Николай Дубов


Интервью | 17 Сентября 2009

Николай Дубов
Каким образом переход на цифровое телевидение изменит картину игроков рынка

Согласно ФЦП по развитию телерадиовещания в России с 2015 года все телеканалы должны перейти на цифровое вещание. Насколько сегодня меняются предпочтения телезрителей, каким образом переход на цифровое телевидение изменит картину игроков рынка и повлиял ли на них кризис, корреспонденту РБК daily АЛЕКСАНДРУ КЛЕНИНУ рассказал генеральный директор телекомпании «Первый канал. Всемирная сеть» НИКОЛАЙ ДУБОВОЙ.

— Насколько программы компании «Первый канал. Всемирная сеть» востребованы за пределами России? Какова реальная аудитория канала?

— Аудитория «Первого канала» во всем мире превышает 250 млн человек. Его смотрят в странах Западной и Восточной Европы, Ближнего Востока, в США и т.д. За пределами России «Первый канал» транслируется в четырех международных версиях, в каждой из которых программа передач адаптируется с учетом часовых поясов регионов. Его смотрят как проживающие за рубежом россияне, русскоязычные жители стран бывшего Союза, туристы, так и иностранные студенты, изучающие русский.

Что касается нашего тематического проекта «Цифровое телесемейство», мы активно работаем над продвижением каналов в Канаде, Австралии, Европе. С момента запуска проекта прошло меньше пяти лет, а смотрят его уже более 20 млн человек в разных странах. Напомню, что в «Цифровое телесемейство» входят пять круглосуточных тематических каналов — «Дом Кино», детский канал «Теленяня», «Музыка Первого», биографический «Время» и кулинарный канал Telecafé.

За прошедший год аудитория «Цифрового телесемейства» выросла на 50%, при этом необходимо учитывать, что каждый год в Россию приходят новые иностранные каналы, появляются каналы российского производства. Сегодня жителям страны доступно около 300 телеканалов.

Существенный прирост аудитории демонстрирует международный детский канал «Теленяня». В его основе — колоссальный опыт «Первого канала» в создании телевидения для детей. В развитии «Теленяни» принимают участие опытные специалисты не только в области телекоммуникаций, но и детской психологии и педагогики.

— Какие тенденции в телесмотрении можно отметить в последнее время? Заметны ли изменения в предпочтениях телезрителей?

— Приближается время цифрового телевидения. Наша страна должна полностью перейти на «цифру» к 2015 году, а многие страны на цифровое вещание уже перешли. Активно развиваются и внедряются новые технологии передачи сигнала, в том числе и телевизионного.

Вместе с тем время, которое человек может потратить на просмотр ТВ, сокращается. Люди все больше ценят свое время и хотят смотреть только то, что им интересно, и только тогда, когда им удобно. Более того, часть этого времени забирают новые медиа, прежде всего Интернет. В таких условиях все большее значение для зрителя приобретает качество телевизионного контента и его адаптивность к интересам зрителей. С внедрением новых технологических разработок в области многоканального телевидения конкуренция между каналами возрастает, а значит, еще более ценными становятся оригинальность и качество телевизионного продукта.

— Различаются ли предпочтения телезрителей между россиянами и зрителями других стран?

— Если говорить о различиях между странами, то следует в первую очередь отметить значительное различие в технологической продвинутости, а главное, в доступности цифровых сетей, при сопоставимом качестве телепрограмм. Все меньше людей смотрят ТВ по программе передач, заранее зная, какую передачу и на каком канале включат. Многие зрители, включая телевизор, долго переключают каналы в поисках интересной передачи. А те, кому уже доступны цифровые технологии, могут нажатием кнопок обычного телевизионного пульта выбрать телепрограммы определенной тематической направленности, интересные именно им и именно в момент включения телевизора. Более того, сегодня технологии позволяют телезрителю самому формировать «свой телеканал», т.е. ресивер записывает программы, автоматически выбирая их по заданным тематическим критериям из электронных программ передач доступных телеканалов.

В нашей стране процесс развития этих технологий только начался, поэтому стабильную аудиторию удается сохранять лидерам, которые могут гарантировать качественный контент на протяжении всего времени вещания. Вместе с тем надо отметить ряд несомненных преимуществ, которыми в данных условиях обладают тематические каналы, четко сфокусированные на определенную аудиторию. Такие каналы собирают аудиторию, интересующуюся определенной тематикой, недостаточно представленной на центральных каналах. В ближайшем будущем доля таких каналов будет только расти, и уже сейчас мы наблюдаем это на примере роста аудитории каналов «Цифрового телесемейства» и рынка специализированного ТВ в целом.

— Вынуждает ли кризис корректировать бизнес-модель канала?

— Кризис, конечно, не мог нас не коснуться. Сократилась покупательская способность, снизилась маркетинговая активность производителей товаров и услуг, что сказалось на объемах рекламного рынка в целом. Однако, поскольку наше подразделение работает на международном рынке и наши каналы вещают в разных странах, у нас есть возможность эффективно управлять продажами и минимизировать риски, компенсируя спады за счет стабилизирующихся регионов.

— Многие каналы сокращают издержки за счет сокращения закупок нового дорогого контента. Можно ли уже сегодня заметить изменения в качестве вещания телеканалов?

— Нам удалось сократить затраты на производство за счет снижения стоимости технических услуг, снижены и закупочные цены на контент. Признаю, что в начале года нам действительно пришлось приостановить работу над несколькими проектами для «Цифрового телесемейст­ва», тем не менее мы провели большую работу по подготовке нового сезона, который стартовал 12 сентября.

— Насколько обоснован выбор некоторых телеканалов в работе с рекламодателями напрямую, минуя агентства?

— Некоторым телеканалам основной доход действительно приносят именно прямые клиенты. Рекламодатели обращаются напрямую к телеканалам, когда не получают качественного сервиса со стороны агентства или же агентства оказываются не в состоянии предоставить вовремя необходимую информацию о запуске новых проектов и возможностях размещения на них рекламы. Подобную информацию они вынуждены узнавать от самих телеканалов.

— Согласно указу президента Дмитрия Медведева до 1 января 2011 года на базе «Теленяни» и «Бибигона» будет создан дет­ско-юношеский телеканал. Каково ваше видение канала?

— Очевидно, что он будет создан с опорой на производственную базу и опыт «Первого канала» в области детского телевидения. Мы можем предложить и налаженную дистрибьюторскую сеть, ведь «Теленяня» транслируется в Америке, Европе, странах СНГ. Детско-юношеский канал — непростой проект, и в оставшиеся до запуска полтора года нам есть над чем поработать. Основную трудность в создании нового канала я вижу в том, что он должен отвечать интересам двух совершенно разных аудиторий — детской и подростковой. Каким образом грамотно совместить в рамках одного канала, вещающего на разные часовые пояса, программы для столь непохожих зрителей, нам предстоит решить.

— Насколько переход на цифровое телевидение изменит картину игроков рынка? Каким вы видите телевидение XXI века?

— Переход на «цифру» откроет безграничные возможности для развития интерактивного телевидения и дальнейшего сближения его с Интернетом. Телевидение завтрашнего дня — это нишевые каналы, ориентированные на узкосегментированную аудиторию с четко очерченными характеристиками и интересами. Я считаю, что переход на цифровое вещание и развитие цифровых технологий вполне могут кардинально изменить картину на телевизионном рынке нашей страны. Это станет предпосылкой для формирования совершенно новой телевизионной модели, в основе которой встанут качество и оригинальность телевизионного продукта.

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации

Комментарии


Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 8945

Каталог рекламных компаний России

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама