикрытие грязных методов конкуренции.

— С кем согласуется размещение такой рекламы?

— С органами, отвечающими за безопасность дорожного движения.

— Если внесенный в правительство техрегламент будет принят, то что произойдет с наружной рекламой?

— Проект — это термоядерная бомба, заложенная под наружную рекламу. Если она взорвется, то наружной рекламы в России не будет совсем, кроме этих знаков. Страна потеряет 25 000-30 000 рабочих мест и 0,1% своего ВВП. Лучше ей от этого явно не станет. Надеемся, что правительство РФ в этом вопросе детально разберется и не пойдет на поводу у лоббистов.

Часто ли конкуренты на рынке наружной рекламы используют административный ресурс?

— В силу своей административной зависимости этот рынок, к сожалению, не раз становился ареной конкурентной борьбы, в которой удары ниже пояса — норма. События 2002 г. и сегодняшняя ситуация с ГОСТом — тому яркие примеры; правда, в 2002 г. стреляли, а теперь времена изменились и лоббируют правила «под себя», прикрываясь государственными интересами. Я отношусь к этому со спокойной неприязнью. Никого ведь не удивляет сам факт наличия в мире моральных уродов? Если так, то стоит принять тот факт, что один из них при определенных обстоятельствах может оказаться твоим соседом. Этому не стоит удивляться, а тем более не стоит из-за этого переезжать из своего дома. Лучше сделать так, чтобы урод переехал, от этого всем нормальным людям станет лучше. Радует то, что сейчас я говорю об исключениях из правил. С подавляющим большинством моих коллег-конкурентов меня связывают многолетние уважительные отношения, а один из совладельцев не самого последнего из московских операторов — мой близкий друг.

— Как изменился бизнес компании News Outdoor из-за кризиса?

— Мы уже все свои антикризисные меры воплотили в жизнь: сначала был план А, потом В, к концу весны дошли до С. Живем в режиме отсутствия капитальных затрат и очень жесткого сокращения всех расходов. К счастью, не дошло до того, чтобы экономить на качестве услуги. Но, к сожалению, мы урезали почти все, что работало на развитие. Например, с 2005 г. мы занимались разработкой уличной мебели (скамейки, урны, остановочные павильоны. — «Ведомости»), не уступающей лучшим образцам мировых лидеров этого бизнеса. К сожалению, опытное производство сейчас практически законсервировано, из работавших на нем 30 человек осталось 2-3, остальных мы перевели на другие направления. Но мы стараемся сохранить компетенцию в этой области, потому что за спадом обязательно начнется рост и уличная мебель будет очень востребованна.

— Что происходит с бизнесом News Outdoor за пределами России?

— Везде по-разному. У наших подразделений на Украине и в Болгарии ситуация тяжелая, а, например, в Чехии наш бизнес практически на докризисном уровне, неплохо идут дела в Польше.

— Почему в соседних странах Восточной Европы такая разная ситуация?

— Можно объяснить на примере Чехии — здесь никогда не было такого бурного роста экономики, как в России. Там жилье никогда не дорожало на 25-30% в год, соответственно, не было искусственного перегрева рынка. Поэтому ситуация там более стабильна. Рынкам, которые быстро поднимались, больнее падать.

— Из более отдаленных от России стран вам пришлось уйти?

— Мы продали наш израильский бизнес. Мне очень жаль, что пришлось на это пойти, потому что мы потратили на него много сил и ресурсов. К сожалению, кризис застал нас на полпути, а продолжить необходимые трансформации без продолжения инвестиций было невозможно. Именно поэтому мы были вынуждены избавиться от актива. Мы также продали компанию в Турции, сократили развитие в Юго-Восточной Азии. Сейчас находится в финальной части сделка по продаже нашего небольшого подразделения в Индии.

— На какую сферу пришелся основной объем сокращения издержек? Персонал вы сильно сокращали?

— Мы сокращали в основном зарплаты. Совсем немного — у синих воротничков, достаточно сильно — у белых.

— Насколько сильно?

— Если говорить про меня как одного из них, то в разы.

— Налоговая служба предъявила News Outdoor огромные налоговые претензии, посчитав, что компания в 2005-2006 гг. неправомерно платила ЕНВД вместо налога на прибыль и НДС. Как развивается это дело?

— В арбитражном суде первой инстанции прошло несколько предварительных заседаний по иску, в котором мы оспариваем решение ФНС. Нас удивила позиция налоговиков, которые возражали против приобщения к материалам дела большого объема восстановленной нами финансово-бухгалтерской документации. Материалы доказывали, что мы занимались размещением наружной рекламы, а значит, имели право на налогообложение в режиме ЕНВД. Напомню, претензии были предъявлены, так как из-за отсутствия документов, изъятых у нашей компании, налоговики посчитали, что наша компания занималась не наружной рекламой, а другими видами деятельности. Мы потратили много усилий, чтобы все бумаги восстановить, — только их опись заняла несколько папок.

— Вам удалось приобщить эти документы к делу?

— Суд приобщил к делу опись и обязал налоговую службу изучить документацию, после чего с ее учетом высказать свою позицию. Надеюсь, что, изучив документы, ФНС согласится, что правда на нашей стороне, и изменит первоначальные требования.

— Вы согласны с распространенным мнением, что проблемы News Outdoor с налоговыми службами возникли после того, как владелец News Corp. Руперт Мэрдок заявил о намерении расстаться с российским бизнесом, так как в нашей стране инвестиции не защищены?

— Я в теорию заговора не очень верю. Фрагментарно, в ряде публичных вопросов, это нам не очень помогло. Но если говорить о бизнесе компании в целом, то не могу с этим мнением согласиться.

— А желание у News Corporation расстаться с News Outdoor остается?

— Сейчас не время продавать активы. News Outdoor — это лучший актив в области наружной рекламы в России и отличная платформа для создания дополнительной акционерной стоимости. Сегодня продавать ее дешево невыгодно, а дорого никто сейчас ничего не покупает. Мы продолжаем проводить консультации с рядом российских стратегических инвесторов на тему их интереса к нашей компании, но говорить о конкретике еще рано.

— Чем закончились взаимоотношения News Corp. с французским оператором наружной рекламы JCDecaux, вступившим в переговоры о приобретении News Outdoor, но прекратившим их из-за кризиса?

— Переговоры были прекращены из-за финансового кризиса, который очень больно ударил как по News Corp. и News Outdoor, так и по JCDecaux. Чтобы это понять, достаточно посмотреть на финансовые отчеты компаний. Для французской компании сделка была очень весомой, поэтому решение в столь неопределенной ситуации выйти из переговоров выглядит вполне объяснимо.

— Летом появилась информация о том, что вы ведете переговоры с держателями облигаций вашего основного конкурента, Gallery, о выкупе долга этой компании. Это правда?

— Над возможностью совместных проектов с Gallery в разных формах, от объединения технических служб до более глубокого взаимодействия, мы думаем уже года полтора. Объяснение простое — синергия двух компаний только по операционным затратам составляет более $20 млн в год. Сейчас это очень большие деньги, поэтому такую возможность не могут игнорировать ни акционеры/кредиторы Gallery, ни акционеры News Outdoor. Но чтобы от мыслей перейти к действиям, нужно начать их обсуждение. Пока нас к разговору особенно не приглашали.

— Но делали ли вы предложение держателям облигаций Gallery об их выкупе?

— Нет, не делали.

— Некоторое время назад была информация, что вы можете пойти на повышение в News Corporation. Это действительно так?

— Я с 2004 г. отвечаю за деятельность News Outdoor по всему миру. В 2005-2007 гг. я проводил в загранкомандировках больше 50% времени, занимаясь развитием нашего зарубежного бизнеса. В кризисный год мне пришлось гораздо больше внимания уделять России. Сейчас всем нужно сосредоточиться на главном. Так что менять место работы сейчас не планирую.

— Не жалеете, что пришлось вновь сосредоточиться на России?

— Сожалею лишь, что многое из того, чем я занимался последние 2-3 года, не получилось, пусть и по причинам, от меня не зависящим. Особенно тяжело объяснять людям, которые упорно работали по году-два над проектами, что приходится эти проекты закрывать. Это все равно что сообщить армии, геройски оборонявшей позицию, что по решению штаба эта позиция в силу изменения стратегии больше не нужна. Но, с другой стороны, все жесткие решения, которые мы принимали, рациональны. Сейчас главная мера востребованности бизнеса — это прибыль. К сожалению, в большинстве проектов она появляется через 2-3 года работы, поэтому от хороших начинаний, которые не успели пройти этот цикл, приходится отказываться.

— А как вы полагаете, как будет развиваться экономическая ситуация?

— Я думаю, подъем обязательно начнется, но он будет плавным. Резкий спад мы уже пережили, по голове всех шарахнуло, теперь время подниматься.

— Думаете, хуже уже не будет?

— Предпосылок для этого нет. Эмоционально хуже всего будет тем, кто игнорирует реальность и продолжает питать иллюзии относительно того, что все буквально сейчас вернется. Когда я в 18 лет попал в армию, мне сначала было очень тяжело, потому что мыслями ты еще на гражданке, а в реальности — совсем в другом месте. Как только ты принимаешь новую реальность и начинаешь жить в ее условиях, сразу становится легче. Я пытаюсь к такому же состоянию духа приучить всех в нашей компании.

— Армия для вас была столь же неожиданной, как сейчас кризис?

— Да, я тогда учился на первом курсе МАИ. Но в 1987 г. в стране был последний всплеск милитаризма, и всех без исключения студентов, кому исполнилось 18 лет, забрали на службу. Косить тогда было как-то не модно, поэтому все мои сверстники за редким исключением прошли через школу советской армии.

— А в наружную рекламу, как я понимаю, пришли случайно. Не жалеете, что не посвятили себя физике?

— В любимом мультике моих сыновей «Кунг-фу панда» есть хорошее выражение о том, что все случайности не случайны. Если бы кто-то в 1989 г. мне сказал, что за следующие 20 лет я объеду весь мир и сумею поработать на руководящих позициях в одной из лучших компаний мира, я бы точно в это не поверил. Мне грех жаловаться на судьбу, она помогла мне родиться в очень интересное время, реализоваться в области, которой я занимаюсь, и помочь большому количеству людей сделать то же самое. Единственно, хотелось бы надеяться, что линия развития нашей страны, с которой я себя связываю, будет идти вверх.

— А будущее детей вы видите связанным с Россией?

— В настоящий момент — да. Я не исключаю, правда, заграничного образования, но хотел бы, чтобы они жили здесь.

«Мне грех жаловаться на судьбу»

Ткачев не жалеет, что ему пришлось работать не по специальности: «В любимом мультике моих сыновей “Кунг-фу панда” есть хорошее выражение о том, что все случайности не случайны. Если бы кто-то в 1989 г. мне сказал, что за следующие 20 лет я объеду весь мир и сумею поработать на руководящих позициях в одной из лучших компаний мира, я бы точно в это не поверил. Мне грех жаловаться на судьбу, она помогла мне родиться в очень интересное время, реализоваться в области, которой я занимаюсь, и помочь большому количеству людей сделать то же самое. Единственно, хотелось бы надеяться, что линия развития нашей страны, с которой я себя связываю, будет идти вверх».

«Я с 2004 г. отвечаю за деятельность News Outdoor по всему миру. В 2005-2007 гг. я проводил в загранкомандировках больше 50% времени. В кризисный год мне пришлось гораздо больше внимания уделять России. Сейчас всем нужно сосредоточиться на главном. Так что менять место работы сейчас не планирую».

«Сожалею, что многое из того, чем я занимался последние два-три года, не получилось, пусть и по причинам, от меня не зависящим. Особенно тяжело объяснять людям, которые упорно работали по году-два над проектами, что приходится эти проекты закрывать. Это все равно что сообщить армии, геройски оборонявшей позицию, что по решению штаба эта позиция в силу изменения стратегии больше не нужна. Но, с другой стороны, все жесткие решения, которые мы принимали, рациональны. Сейчас главная мера востребованности бизнеса — это прибыль. В большинстве проектов она появляется через 2-3 года работы, поэтому от хороших начинаний, которые не успели пройти этот цикл, приходится отказываться».

Проекты News Outdoor за рубежом

Максим Ткачев: «У подразделений на Украине и в Болгарии ситуация тяжелая, а, например, в Чехии наш бизнес практически на докризисном уровне, неплохо идут дела в Польше. В Чехии никогда не было такого бурного роста экономики, как в России, поэтому ситуация там более стабильная. Мы продали наш израильский бизнес — продолжить необходимые трансформации без продолжения инвестиций было невозможно. Продали компанию в Турции, сократили развитие в Юго-Восточной Азии. Сейчас в финальной части сделка по продаже нашего небольшого подразделения в Индии».

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации

Комментарии


Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 8945

Каталог рекламных компаний России

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама